Тема: «Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры»

  • Дата: 31.03.2024

Япония - страна высокой культуры и грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Своим благополучием Страна Восходящего Солнца обязана, прежде всего, строгому соблюдению древних традиций, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана. Традиции Японии можно наблюдать буквально в каждом аспекте жизни страны. Японцы бережно и любовно относятся к природе, восторгаются естественной красотой пейзажа, цветов или моря.


В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Мебели, как правило, мало.


Многочисленные национальные блюда приготавливают из морепродуктов. Одним из известнейших блюд в мире стало японское блюдо "суши", небольшие рулеты из высушенных морских водорослей начиненные рисом с начинками. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Используют их только один раз, а затем выбрасывают.


Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «та но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. По окончании чайной церемонии хозяева дарят на прощание гостам бумажную птичку – журавлика. Считается, что он приносит людям счастье.


У японцев приняты поклоны и улыбки. Еще когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших. Свадьбы в Японии принято играть летом. Большинство обрядов проводятся по синтоистскому стилю.


Особое внимание уделяют прическам. Причёску покрывали растопленным маслом или воском для того, чтобы волосы блестели, имели здоровый вид. Для сохранения ярусной причёски голову на ночь клали на специальные скамеечки с углублением для шеи. Благодаря этому причёска долгое время оставалась на весу, женщина была красива в течение 2 недель.







Урок по изобразительному искусству

в 4-ом классе

Тема: «Страна восходящего солнца.

Праздник цветения сакуры».

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ №22

Власова Валентина Георгиевна

х. Новотроицкий, 2017год

Конспект урока по изобразительному искусству.

(4 класс)

Тема. Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

Цели: познакомить учащихся с культурой Японии, их традициями, развивать чувство

толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к

природе, умение работать в группах, научить технике рисования сакуры «по мокрому

фону».

Планируемые результаты: учащиеся расширят свои представления о культуре Японии,

усвоят такие понятия как «жанр пейзажа», «композиция», научатся вести диалог,

понимать учебную задачу урока, оценивать свои достижения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа.

Формы обучения: коллективная, фронтальная, работа по карточкам, с картой,

практическая художественно-творческая работа.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный проектор, презентация

«Япония»; музыкальный ряд: японский Оркестр сто одной скрипки «Сакура».

Оборудование: белый лист, кисти, гуашь, баночки для воды, салфетки, карта материков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Я очень рада видеть вас, ребята! И думаю, что этот урок будет интересным и занимательным.

2. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Скажите, пожалуйста, в какое время года начинают цвести сады? (ответы детей)

А по- японски весна Хаару (на доске появляется карточка с этим словом).

А какие фруктовые деревья зацветают первыми? (ответы детей).

А по-японски вишня – сакура (на доске появляется карточка «сакура»).

3. Самоопределение к деятельности.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в удивительную страну.

Её часто называют Страной восходящего солнца, где произрастает вишня - сакура.

Кто догадался и может озвучить тему нашего урока? (примерные ответы детей, учитель

корректирует их ответы)

Молодцы, ребята! Мы будем рисовать сакуру.

Слайд 1.

4. Работа по теме урока.

1. Ответы на вопросы.

Ребята, давайте выясним, почему Японию называют Страной восходящего солнца? (ответы детей).

Правильно. Скажите, есть ли различие между нашим материком и Японией?

(ученики смотрят на карту и устанавливают различие).

2. Рассказ учителя и учащихся о Японии .

Слайд 2 .

Учитель . - В японском характере есть одна черта – жить в гармонии с природой, они

очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует много праздников,

посвящённых деревьям и цветам. С конца марта до начала апреля Япония полностью

преображается: сотни деревьев зацветают повсюду белыми и розовато-белыми цветами.

Издали кажется, будто они окутаны облаками или покрыты хлопьями снега. Каждый год в

парках, аллеях, садах, возле дворцов и храмов собирается множество людей, чтобы

полюбоваться поистине прекрасным и захватывающим зрелищем.

Слайд 3.

1-й ученик . Этот обычай получил название «Ханами-пати» (ханами-цветок, пати- смотреть), что дословно означает «рассматривание цветов». Это время цветения декоративной вишни «сакуры», с которой связан один из самых красивых праздников Страны восходящего солнца.

2-й ученик . Сакура - национальный символ Японии. Знаменитая японская вишня-сакура

воспета в песнях, в поэзии, в картинах художников разных поколений. Каждый цветок

сакуры, по японскому поверью, рассказывает о судьбе ребёнка.

Учитель . Существует легенда.

Чтобы доказать правителю жестокость князя Хотты, старшина деревни Сакура привёл

своих детей и показал их спины, покрытые побоями княжеских слуг. Наказанный Хотта

тайком схватил Сакуру с детьми, привязал к вишне и запорол их. С тех пор в Японии

вишни цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей.

Учитель . Прежде чем приступить к работе, мы немного отдохнём.

