«Золотая рыбка», она же «Серебряный кит», она же «Папа. Титановая «Золотая рыбка К 162 убийца авианосцев

  • Дата: 26.02.2024

Конструкторам, работавшим над созданием военной техники в СССР, нередко удавалось создавать образцы, опережавшие мировой уровень. Однако по причинам тотальной секретности о военно-технических рекордах тогда мало кто знал. А сейчас и вспоминать о былых достижениях как-то не с руки - ничем аналогичным похвастаться не можем. И все-таки имеет смысл напомнить хотя бы о некоторых из них, хотя бы для того, чтобы разбудить уснувший дух творчества и побудить к великим свершениям.

Скорость

18 декабря 1970 года советская атомная многоцелевая подводная лодка проекта 661 "Анчар" К-162 достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует по сухопутным меркам 82,78 км/час. Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали.

Решение о проектировании этой субмарины было принято в 1959 году. В западноевропейской части страны были убраны еще не все руины прошедшей войны, даже в крупных городах гужевой транспорт был делом обычным, а на стапелях закладывалась титановая атомная подводная лодка - первая титановая в мире. Для этой лодки создавались специальные противокорабельные ракеты "Аметист" с подводным стартом, строились особо мощные ядерные реакторы. Многое в новой субмарине было реализовано не только впервые в СССР, но и впервые в мире. Введение в строй К-162, без преувеличения, можно сравнить с запуском первого человека в Космос.

Стоимость

Не так уж и давно была озвучена стоимость проектирования и строительства проекта 661 - 240 миллионов рублей. По тогдашнему официальному курсу чуть больше 200 миллионов долларов. Сущие копейки, если учесть, что сейчас атомные субмарины обходятся в миллиард… долларов. Пятьдесят лет назад и 200 миллионов было дорого. И "Анчар" назвали "золотой рыбкой". Хотя можно сказать, сказочное имя означало: "золотая рыбка" способна выполнить любое желание своей команды.

Возможности

Для этой субмарины задач невыполнимых поистине не существовало. Она могла догнать и преследовать любой военный корабль, а при необходимости его уничтожить.

С 25 сентября по 4 декабря 1971 года К-162 совершила дальний поход в Атлантику. Во время этого похода советская субмарина буквально приклеилась к авианосцу США "Саратога". Несмотря на то, что американский корабль развивал и долгое время удерживал скорость 30 узлов, оторваться он так и не смог. Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.

Был случай, когда К-162 отрабатывала учебные задачи в Баренцевом море, почти там же, где десятилетия спустя погиб "Курск". Экипаж лодки зафиксировал, что ее преследует чужая субмарина. Благодаря высокой скорости и маневренным характеристикам, К-162 сама вышла в хвост вражеской подлодки и держала ее под прицелом, пока та не скрылась в нейтральных водах.

Характеристики

Основные характеристики К-162: наибольшая длина - 106,9 м, наибольшая ширина по стабилизаторам - 16,7 м, нормальное водоизмещение - 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода - 37-38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) - 550/400 м, автономность - 70 суток, экипаж - 82 человека, вооружение - 10 ПУ ракет П-120 "Аметист" (размещены в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса наклонно к горизонту), 4 торпедных аппарата калибра 533 мм при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них 8 запасных). Торпедные аппараты обеспечивали беспузырную стрельбу торпедами с глубин погружения подводной лодки до 200 м.

Уникальность

"Золотая рыбка" так и осталась единственной в своем роде. И не только потому, что была слишком дорогой - многие ее тактико-технические характеристики перестали отвечать требованиям времени. Но на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин - многоцелевых и стратегических.

В конце 1970-х годов в строй ВМФ вошли, наверное, самые уникальные из серийных атомных подлодок в мире. Это многоцелевые субмарины проекта 705 "Лира", по классификации НАТО - "Альфа". Лодки отличались малыми размерами, очень высокой степенью автоматизации, были сверхманевренными и сверхскоростными.

Подводная скорость равнялась 41 узлу, что ненамного уступало рекордной, показанной лодкой проекта "Анчар". По мнению западных специалистов-подводников, увернуться от атаки "Лиры" было практически невозможно, а ее саму поразить было чрезвычайно трудно даже управляемыми торпедами - маневренность "Лир" была выше, и лодка легко уходила от выпущенных по ней торпед. К сожалению, и эти прекрасные лодки развития не получили и в 1990-е годы были полностью списаны из состава подводных сил ВМФ.

В мае 1983 года в Северодвинске спустили на воду глубоководную атомную подводную лодку проекта 685 "Плавник" К-278. Она вошла в историю под именем "Комсомолец" как лодка, погибшая из-за пожара на борту.

К-162 тоже осталась единственной в своем роде. На ней так и не удалось толком отработать технические новинки, многие из которых были революционными. Она слишком мало находилась в строю, а в 1990-е годы подводный флот России едва не прекратил свое существование. Тем не менее, два рекорда К-162 остались непревзойденными.

4 августа 1985 года "Комсомолец" погрузился на глубину 1027 метров. Это абсолютный рекорд для подводных лодок. При всплытии на глубине 800 метров был произведен торпедный залп. Никогда еще с такой глубины торпедами не стреляли. Была подтверждена неуязвимость проекта К-162. На глубине 800 метров эту субмарину можно поразить только ядерным зарядом, а она могла ударить торпедой по любому надводному и подводному кораблю. Увы, как казалось, непотопляемая титановая подводная лодка затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море после пожара, случившегося на борту по так и не выясненной причине.

Неповторимая "Акула"

В конце 1970-х в состав ВМФ СССР стали вводить атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 "Акула". Это были самые большие подводные лодки в мире. Подводное водоизмещение равнялось 48 тысяч тонн. Для сравнения, американская "Огайо" имела подводное водоизмещение 18,7 тысячи тонн. "Акулы" оказались также единственными в мире лодками катамаранного типа - они имели два независимых друг от друга прочных корпуса, между которыми находились пусковые установки. Такая конструкция значительно повышала живучесть подводного крейсера. Однако это не спасло проект 941. После развала СССР, по требованию США все крейсера были разоружены, их стратегические ракеты физически уничтожены, технология производства и технологические линии были также ликвидированы. В настоящее время идет утилизация корпусов еще оставшихся на плаву гигантских субмарин - очень ярких символов мощи стратегического подводного флота СССР.

