Сообщение на тему труд и творчество человека. Разница между трудом и творчеством

  • Дата: 22.03.2024

Творческий труд.
Особенности творческой деятельности.

Творческий труд:

Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.

Творческий труд характерен для инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников и артистов. Их работа невозможна без использования значительного объема знаний, напряженного внимания, повышенного нервно-эмоционального статуса, обязательного создания новых алгоритмов деятельности, нерегламентированной интенсивности труда.

Огромное число людей сегодня занято творческим трудом. Элементы творчества имеются в работе большинства специалистов сегодняшнего дня. Необходимость исследования творческого процесса диктуется целесообразностью повышения его продуктивности. Сегодня этим занимаются физиологи, психологи, философы, математики.

Творчество - это сложный процесс создания нового.

Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний, иначе приходится ломиться в открытую дверь и изобретать велосипед. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр (фокус), вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями.

В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.

Основные этапы творческого процесса:

а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;

б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;

г) проверка и доработка.

Особенности творческой деятельности:

1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.

2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них - активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер - инерция собственного мышления.

3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения - когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.

4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований (бессознательный уровень) в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания.

5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4-6 градусов.

6. Алкоголь вызывает разлитое торможение коры больших полушарий, активирует некоторые вегетативные подкорковые центры, но делает невозможным и процессы тонкого анализа и синтеза информации, а в больших дозах оказывает опасное токсическое действие на корковые нейроны.

На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям.

Творчество - не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады.

Высшее кульминационное творческое состояние - это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии - это награда за каторжный труд.




Ж Животное выполняет всегда одни и те же дей- ствия. Это условные и безусловные рефлек- сы, данные природой. Подробнее о них ты уз- наешь на уроках биологии. Н Ни одно животное не создаёт чего-то нового. Н Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско- лько времени на это понадобится. Т Планирование – То есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.




Мастер и ремесленник Ремесленником Ремесленником назы- вают человека, владе- ющего ремеслом. Ремесло Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б Быть ремесленником – значит заниматься ка- ким-то ремеслом.


Г Главное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч- но ручной. С Среди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер Мастер – человек достигший высокого мас- терства (искусства) в своём деле. Он вкла- дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.


Что такое творчество Творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове- ка, но и для других. В Выдумка, фантазия, воо- бражение неотделимы от творчества. Т Творчество отличает дея- тельность очень многих лю- дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.


Творчество в искусстве. У ви- деть Умеешь ли ты не только смотреть, но и ви- деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос- кое? У слы- шать Умеешь ли ты не только слушать, но и слы- шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П Про людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув- ства красоты».


З Заполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ЕЦ Ш Шкатулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ЕЦ С Создатель, автор. _ _ _ _ ЕЦ П Постройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ЕЦ П Похвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л А Р Т В О Р Д В О Р М О Л О Д


Домашнее задание: § §10, сс, З Задания в рабочей тетради: 1-3, сс

Ученики 4-б класса представляют свой коллективный проект «Труд – основа нашей жизни».

Труд, как и жизнь, существовал всегда. Труд и жизнь – это не разделимые понятия. Пока человек живет – он трудится! Нам стало интересно действительно это так?

Тема нашего проекта : «Труд – основа нашей жизни».

В связи с этим мы поставили перед собой цель : исследовать значение труда в жизни учеников нашего класса.

Проблема : зачем человеку трудиться?

Гипотезы :

    Предположим, что труд имеет важное значение в жизни человека.

    Если человек много трудится, он в жизни многого добьётся.

Этапы исследования:

    Найти в толковом словаре значение слова труд .

    Узнать из энциклопедий, когда возник труд человека.

    Найти пословицы о труде.

    Провести анкетирование и выяснить отношение к труду своих одноклассников.

    Проанализировать, какое значение имеет интеллектуальный труд в жизни школьника.

    Собрать информацию о выполнении домашних обязанностей.

    В интервью с родителями узнать, какие советы они могли бы дать своим детям.

    В сочинениях одноклассников найти высказывания, которые понравились.

Своё исследование мы начали с толкования слова труд.

В толковом словаре слово труд означает:

    Целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Например, умственный труд, физический труд.

    Труд – это работа или занятие. Например, тяжёлый труд, получить вознаграждение за труд.

    Труд – это усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Пример: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Следующий вопрос: когда и зачем возник труд?

Впервые труд появился в древности. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Древнейшие люди питались тем, что давала им природа. Мясо добывали мужчины на охоте. Чтобы укрыться от непогоды люди строили себе шалаши.

В библиотеке мы нашли пословицы о труде, народная мудрость гласит:

Кто трудится, тот голодным не останется.