Физкультминутка. Японские приветствия. (повторить 3 раза)

«Доброе утро» - поворот налево, поклон на 90 гр.

«Привет» - поворот направо, поклон на 90 гр.

«Здравствуйте» - встать прямо, поклон на 90 гр.

3. Творческая практическая деятельность. (Работа в группах.)

До урока учащиеся поделены на группы. Учитель объясняет последовательность выполнения работ.

Слайд 4.

Сегодня мы будем рисовать цветение сакуры. Приступим к выполнению творческих

работ. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и

каждая группа создаст свою сакуру, свой образ этого цветущего дерева. По завершении

работ мы устроим маленький фестиваль Ханами – пати, любование вашими работами.

Под звуки музыки (запись) в исполнении японского Оркестра сто одной скрипки

«Сакура» учащиеся приступают к работе.

Учитель. Воздух в стране очень влажный. Чтобы показать эту туманность и размытость, мы будем рисовать по влажному листу.

1) Для этого слегка намочите весь лист влажной кисточкой.

2) Теперь начинаем «накладывать» цвета, начиная с неба, затем горы и долина.

Какие краски для этого потребуются? (ответы детей)

3) Даём фону немного подсохнуть, выбираем кисточку потоньше и продолжаем работать.

Здесь действуем особенно аккуратно, не спеша.

Ученики работают, учитель следит за их работой, даёт советы, оказывает им необходимую помощь.

По окончании работ учащиеся приводят в порядок рабочее место и вывешивают свои

работы на выставку.

4. Рефлексия. Анализ и эстетическая оценка.

Ученики внимательно рассматривают работы и высказывают своё мнение.

Оценивают свои работы.

5.Итог урока. Обобщающая беседа.

- Ребята, маленький фестиваль любования вашими работами удался. Посмотрите, какие работы получились!

Какие затруднения возникли во время работы? (ответы детей)

Что нового вы сегодня узнали на уроке? (ответы детей)

Как выдумаете, а у нас, в России есть своя сакура? (ответы детей)

Какие чувства вызывает у вас момент цветения вишни? (ответы детей)

Как вы думаете, есть ли в России праздники, связанные с деревьями? (Завивание берёзки

на Троицу, Вербное воскресение.) (ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие.

На магнитной доске размещены карточки, вызванный ученик берёт карточку и читает (на

карточках фото Японии).

1-я карточка . Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Японцы называют Японию «Ниппон», что означает «Страна восходящего солнца». Покровительница государства – богиня Солнца Аматерасу.

2-я карточка . Вулкан Фудзияма – священное место для японцев. Столица Японии город Токио. В Японии популярны бейсбол, футбол, дзюдо, карате. Основа японской кухни – это рис, рыба. Особое место занимает чайная церемония.

3-я карточка . Ни в одной стране мира нет столько праздников, как в Японии. Их 15. Например, 5мая – День детей. Дома украшают бумажными карпами и куклами. Особо почитаемый праздник – цветение сакуры.

4-я карточка . В Японии существуют определённые правила жестикуляции. Чем сдержаннее человек, тем большее уважение он заслуживает. Поэтому похлопывание и хватание за руку в Японии не вызывает радости.

Учитель . Два разных государства – Япония и Россия. Казалось бы нас ничего не связывает вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева может объединить людей. Как и японцы мы радуемся приходу весны, цветению цветов и деревьев.

Дома расскажите, чем занимались на уроке и что особенно вам понравилось.

Ребята, урок окончен. Спасибо за работу. Вы были большие молодцы.

Домашнее задание. Найдите информацию об этой удивительной стране – Японии и прочитайте.


Япония - страна высокой культуры и грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Своим благополучием Страна Восходящего Солнца обязана, прежде всего, строгому соблюдению древних традиций, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана. Традиции Японии можно наблюдать буквально в каждом аспекте жизни страны. Японцы бережно и любовно относятся к природе, восторгаются естественной красотой пейзажа, цветов или моря.


В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Мебели, как правило, мало.


Многочисленные национальные блюда приготавливают из морепродуктов. Одним из известнейших блюд в мире стало японское блюдо "суши", небольшие рулеты из высушенных морских водорослей начиненные рисом с начинками. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Используют их только один раз, а затем выбрасывают.


Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «та но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. По окончании чайной церемонии хозяева дарят на прощание гостам бумажную птичку – журавлика. Считается, что он приносит людям счастье.


У японцев приняты поклоны и улыбки. Еще когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших. Свадьбы в Японии принято играть летом. Большинство обрядов проводятся по синтоистскому стилю.


Особое внимание уделяют прическам. Причёску покрывали растопленным маслом или воском для того, чтобы волосы блестели, имели здоровый вид. Для сохранения ярусной причёски голову на ночь клали на специальные скамеечки с углублением для шеи. Благодаря этому причёска долгое время оставалась на весу, женщина была красива в течение 2 недель.