К-222

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

К-222 (К-162) - атомная подводная лодка (АПЛ) СССР второго поколения, на счету которой абсолютный рекорд скорости в подводном положении в 44,85 узла (83,06 км/ч). Единственная лодка, построенная по проекту 661 «Анчар», вооруженная первыми крылатыми ракетами подводного пуска «Аметист». За свои уникальные качества и дороговизну получила прозвище среди моряков «Золотая рыбка».

Общие сведения

Первая атомная подводная лодка СССР второго поколения, единственная лодка проекта 661 «Анчар». По кодификации НАТО получила название Papa (рус. «Папа»). Такое название было выбрано случайно, но субмарина проекта 661 стала своего рода прародителем атомных подводных лодок современности. К-222 - первая подводная лодка, построенная из титана, который в 60-ые годы стоил баснословных денег, из-за чего стоимость лодки была колоссальной и составляла 2 млрд. рублей по курсу 1968 года, за что и получила прозвище «Золотая рыбка».

Субмарина представляла из себя квинтэссенцию всех передовых технологий того времени: автоматика, телеметрия, гидродинамика. В отличие от своих предшественниц, которые имели заостренный нос, лодка была похожа на гигантскую торпеду. Именно с К-222 началась знакомая нам «китообразная» форма современных АПЛ.

Предпосылки к созданию

Создание данной подводной лодки было ответом СССР на новую военную доктрину США, в которой основная наступательная мощь армии переносилась на флот, где основной боевой единицей являлась авианосная ударная группа . СССР не мог строить свои авианосцы из-за большой стоимости и трудоемкости производства, поэтому было решено сделать ставку на подводный флот.

Существенным недостатком подводных лодок в конце 50-ых - начале 60-ых годов было то, что для пуска ракет по кораблям противника лодке необходимо было всплыть на поверхность, тем самым демаскировав себя и лишить атаку элемента внезапности. Для решения этой проблемы академиком Владимиром Челомеем была разработана ракета подводного старта П-70 «Аметист». Однако для возможности пуска ракеты из подводного положения пришлось принести в жертву дальность её полета, которая составила 80 км. Конструкторским бюро было дано задание создать новую лодку с высокими скоростными характеристиками, которая могла бы за короткое время сблизится с авианосной группой для пуска ракет и быстро уйти от ответного удара.

Проектирование

Проектировка подлодки началась в декабре 1959 года в ЦКБ-16 под руководством Николая Исанина. Позже его сменил Н. Шульженко. По приказу ЦК КПСС при проектировании новой субмарины было запрещено применять уже использовавшиеся ранее технологии, приборы и инженерные решения. С одной стороны, это позволило получить лодку с уникальными на то время возможностями, но, в свою очередь, на разработку новых технологий требовалось время, что приводило к увеличению срока проектировки новой субмарины. Конструкторы субмарины обратились к новой для того времени науке - эргономике: на суше собирались макеты постов управления в натуральную величину.

Для постройки К-222 был впервые использован титан. В 60-ых годах в СССР не было достаточных мощностей для производства необходимого количества металлического титана, а также отсутствовали способы его обработки, поэтому постройка лодки сильно затягивалась. Многие промышленные технологии использовались впервые, что нередко приводило к трагедиям. Например, во время сварки двух титановых деталей в атмосфере аргона по неопытности задохнулось несколько сварщиков.

Постройка и испытания

  • В 1961 году был утвержден проект подлодки, после чего приступили к выпуску рабочих чертежей;
  • В 1962 году 3 мая была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР как КрПЛ К-18;
  • В 1963 году 28 декабря в цехе № 42 на Северном машиностроительном предприятии в г. Северодвинск была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка проекта 661;
  • В 1965 году 27 января была вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162;
  • В 1965 году осенью сформирован экипаж ;
  • В 1968 году 21 декабря была спущена на воду и зачислена в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок БелВМБ;
  • В 1969 году 13 декабря в 2:30 утра лодка вышла на ходовые испытания, в ходе которых при мощности реакторов в 80 % была достигнута скорость в 42 узла в подводном положении. Во время этих испытаний была обнаружена интересная особенность: при скорости лодки свыше 35 узлов появлялся сильный гул до 100 децибел, сравнимый с ревом реактивного самолета. Как позже установили, гул появлялся из-за турбулентного характера обтекания лодки. По воспоминаниям очевидцев, когда лодка вернулась к причалу, с нее слетела вся краска, была оторвана входная дверь ограждения рубки, было сорвано три лючка в надстройке и даже загладились сварочные швы на корпусе.
  • В 1969 году 31 декабря подписан приемный акт;
  • В 1970 году 9 января лодка официально вошла в состав Краснознаменного Северного флота.

Описание конструкции

Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, делился на девять отсеков: 1-й (верхний) и 2-й (нижний) отсеки, имеющие в сечении форму восьмерки, образованной двумя пересекающимися окружностями диаметром 5,9 м каждая (в них размещались торпедные аппараты с запасным боекомплектом и устройством быстрого заряжания); 3-й - жилые помещения, пищеблок, кают-компания, аккумуляторы; 4-й - ЦП, пост управления энергетикой, жилой блок; 5-й - реакторный; 6-й - турбинный; 7-й - турбогенераторный; 8-й - отсек вспомогательных механизмов (рефрижераторы, компрессорные машины, водоопреснительная установка); 9-й - рулевые приводы и трюмный пост.