Труд человека кормит, а лень портит.

Уменье и труд всё перетрут.

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

Без мук труда не будет и радости.

Зеркало человека – его труд.

Обучение не только увлекательно, это ещё и процесс, требующий от каждого человека много усилий и работы над собой. Учение может и должно приносить много радости! Мы провели анкетирование среди учеников нашего класса и выяснили, в какие моменты они испытывают радость от учения.

    Радость испытывают 65% учеников, когда справляются со сложной задачей.

    Когда не задают домашнее задание, всего лишь 5% учеников радуются.

    Хорошим отметкам рады 100%.

    Когда учитель рассказывает о чём-нибудь интересном и необычном, испытывают радость 90%.

    85% радуются, когда выполняют задания, в которых нужно придумать необычные решения.

    Очень рады 100% учеников, когда поняли то, что не могли понять раньше.

    100% учеников нашего класса убеждены, что для хорошей учёбы, нужно много трудиться.

    Для того чтобы добиться успеха в жизни, нужно много трудиться. Мнение 100% учеников нашего класса.

Вот уже четвёртый год наш главный труд – это учение.

Разве может быть ученье увлекательным? Может! Мы убеждены в том, что если начинаешь ЧТО-ТО делать, нужно делать ЭТО хорошо.

Основная цель нашего учения: умение учиться с любовью, умение с увлечением заниматься любым де­лом, умение искать и находить интерес в любой деятельности. Человек может сам научиться работать с увлече­нием!

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересны­ми?

Могут! Каждому человеку ОДНИМИ предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить ДРУГИЕ, требуются опре­деленные старания. Мы приучаем себя ко всем предметам отно­ситься творчески, увлеченно, с уважением.

Можно ли развивать интеллектуальные способности В ШКОЛЕ? Можно!

На уроках мы учимся мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и чётко планировать свои действия .

Мы очень радуемся своим победам в школьных конкурсах. И с нетерпением ждём предметные недели, чтобы проверить и пополнить свои знания.

На внеурочной деятельности мы развиваем творческую активность и познавательные способности.

Мы научились создавать проекты. За 3 года мы уже создали много проектов и творческих работ. Свои проекты мы защищаем в классе, на школьных научно-практических конференциях.

А также свои работы представляем на Сайт «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика».

С 1 класса мы с удовольствием участвуем в дистанционных олимпиадах. Получаем не только хороший результат, но и развиваем свой ум, смекалку, трудолюбие, самостоятельность и ответственность.

Мы активно участвуем в исследовательской деятельности. Участвуя во Всероссийском конкурсе «Ученик года», мы создали 10 научно-исследовательских работ.

Наши исследовательские работы получают ПРИЗНАНИЕ на районных и областных конкурсах.

Мы твёрдо убеждены, что учение с увлечением - первый шаг к будущей ОТВЕТСТВЕННОЙ, СЕРЬЁЗНОЙ ЖИЗНИ, полной смысла и радости.

Следующий этап нашего исследования. Проанализировав свой учебный день, неделю, год, мы пришли к выводу, что кроме учебного труда мы вовлечены в трудовые дела нашего класса, школы. Мы занимаемся творчеством на внеурочной деятельности, ухаживаем за комнатными цветами, поддерживаем порядок в классе, участвуем в субботниках, благоустройстве территории вокруг школы.

Ещё мы трудимся дома, у всех учеников нашего класса есть домашние обязанности, с которыми мы с удовольствием справляемся.

В ходе интервью наши родители посоветовали:

Уважайте труд людей!

Наблюдайте за взрослыми, как они выполняют работу. Берите пример!

Любую работу нужно делать от начала и до конца.

Главное в работе – набраться терпения.

Найди себе увлечение, хобби. Например, шитьё, рукоделие, вышивание и др. Это развивает терпение.

Определи для себя посильное дело по дому.

Планируй свой день. Не забывай в распорядке дня оставить место для выполнения домашних обязанностей.

Чередуй работу и отдых.

Не берись за непосильную для тебя работу.

Если что-то не поучается, попроси помощи.

Трудиться – всегда пригодится!

Нам было интересно мнение наших одноклассников о труде. Вот, что они считают:

Беделов Имам считает: «Труд – главное в жизни человека».

По-мнению Русовой Вики: «Каждый человек должен трудиться».

Родина Виолетта считает: «Любой труд надо ценить и уважать, ведь слаще всех трудов – плод человеческого труда».

Вот мнение Уваровой Арианы: «Трудиться нужно честно и добросовестно».

Филатова Диана подметила: «Когда трудишься с любовью и желанием, это доставляет радость. Разгадка долголетия в труде».