Корпус

Носовое забортное расположение ракетных шахт для подводного старта в сочетании с торпедными аппаратами предопределили совершенно новую форму носовой оконечности - шаровую вместо привычной остроносой. Это логично привело к каплевидной форме корпуса до кормы. Кормовая оконечность лодки была выполнена раздвоенной в виде двух осесимметричных конических обтекателей валов с расстоянием между ними порядка 5 м (в обиходе такое решение получило название «штаны»). Гидродинамическая оптимизация формы кормовой оконечности была достигнута за счет ее удлинения с малыми углами схода ватерлинии в диаметральной плоскости и применения удлиненных гребных валов с обтекателями, допускающими установку гребных винтов оптимального диаметра для заданной частоты вращения.

Энергетическая установка и ходовые качества

Основной силовой установкой лодки были два атомных реактора на тепловых нейтронах водо-водяного типа мощностью 2 × 177,4 МВт. Реакторы состояли из паропроизводящей установки В-5Р паропроизводительностью в 250 т пара в час и турбозубчатого агрегата ГТЗА-618. Дополнительно на лодке было 2 автономных турбогенератора переменного трехфазного тока ОК-3 мощностью 3000 кВт каждый.

Экипаж и обитаемость

По утверждениям команды внутри лодки были созданы отличные условия: сияющие чистотой кают-компания, комната отдыха, душевая, сауна, титановые унитазы. Главный конструктор по корпусу Н. И. Антонов очень гордился тем, что на подлодке созданы условия для экипажа не хуже, чем на надводном корабле. Управлять субмариной помогали новые системы автоматизации и телеметрии. В местах наблюдения, опасных для здоровья человека, матросов заменили камеры.

Вооружение

Схема движения ракеты «Аметист» к цели

Основным вооружением К-222 являлось 10 противокорабельных ракет подводного пуска П-70 «Аметист». Наклонные пусковые установки (ПУ) располагались побортно в носовой части субмарины по 5 штук между прочным и легким корпусом субмарины. П-70 являлась первой в мире крылатой ракетой с подводным стартом, которая позволяла поражать надводные корабли противника в радиусе 80 км. Боевая часть могла быть как кумулятивно-фугасной (массой 1000 кг), так и ядерной (200 кг). Именно возможность подводного старта позволяла рассматривать К-222 и подлодки проекта 670 «Скат» как первые противоавианосные субмарины.

Дополнительным вооружением являлись 4 носовых торпедных аппарата калибра 533 мм, расположенных по схеме 2×2 с боекомплектом в 12 торпед . Стандартная загрузка - восемь противокорабельных (53-65) или противолодочных (СЭТ-65) торпед в обычном снаряжении и четыре противокорабельных торпед с ядерным зарядом (Т-5/53-58).

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На борту корабля имелся всеширотный навигационный комплекс «Сигма-661», обеспечивающий подводное и подледное плавание. Автоматическое управление кораблем осуществлялось посредством системы управления по курсу и глубине «Шпат», система предотвращения аварийных дифферентов и провалов «Турмалин», а также система управления общекорабельными устройствами и забортными отверстиями «Сигнал-661». Гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин» обеспечивал обнаружение шумящих целей при одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным вооружением. Обеспечивалось круговое обнаружение сигналов ГАС противника, работающих в активном режиме, а также их опознавание с определением пеленга и дистанции. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС «Радиан-1». Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой ПЛ была оснащена зенитным светосильным перископом ПЗНС-9 с оптическим вычислителем координат. Подъемное устройство позволяло поднимать перископ с глубины до 30 м при скорости до 10 узлов и волнении до 5 баллов. Имелись РЛС РЛК-101 и МТП-10, а также система определения государственной принадлежности «Нихром». Для двусторонней сверхбыстродействующей засекреченной радиосвязи с береговыми командными пунктами, другими кораблями и взаимодействующими с подводной лодкой самолетами имелась современная (по меркам 1960-х гг.) радиосвязная аппаратура. Корабль был оснащен системой радиоразведки, обеспечивающей поиск, обнаружение и пеленгование работающих радиостанций противника.

История службы

  • В 1970 году 14 декабря лодка прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу. К тому моменту за время опытной эксплуатации лодкой уже было пройдено около 40000 миль, из них около 30000 под водой.
  • В 1970 году 18 декабря лодка вышла на испытания, в ходе которых был установлен новый рекорд скорости под водой. При заблокированной аварийной защите турбин и мощности реактора в 97 % была достигнута скорость в 44,7 узла (82,88 км/час) на глубине 100 м. Во время испытаний на лодке присутствовал главный конструктор Шульженко, а на посту управления турбинами дежурил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов.
  • В 1970 году 29 декабря субмарина зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.
  • В 1971 году в марте команде была поставлена задача - выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать скорость лодки на максимальной мощности не только по своим приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. К сожалению, из-за шторма суда не смогли выйти в море. Тем не менее, старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации Э. Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов. Были сделаны 2 галса , достигнута скорость в 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла.
  • В 1971 году осенью был совершен дальний поход при полной автономности через Атлантический океан. Во время этого походу случился знаменитый курьез с 6-ой американской ударной авианосной группой. К-222 стала преследовать авианосец США «Саратога» (USS Saratoga CV-60 ). Попытка авианосца уйти от преследования на полном ходу (30 узлов) не принесла результатов. Более того, подлодка показательно пошла на опережение авианосца и его группы сопровождения, тем самым продемонстрировав свои ходовые качества.
  • В 1972 году по 1975 год находилась на среднем ремонте в г. Северодвинск.
  • В 1974 году на ходовых испытаниях вновь показала скорость около 45 узлов .
  • В 1975 году в январе вернулась к месту постоянного базирования в Западную Лицу. После захода в пункт базирования было обнаружено нарушение герметичности одного из ТВЭЛов. В течении трех суток проводились дезактивационные мероприятия.
  • В 1975 году в апреле приняла участие в учении «Океан-75».
  • В 1977 году 25 июля переклассифицирована в большую подводную лодку.
  • В 1978 году 15 января присвоен новый тактический номер К-222 .
  • В 1980 году 30 ноября, находясь на ремонте в г. Северодвинск, из-за ошибки в монтаже системы управления и защиты реактора произошло резкое повышение температуры и давления в реакторе и системе первого контура с разгерметизацией последнего, личный состав не пострадал. Из-за невозможности замены контура всерьез встал вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации субмарины, однако брешь в контуре удалось устранить.
  • В 1984 году расформирован 327-й экипаж ПЛ проекта 661. В этом же году в июне причислена к составу 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г. Видяево), а в декабре выведена из эксплуатации.
  • В 1988 году поставлена на прикол в г. Северодвинск. Перечислена в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ.
  • В 1989 году 14 марта исключена из состава ВМФ.
  • В 1999 году 7 ноября спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия Севмаш.
  • В 2008 году 23 июня переведена с ФГУП ПО «Севмаш» на ФГУП МП «Звездочка» для дальнейшей утилизации.
  • В 2015 году в марте официально закончена утилизация единственной подлодки проекта 661.

Командиры

Все командиры подлодки входили в состав воинской части 81251.

Фото Командир Срок службы
Капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков 1965-1975
Капитан 1-го ранга В.С. Лищинский 1975-1985
Капитан 1-го ранга В.П. Филатов 1985-1989

Создание ядерной энергетической установки и первого отечественного подводного атомохода проекта 627 а также успешные пуски ракет с субмарин окрылили стратегов Военно-Морского флота. Дело в том, что противник СССР в «холодной войне» - США усиленно строили авианосцы и в 1960 г. располагали 18 ударными, 20 эскортными и 12 противолодочными. Они обладали средствами защиты от ударов с надводных кораблей и авиации, а скорость 30 узлов позволяла им уклоняться от атак дизель-электрических субмарин, которые могли долго идти под водой со скоростью 2-3 узла и лишь на короткое время развивать 18-20 Эффективным средством борьбы с авианосными соединениями были бы субмарины, развивавшие в подводном положении более 30 узлов и оснащенные оружием с дальностью действия в 2 - 3 раза больше нежели торпеды.

К 1958 г. у нас накопили опыт, позволивший приступить к разработке долгосрочного комплексного плана создания подводных атомоходов разного назначения с торпедами, баллистическими и крылатыми ракетами. К работе подключили сотни научно-исследовательских учреждений и предприятий, выдав им конкретные задания. Так, металлургам - получить высокопрочный нержавеющий материал для прочного корпуса, чтобы значительно увеличить глубину погружения, химикам - как с минимальными затратами энергии разлагать морскую воду, выделяя необходимый для дыхания кислород, и уничтожать выдыхаемую углекислоту, пищевикам - разработать рецептуру и технологию выделки хлеба, остающегося свежим месяцами.

В начале 1958 г. конструкторским бюро подводного кораблестроения ЦКБ-16, ЦКБ-18 и СКБ-143 поручили срочно выполнить проработки подводных атомоходов с торпедным и ракетным вооружением для определения разработчиков энергетических установок, новых материалов, вооружения, радиоэлектронного и другого оборудования. ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») поручили подготовить согласованные с участниками работ предложения для правительственного постановления и заказали создание проекта атомной субмарины. Он рассматривается как основное звено в решении проблемы подьема подводного кораблестроения. 28 августа 1958 г. вышло постановление правительства «О создании новой, скоростной атомной подводной лодки, энергетических установок ново о типа и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ». Им предписывалось в 5 - 6 лет сделать все необходимое для создания атомных силовых установок с уменьшенной в 1,5 - 2 раза массой, обеспечивающих двойное повышение подводной скорости; материалов, позволяющих в 1,5 раза увеличить глубину погружения; малогабаритных, дальнобойных баллистических, крылатых ракет и торпед; гидроакустической и навигационной аппаратуры; приборов и автоматики для управления субмаринами на полных скоростях; технических средств для обеспечения обитаемости.

В том же году предписали приступить к проектированию опытной лодки проекта 661, предназначенной для борьбы с авианосными соединениями, развивающей в подводном положении более 30 узлов, погружающейся на 400 м и вооруженной баллистическими или крылатыми ракетами с подводным стартом. Главным конструктором назначили начальника ЦКБ-16 Н.Н. Исанина.

Этому бюро поручили до конца года выдать основные задания контрагентам и обеспечить ими исполнителей, с условием уменьшить массогабаритные характеристики создаваемой ими техники. При этом запрещалось использовать имеющуюся; на новом корабле все должно быть оригинальным.

Предстояло решить, каким будет его основное оружие, выбрать тип теплоносителя 1 -го контура (вода или металлический сплав), определить число и мощность реакторов, турбогенераторов, напряжение и частоту основного тока, для корпуса - подобрать высокопрочную сталь, алюминиевый либо титановый сплавы.

14 предэскизных вариантов проекта (из 18) в июле 1959 г. предоставили на рассмотрение командованию ВМФ и Государственному комитету по судостроению. Те образовали экспертные комиссии по кораблестроению, энергетике, электротехнике, материалам и т.д. Обсуждалась возможность изготовить корпус из титановых сплавов, создание и производство которых пребывали еще в зачаточном состоянии. Тем не менее, учли их преимущества - антикоррозийность, малый вес, немагнитность, и лодку проекта 661 решили делать из таких сплавов. Но только в январе 1960 г. главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г. Горшков и председатель Государственного комитета Совета министров СССР по судостроению Б.Е. Буто-ма доложили правительству предложения ЦКБ-16 по тактико-техническим характеристикам лодки, которые 9 апреля были утверждены, а 26 января задание на ее проектирование утвердил министр обороны. Она предназначалась для уничтожения авианосцев крылатыми ракетами, проверки новых образцов вооружения и техники, материалов корпуса, устройств, систем и механизмов

Н.Н. Исанин умел работать с большим заделом: предэскизное проектирование начали до отправки проработок в Москву. В мае 1960 г., с опозданием всего в 4 месяца, правительству представили пять вариантов проекта, и 6 июля основной утвердили. В ЦНИИ 45 и ЦАГИ испытали модели будущей субмарины, в том числе самоходные. В других предприятиях уточняли массогабаритные и энергетические характеристики оборудования и вооружения. В общем, под контролем правительства над проектом 661 трудились 133 научно-исследовательских института, проектно-конструкторских бюро и завода, выполнивших 363 работы. В декабре 1960 г. бюро представило в Москву технический проект субмарины водоизмещением 5200 т, глубиной погружения 400 м, впервые в мире изготовленной из титановых сплавов. Эта подлодка была вооружена крылатыми ракетами комплекса «Аметист», оснащена мощной системой обнаружения гидроакустических сигналов и выдачи данных ракетному оружию, имела корость одводного хода более 40 узлов,

Легкий корпус выполнили в форме тела вращения с полусферической носовой оконечностью, кормовую оконечность сделали эллипсообразной, с переходом на раздвоенные «штаны» с гребными винтами. Вне носовой части прочного корпуса, по пять с бортов, разместили с наклоном 32,5" контейнеры для крылатых ракет, а прочный корпус около них сделали 8 виде «восьмерки» высотой 9 м. Прочный корпус разделили на 9 отсеков. Переборкой между 1-м и 2-м служила горизонтальная платформа. В верхнем, 1 -м отсеке, на верхне палубе, были 4 аппарата и стеллажи с запасными торпедами, на нижней палубе размещались пост управления стрельбой ракетами, медицинская часть, гальюн. В расположенном ниже 2-м отсеке находился гидроакустический комплекс, под ним - серебряно-цинковые аккумуляторы. 3-й отсек был тоже восьмеркой», но без горизонтальной платформы, в нем устроили каюты и кают-компании офицеров, кубрики и столовую старшин и матросов, камбуз, кладовые, под ними разместили аккумуляторы. 4-й отсек был цилиндрическим, диаметром 9 м, в нем устроили главный командный пост, управление энергетической установкой, рубки радиосвязи и радиоразведки, штурманскую выгородку, гиропост, жилье офицеров и главстаршин, гальюн, сушилку, кладовые. Поскольку в соседнем 5-м отсеке находились реакторы, вход в него оснастили тамбур-шлюзами с биологической защитой.

В 6-м отсеке побортно установили два главных турбозубчатых агрегата, а в 7-м- столько же ав ономных турбогенераторов с системами защиты и распределения электроэнергии и в городку водохимическои лаборатории. В аварийной ситуации 5-й, 6-й и 7-й отсеки вводились в особый режим. В 8-м отсеке поместили вспомогательное оборудование. Переходя из него в 7-й, следовало миновать санитарный шлюз для дезактивации. В нем же был люк на верхнюю палубу с комингс-площадкой для приема спасательного водолазного колокола. В 9-м, кормовом, отсеке имелись приводы больших и малых горизонтальных и вертикального рулей, дифферентные цистерны и трюмный пост.

Строительство субмарины поручили северодвинскому заводу № 402, который начал подготовку к нему в 1959 г. с обучения рабочих и создания опытного участка в цехе № 42 для освоения технологии сварки корпусных деталей из титанового сплава. В 1961 г. в ЦНИИ-48 создали такой сплав 48-ОТЗ с пределом текучести не менее 60 кГс/мм! и разработали технологию изготовления крупных листов толщиной 5-60 мм, профилей, поковок, фасонных отливок и - со специалистами ЦНИИ-138 - способы ручной, полуавтоматической и автоматической сварки. Тяжело шло создание уникального комплектующего оборудования, задерживались поставки сплава, вооружение предстояло еще испытать. К концу 1962 г. предприятия завершили 204 работы из 380, завод № 402 получил только 872 т листового и профильного металла для опытных конструкций. В 1963 г. строительство ускорилось, и 28 декабря в 42-м цехе состоялась официальная закладка корабля.

В 1964 г. Н.Н. Исанина перевели в СПМБМ, и в следующем году главным конструктором проекта 661 стал Н.Ф. Шульженко. Только 14 декабря 1968 г. лодку вывели из цеха, 21-го спустили на воду и 26-го предъявили на швартовные испытания. Еще при строительстве выявили низкое качество титанового сплава - в листах возникали трещины, и пришлось заменить около 20% обшивки легкого корпуса. При швартовных испытаниях, несмотря на стопроцентный люминесцентный контроль обшивки, обнаружили негерметич-ность 10 цистерн главного балласта, корабль пришлось завести в док, и лишь в декабре 1969 г. начались заводские ходовые испытания.

Зима в Белом море не лучшее время для этого, но откладыва ь испытания до весны было нельзя. Поэтому, вопреки присловью: «Флот в понедельник не воюет», именно в понедельник, да еще 13-го числа, субмарину «вытолкнули» в море. На ней находился штатный экипаж капитана 1-го ранга Ю.Ф. Голубкова, сдаточный - К.М. Палкина, специалисты-контрагенты и представители заказчика. Старшим был командир бригады строящихся кораблей капитан 1-го ранга В.В. Горонцов, 17 декабря, после роверки энергетической установки на полной мощности, К-162 развила в подводном положении 42 узла - такого еще не бывало!

19 декабря, в море, лодку предъявили Комиссии государственной приемки во главе с контр-адмиралом Ф.И. Масловым. В ходе испытаний, при скоростях выше 35 узлов, столкнулись с неизвестным дотоле явлением -сильным шумом, вроде гула реактивного самолета; громадным напором воды сорвало дверь в ограждении рубки, три лючка в носовой настройке, планки на входных решетках главных циркуляционных трасс и обтекатель кормового аварийного буя. В результате 25 декабря лодка вернулась на завод для починки, а на следующий день Ф.И. Маслов и Н.Ф. Шульженко вылетели в Москву. После их доклада командование ВМФ и руководство Мин-судпрома решило прекратить испытания и передать К-162 флоту для двухгодичной опытной эксплуатации. За первый год лодка 11 раз выходила в море, прошла 31410 миль под водой и 7673 на поверхности. В сентябре - декабре 1970 совершила поход в южные широты. В тот период лодка достигла в подводном положении скорости 44,7 узлов - это мировой рекорд, и он остается непревзойденным...

К-162 явилась своего рода лакмусовой бумажкой (правда, дорогой) при выполнении программы резкого подъема подводного флота. За 5 лет наладили добычу и переработку титановых руд, производство сплавов из них, испытали изделия из этих сплавов, что обеспечило развитие атомной и ракетно-космической отраслей и строительство атомоходов проектов 670, 705,685 и других технических средств. Спроектированная атомная энергетическая установка послужила прототипом подобных агрегатов следующего поколения, как и первые в мире крылатые ракеты П-70 с подводным стартом, радиоэлектроника, система воздуха высокого давления и другие устройства и агрегаты. А сама К-162 оставалась в строю до 1988 г.

Основные тактико-технические характеристики подводной лодки К-162 проекта 661:

водоизмещение нормальное -5197 т; скорость надводная - 16 узлов; подводная - более 38 узлов; вооружение: 10 крылатых ракет комплекса «Аметист», 4 аппарата для торпед калибром 533 мм, 12 торпед, навигационный комплекс «Сигма-661», перископ ПЭНС-9, радиолокационная станция обнаружения надводных целей РЛК-101, ответчик радиолокационной станции опознавания «Нихром», гидроакустический комплекс «Рубин», гидроакустические станции МГ-509 т МГС-29; энергетическая установка - два реактора В-S мощностью 177 МВт, главный турбозубчатый агрегат 618 - два по 40 тыс. л.с., турбогенератор ОК-3 - два по 3 тыс. кВт; предельная глубина погружения - 400 м, автономность - 70 суток; длина - 106, 9 м, ширина наружного корпуса -11,5 м, ширина по стабилизаторам - 16,7 м, высота по крышу ограждения рубки -14,5м, осадка - 8м, экипаж-75 человек

На схеме атомной подводной лодки проекта 661 цифрами обозначены:

1- носовые торпедные аппараты, 2 - запасные торпеды, 3 - носовой отсек, 4 - 3-й отсек, 5 - прочная рубка, 6 - всплывающая спасательная камера, 7 - центральный пост, 6 - аварийно-погрузочный люк, 9 - главные турбозубчатые агрегаты, 10 - турбогенераторы, 11-отсек вспомогательных механизмов, 12 - отсек рулевых механизмов,13 - вертикальный руль, 14 - гребные винты, 15 -гиропост, 16 - гидроакустическая аппаратура, 17- выгородка гидроакустиков, 18 - ракетные контейнеры, 19 - носовые выдвижные горизонтальные рули.

Всеволод ЖАРКОВ,
заместитель главного конструктора
Федерального государственного унитарного предприятия
СПМБА "Малахит"

Техника-Молодёжи, №4"2003

В 2008 году на предприятии «Севмаш» началась утилизация атомной подводной лодки К-222. На первый взгляд, это было рядовым событием. Подводные лодки, как и любая другая техника, вырабатывают свой ресурс и списываются. Далеко не всем подводным кораблям удается стать музеем, большинство режутся «на иголки». Лодка К-222, ранее носившая номер К-162, не смогла стать памятником самой себе и отправилась на слом. Так печально окончилась судьба подлодки-рекордсмена, давшей своей стране не только несколько достижений, но и ряд полезных технологий.


лодки К-162 началась в 1959 году, когда Совмин СССР выпустил постановление «О создании новой скоростной подводной лодки с новым типом энергетических установок и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Перед ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была поставлена очень сложная задача. Требовалось создать подводную лодку, характеристики которой превосходили бы данные предыдущих субмарин, а также решить ряд технических вопросов. Основные задачи, стоявшие перед конструкторами, выглядели следующим образом. Обеспечить возможность ракетной стрельбы из подводного положения, а также добиться максимально возможной скорости подводного хода. Примечательно, что в техническом задании на новый проект присутствовал негласный запрет на использование имеющихся материалов, оборудования и вооружения. Иными словами, заказчик в лице Минобороны и Совмина желал видеть совершенно новую конструкцию, выполненную с использованием новых технологий.

Главным конструктором проекта, получившего индекс 661 и имя «Анчар», был назначен Н.Н. Исанин. От флота проект курировал капитан 2-го ранга Ю.Г. Ильинский. Работы по созданию новой скоростной лодки были очень и очень непростыми. То или иное участие в проекте принимали почти четыре сотни организаций: судостроители, металлурги, инженеры-электронщики и т.д. Совместными усилиями в 1960 году был подготовлен предэскизный вариант проекта 661. Примечательно, что в ходе предварительных работ прорабатывались почти два десятка основных и вспомогательных версий проекта. На этом этапе разработки активно обсуждались все нюансы конструкции и оборудования. К примеру, в качестве основного вооружения для новой подлодки предлагались новые крылатые ракеты «Аметист», старые ракеты с надводным стартом, или же доработанные торпеды с повышенной дальностью. Кроме того, основным материалом конструкции могли стать сталь, алюминий или титан. В результате анализа возможностей и перспектив каждого варианта было принято решение сделать новую лодку из титана и оснастить ее крылатыми ракетами «Аметист» с возможностью подводного старта.

Вскоре после окончания предэскизного проектирования началась подготовка полноценного «белового» проекта. В 1961-м он был утвержден, и примерно через год на Северном машиностроительном предприятии началось строительство головной подлодки. Стоит отметить, официальная закладка АПЛ К-162 состоялась только в конце 1963 года. Дело в том, что в ходе сборочных работ первых элементов конструкции проявились некоторые недочеты технического характера. На их исправление ушло дополнительное время. Да и после решения этих проблем строительство нового подводного корабля шло долго и с большими сложностями. В первую очередь, на затягивании сроков сказался недостаток титана, который был нужен не только для новой подлодки, но и для строительства некоторых самолетов и ракет. В результате лодка К-162 была спущена на воду только в декабре 1968 года.

Проект 661 подразумевал создание двухкорпусной подлодки с широким использованием в конструкции титановых деталей. Легкий корпус лодки имел круглое сечение, но его кормовая часть была выполнена по схеме «раздвоенная корма». Два обтекателя несли в себе валы двух гребных винтов, разнесенные друг от друга на пять метров. Такая схема получила неофициальное название «штаны» и после использовалась в нескольких проектах подлодок. Внутри легкого корпуса был помещен прочный, имевший оригинальную конструкцию. В носовой части субмарины он состоял из двух частично перекрывающихся горизонтальных цилиндров (сечение такой конструкции напоминает цифру 8). Каждый из них имел диаметр в пять с половиной метров, но из-за перекрывающихся сечений высота всей конструкции равнялась девяти метрам, что сходилось с диаметром цилиндрической средней и кормовой части прочного корпуса. Интересно, что «трубы» носовой части прочного корпуса считались отдельными отсеками. В верхнем цилиндре – первом отсеке лодки – поместили торпедные аппараты калибра 533 миллиметра, запас торпед, устройства заряжания и т.п. Кроме того, в первом отсеке располагался пост управления ракетами. Второй отсек вмещал в себя часть аккумуляторных батарей и гидроакустическую аппаратуру. В третьем отсеке (находился сразу после «восьмеркообразной» части прочного корпуса) находились жилые помещения и остальные аккумуляторы. Четвертый отсек предназначался для центрального поста, поста управления энергетической установкой и нескольких вспомогательных помещений. Пятый отсек был отдан под реактор, шестой – под турбины, седьмой – под турбогенераторы и распределительные щиты, а в восьмом располагались компрессоры, вспомогательное оборудование и т.п. Наконец, в корме, в девятом отсеке монтировались приводы рулей. Носовые горизонтальные рули были размещены в передней части лодки и при необходимости убирались под легкий корпус.

При разработке реактора для проекта 661 рассматривались два варианта: водо-водяной и с металлическим теплоносителем (сплав свинца и висмута). В результате сравнения сложности конструкций и перспектив был выбран первый вариант. При меньшей эффективности такой реактор мог быть сделан в течение нескольких месяцев и не требовал дополнительных затрат времени и денег. В результате лодка получила два реактора с собственными паропроизводящими установками (В-5Р, 250 тонн пара в час), турбозубчатыми агрегатами ГТЗА-618 и турбогенераторами переменного тока (380 вольт, 50 герц) ОК-3 мощностью по 3000 киловатт каждый. Несмотря на использование уже освоенной водо-водяной схемы, в конструкции реакторов лодки проекта 661 было применено несколько оригинальных технических решений, повысивших эффективность работы. Наконец, довольно смелым решением стало исключение из состава энергетического оборудования резервных дизельных генераторов. На случай проблем с главной энергоустановкой подлодка оснащалась двумя группами серебряно-цинковых аккумуляторов по 152 элемента в каждой.

Новый проект высокоскоростной подводной лодки подразумевал использование новейших электронных систем. Так, навигацию в надводном и подводном положениях планировалось осуществлять при помощи всеширотной системы «Сигма-661», автоматическое управление по курсу и глубине возлагалось на комплекс «Шпат», а общекорабельные системы и устройства управлялись при помощи системы «Сигнал-661». «Ушами» новой подлодки был гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин». Он мог одновременно сопровождать две цели и при этом выдавать данные по ним на систему управления вооружением. Обнаружение мин осуществляла система «Радиан-1». Для визуального наблюдения за окружающей обстановкой подлодки проекта 661 планировалось оснащать перископом ПЗНС-9 со встроенным вычислителем координат. Наконец, в состав оборудования лодки включили две радиолокационные станции и систему определения государственной принадлежности «Нихром».

В первом отсеке лодок проекта 661 разместили четыре 533-мм торпедных аппарата со вспомогательной аппаратурой и боекомплектом в 12 торпед. Управление торпедной стрельбой возлагалось на комплекс «Ладога-П-661», а конструкция аппаратов позволяла производить атаку целей с глубины до 200 метров. Основным вооружением лодок проекта 661 должны были стать противокорабельные крылатые ракеты П-70 «Аметист», разработанные в ОКБ-152 под руководством В.Н. Челомея. В носовой части лодки, по бокам от «восьмерки» первых двух отсеков, размещались десять контейнеров с ракетами, по пять на борт. Ракеты предназначались для пуска из подводного положения. Для этого лодка должна была выйти на глубину в 30 метров и заполнить контейнер водой. По команде экипажа подлодки ракета выходила из контейнера при помощи стартового двигателя, а после подъема в воздух включался маршевый твердотопливный. Все ракеты можно было выпустить двумя залпами с перерывом в несколько секунд. Несмотря на сложности с разработкой и испытаниями, ракета «Аметист» стала первой в мире противокорабельной ракетой с подводным стартом. Примечательно, что контейнеры ракет располагались не вертикально, а под углом в 32,5° к основной плоскости подлодки. Дело в том, что при вертикальном старте пришлось бы усложнить систему управления ракеты для вывода ее на горизонтальную низковысотную траекторию. При наклонном старте эта задача была гораздо проще, что и повлияло на размещение ракетных контейнеров.

Сложность разработки и строительства новой лодки, в конструкции которой преобладали титановые детали, привели к достаточно большой стоимости проекта. Из-за этого еще до конца сборки подлодку К-162 прозвали «Золотой рыбкой», намекая на стоимость металлического сырья. Тем не менее, в конце 1968 года субмарину спустили на воду, а немного позже начались ее испытания. В 1969 году в ходе испытаний К-162 смогла достичь подводной скорости в 42 узла (около 78 км/ч). При этом энергоустановка работала только на 80% от полной мощности. Таким образом, расчетный показатель максимальной скорости, заданный первоначальным техническим заданием, был превышен на четыре узла.

18 декабря 1970 года вошедшая в строй ВМФ СССР подлодка установила мировой рекорд скорости, который не побит до сих пор. При ручном управлении турбозубчатым агрегатом и защитой реактора удалось вывести энергетическую установку на 97% от максимальной мощности. На глубине в 100 метров это позволило лодке разогнаться до 44,7 узла (82,8 км/ч). До и после К-162 ни одна подлодка в мире не ходила с такой скоростью. При разгоне до высоких скоростей наблюдалось несколько интересных явлений. К примеру, по достижении порога в 35-36 узлов появлялся гидродинамический шум от завихрений встречного потока, обтекавшего лодку. Это неожиданное явление могло демаскировать подлодку при выполнении боевой задачи, однако его посчитали достаточной платой за высокую скорость. Кроме того, в ряде случаев подлодка могла уйти от преследования кораблями противника.

Вскоре после установления секретного рекорда у экипажа лодки К-162 появилась возможность проверить скоростной потенциал на практике. Осенью 1971 года, во время похода К-162 в Атлантический океан, пересеклись пути советской субмарины и американского авианосца «Саратога». В результате этого в бортовом журнале американского корабля появилась запись, гласившая, что в течение нескольких часов он пытался оторваться от неизвестной подлодки, но не смог сделать это даже на полном ходу, на скорости в 30 узлов. Подлодка, в свою очередь, маневрировала вокруг авианосца, но не отставала. Командир К-162 капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков после этого случая отметил, что характеристики лодки позволяли выбрать наиболее удобную позицию для атаки вражеских кораблей.

Служба подлодки К-162 с перерывами на ремонт продолжалась до 1984 года, когда ее поставили на прикол. В 1978 году лодку переименовали в К-222, под этим номером она и окончила свою службу. В марте 1989 года «Золотую рыбку» исключили из боевого состава военно-морского флота, а через десять лет спустили флаг. Далее несколько лет К-222 простояла у пирса в ожидании утилизации, которая началась в 2008 году.

К сожалению, подлодка К-162 или К-222 так и осталась единственным кораблем проекта 661. Одновременно с высокими ходовыми характеристиками она оказалась слишком дорогой для массового производства. Прочный титановый корпус, при всех его преимуществах, был очень сложен в изготовлении. Кроме того, к концу восьмидесятых годов устарело главное вооружение лодки – ракеты П-70 «Аметист». Также стоит отметить, что к тому же времени у потенциального противника появились новые гидроакустические системы, способные гарантированно обнаружить К-162 на достаточно больших расстояниях. Высокая шумность лодки на больших скоростях только усугубляла эту ситуацию. В свете развития противолодочной авиации у скоростной подлодки просто не оставалось шансов. Поэтому «Золотую рыбку» так и оставили в одиночестве, а затем списали.

Тем не менее, полученный при конструировании и строительстве К-162 опыт не пропал даром. Наработки по титановым конструкциям активно использовались в нескольких дальнейших проектах, а вооружение в виде ракет П-70 использовалось на подлодках проекта 670 «Скат».

По материалам сайтов:
http://deepstorm.ru/
http://atrinaflot.narod.ru/
http://vmfrussia.ru/
http://flot.com/
http://vpk.name/

АПЛ К-162 («Анчар», в классификации HАТО – PAPA) была заложена 28 декабря 1963 г. в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 г. Свое второе название «Золотая рыбка» лодка получила из-за высокой стоимости и исключительных боевых возможностей. Hа АПЛ была установлена скорость в 44,7 узла (более 80 км/ч), что и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом для подводных лодок.
28 августа 1958 г. было принято партийно-правительственное постановление «О создании новой скоростной подводной лодки с новых типов энергетических установок и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». В качестве первоочередных ставились задачи увеличения скорости подводного хода и глубины погружения по сравнению с АПЛ 1-го поколения в полтора — два раза. Намечалось создание энергетической установки уменьшенных габаритов со снижением суммарного удельного веса реакторов и турбин в 1,5 — 2 раза, нового малогабаритного ракетного противокорабельного комплекса с подводным стартом, дальноходных скоростных двухплоскостных торпед, способных использоваться при глубинах погружения, вдвое больших, чем на лодках существовавших проектов. Предполагалось внедрение новых конструкционных материалов, позволяющих в комплексе с принятием других мер снизить водоизмещение и размеры АПЛ. Все это должно было обеспечить качественное превосходство советских подводных лодок над перспективными американскими субмаринами. В рамках данного постановления в ЦКБ-16 Государственного комитета по судостроению (ныне — СПМБМ «Малахит») началась разработка опытной высокоскоростной атомной подводной лодки проекта 661 (шифр «Анчар»). Работы по данной теме рассматривались руководством судостроительной промышленности как наиболее приоритетные. Перед создателями корабля выдвигалось весьма необычное требование — отказаться от применения ранее освоенных технических решений, материалов и оборудования. Все — только новое, наиболее перспективное! В работах над проектом 661 принимал активное участие ЦНИИ № 45 (ныне — ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова). Институтом исследовались как собственно «корабельные» вопросы, связанные с созданием нового атомохода, так и вопросы боевой эффективности скоростной подводной лодки. Рассматривалось три альтернативных основных конструкционных материала для изготовления прочного корпуса — сталь, алюминий или титан. В конечном итоге было решено выбрать титан. Это позволяло резко снизить массу корпуса (а следовательно и водоизмещение корабля). Таким образом, значительно уменьшался один из важнейших демаскирующих признаков лодки — ее магнитное поле. В результате в 1959 г. вышло постановление правительства о создании титановых сплавов для изготовления листового проката, штамповок, поковок, труб и т.п.
После рассмотрения двух типов реакторов — более простого и освоенного водо-водяного и перспективного жидкометаллического (теплоноситель первого контура — сплав свинца и висмута) — был выбран первый как более реальный по срокам создания, хотя и обладающий худшими удельными параметрами.