Вершкова Алиса по праву считает: «Труд позволяет человеку добиться поставленных целей, стать успешным и счастливым».

Эйсфельд Ваня говорит так: «В наше время, чтобы хорошо жить, надо хорошо и много трудиться».

В ходе проведённого исследования мы пришли к выводу:

Если к своему труду отнестись добросовестно, ответственно, приложить волевое усилие, терпение, усидчивость, то обязательно получится результат.

Гипотеза, что труд имеет важное значение в нашей жизни, подтвердилась.

Мы уверены в том, что, если человек много трудится, он в жизни многого добьётся.

Спасибо за внимание!

Желаем всем здоровья и творческих успехов!

«Труд» и «творчество»

Указанные процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более 2/3 населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает 1/3. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т.д. Как показывают расчеты, именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению.

В древнеиндийском эпосе "Махабхарата" это выражено так; "Судьбы наивысшей был жрец удостоен, Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры. Таков был закон стародавний и мудрый".

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, "поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Словосочетание "рабочее время" для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия "труд" и "творчество" нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: "Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности" . Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: "Это не от меня, это свыше!" Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории "Сотворение мира". Смысл восклицания Гайдна близок тому, что писал Платон тысячелетием ранее в диалоге "Пир": "...Гении представляют нечто среднее между богом и смертным. - Каково их назначение? - Быть истолкователями и посредниками между людьми и богами.... Пребывая посредине, они заполняют промежуток между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью".

Далее творчество он определяет следующим образом: "...творчество - понятие широкое. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их творцами".

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу.

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть "не зависимой от внешних материальных условий", особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых, общение, сон и т. д. Такой подход характерен, в частности, для лауреата Нобелевской премии Г. Беккера по теории распределения времени.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень полезности для различных людей и периодов времени.

Из рассмотренных представлений о сущности и видах труда следует, что при анализе понятия "труд" необходимо выделять два основных аспекта: содержание и мотивы. Первый - это усилия человека по преобразованию ресурсов природы" в потребительские блага, второй - силы, побуждающие человека трудиться.

Таким образом, нужно дать следующее рабочее определение: Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении Маршалла, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу.

Методическая разработка профориентационного урока учителя обществознания МОУ «СОШ №29 г. Йошкар-Олы» Березиной Аллы Алексеевны

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема: «Труд и творчество» (§ 13 - УМК под редакцией Боголюбова Л.Н., Л.Ф. Ивановой, допущено Министерством образования и науки РФ, М. Просвещение», 2008)

Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности и процесса

творчества.

Задачи :

1) формирование представлений о роли труда в жизни человека;

сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;

выяснить разницу между ремесленником и мастером;

2) расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой

профессии;

3) познакомить с востребованными творческими профессиями 21 века в России

4) формирование умений вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

Оборудование: компьютер, проектор

Эпиграф к уроку:

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Ушинский

II . Изучение нового материала

Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? Слайд 2

Найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных Слайд 3

Животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт

Не ставят цель при работе; - нет цели

Какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда

Не умеют планировать работу; - не планируют

Определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы - не задумываются о сроках, времени.

Таким образом, животные выполняют одну и ту же работу, необходимую для его жизни (для выживания)

Что же необходимо животным для жизни:

Пища (разыскивает);

Заготавливает корм;

Строит жилище (нору или гнездо).

Итак, э тому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.

А что характерно для труда человека?

Планирование;

Создаёт новые машины и механизмы;

Совершенствует всё вокруг себя.

Какова цель деятельности человека?

Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе. Их работа будет характеризоваться следующим образом - работа по образцу. Таких людей в древности называли ремесленниками. Ремесленник - человек, владеющий ремеслом,умеющий делать полезные вещи.

Обратимся к словарю, ремесло - слайд 4

Владение искусством изготовления определенных видов вещей, наличие соответствующей профессии.

Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких л. изделий ручным, кустарным способом

Таким образом, ремесло - это деятельность человека по производству различных важных и нужных предметов для жизни .

Не всегда ремесленник старается что-то изменить в своих изделиях. Ему важно сделать этих изделий побольше и продать. И сегодня можно видеть на рынках множество одинаковых деревянных и пластиковых поделок, игрушек.

Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое.

Как вы думаете, почему?

Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации.

Каким образом человек может самореализоваться в работе?

Проявив фантазию, воображение - проявив творчество.

Что же такое творчество?

Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

А как можно назвать человека который проявляет в работе творчество?

Мастер - человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?

Писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов. Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотятворчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.

Давайте познакомимся с самыми востребованными творческимипрофессиями 21 века в России.

1. Web-дизайнер Средняя зарплата: 36690 руб. (слайд 5)

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта