Урочище кур кечу. Место кончины мученика

  • Дата: 06.02.2024

Бом – это высокая отвесная скала, утес, обрывающийся к руслу реки или к дороге. Бомы обычны на дорогах Горного Алтая, ранее же они были подчас непреодолимым препятствием для путников. Особенно много эффектных бомов расположено вдоль Чуйского тракта, рек Катуни и Чуи.

Бомы на Чуйском Тракте (Малый Яломан)

Если не сворачивать к кордону Кур-Кечу, а ехать дальше, то слож­но представить, что Катунь течет в глубоком ущелье, сформированном ею в террасе. По этой террасе мы сейчас и едем, Катунь же находит­ся в восточной стороне, у скали­стых гор. На 682-м км она внезапно открывается, оставленная нами еще в Усть-Семе. Над ней возвышается бом Кур-Кечу («гибельная перепра­ва» или «старая переправа») - это огромные отвесные скалы-утесы, нависающие над дорогой и рекой.

Бом Иту-кая

Череда бомов тянется до села Малый Яломан. По обеим сторонам Катуни находятся два огромных выступа, на которых видны следы приспо­соблений для переправы. Чуйский тракт проходит здесь по узкой полочке выдолбленного в скалах карниза. Заключенные 7-го отде­ления Сиблага вели работу по про­биванию гор и неприступных скал для постройки трассы. За Кур-Кечу тракт проходит вдоль других бомов: Уркош, Кынырар, Айры-Таш, Яломан. На 687-м км, справа над дорогой, нависает песчаная стена - свидетель прошлых геологических катаклизмов. У бома Айры-Таш (693 км) тракт входит в каменные ворота - узкое ущелье, где может проехать лишь одна машина. Вплоть до Малого Яломана тракт проходит высоко над обрывом, под которым внизу бушует Катунь. Со всех сто­рон дорогу окружают пустынные скалы. На 692-м км находится устье реки Большой Яломан - левого при­тока Катуни.

Бом Иту-кая

Пожалуй, одним из сложных участков этой трассы является бом Кор-Кечу, находящийся в 8 км от села Купчегень.На данном участке Чуйского тракта череда бомов тянется до села Малый Яломан, где трасса проходит по узкой полочке выдолбленного в скалах карниза.

В приустьевой части реки Большой Яломан, на вершине речной террасы находятся остатки Яломанского городища-крепости, датируемого VIII–XI вв. Сегодня в этих местах можно разглядеть остатки более 80 жилищ, точнее каменные кладки основания построек. Ученые утверждают, что на этом месте был один из средневековых городских центров алтайских тюрков.

Бом Иту-кая

За Кор-Кечу Чуйский тракт проходит вдоль других бомов: Уркош, Кынырар, Айры-Таш, Яломан. У бома Айры-Таш тракт входит в каменные ворота – узкое ущелье. Вплоть до Малого Яломана тракт проходит высоко над обрывом, под которым внизу бушует Катунь. Ранее у бома Кор-Кечу существовала канатная переправа. Примечательны эти места и археологическими памятниками.

Бом Иту-кая

В приустьевой части р. Большой Яломан, на вершине речной террасы находятся остатки Яломанского городища-крепости, датируемого 8-11 вв. И сегодня можно разглядеть остатки более 80 жилищ, точнее каменные кладки основания построек. Ученые утверждают, что на этом месте был один из средневековых городских центров алтайских тюрков.

Спустившись с перевала Чике Таман, Чуйский тракт идет вдоль берега Большого Ильгуменя среди высоких скалистых гор и вскоре вновь приближается к Катуни. На 680 километре федеральной магистрали издалека виден аншлаг с указателем: "Кордон Кур Кечу". Резкий поворот влево, к Катуни, и с горы открывается удивительная по красоте и величию панорама. Вдоль берега белопенной Катуни под причудливыми скалами стоят домики и разноцветные аилы лесного кордона. Это же целый поселок, а не отдельный домик лесника в тайге, каких приходилось много раз видеть ранее!

Приехавшие сюда впервые удивляются: "Почему кордон, когда нигде ни лесных кордонов, ни лесников уже нет? И зачем кордон, если здесь не тайга, а скалы, главенствующие над лесом вдоль реки по берегам"?

Грозный шум Большого Ильгуменского порога на Катуни все ближе. Бурлит весь в белой пене, вздымается волнами, водоворотами знаменитый порог, преодолеть который под силу далеко не каждому спортсмену-воднику. На берегу реки у аила группа людей у костра, где готовится пища. Знакомимся.

Мы из Томска, всегда останавливаемся здесь, когда ежегодно приезжаем с друзьями в Горный Алтай, - рассказывает Антон Зятьков. - Все любители экстремального вида отдыха. Отсюда уезжаем на Большой Яломан, на высокогорные озера. Здесь, на кордоне, нам нравится - есть аил, где можно переночевать группе из шести человек, дрова за пятьдесят рублей целая охапка для приготовления пищи два раза вдень. Здесь нам рассказывают об опасности лесных пожаров, регистрируют и дают советы по дальнейшему нашему маршруту. Обстановка очень доброжелательная и все удобства для отдыха на природе. Приготовлены места для костров, дрова, устроены туалеты, есть контейнеры для мусора, поэтому нигде нет ни бумажек, ни пластиковой тары. Обстановка тихая и спокойная, никто нам не мешает отдохнуть денек-другой, и мы никому.

Наскальные рисунки вдоль Катуни близ устья Большого Ильгуменя свидетельствуют, о том, что здесь в древности жили люди. Кур Кечу с алтайского - мостовая переправа. Есть сведения, что здесь проходило войско Чингиз Хана, двигаясь с юга, от Монголии, на север. А в новейшей истории по древнему пути завоевателей двинулись браконьеры.

Их тактика была такой, - рассказывает директор АУ РА "Онгудай лес" Сергей Гончар, - приезжали сюда на машинах из Горно-Алтайска, Новосибирска, пересаживались на лодки ниже Ильгуменского порога и плыли вниз по Катуни в самые богатые зверем места, где вели браконьерскую охоту на козерогов, маралов. Машины угонялись в другой район, Чемальский, и там, вблизи Куюса, Чемала, за шестьдесят - сто километров ниже по течению Катуни на берегу ожидали лодки с добычей. Мясо перегружалось и увозилось.

Для браконьеров это был рай, а для нас, работников Онгудайского лесхоза, - ад. Браконьеры тайгу не жалели, оставляли непотушенными костры, и в бассейнах Сумульты, Кадрина и других рек, впадающих в Катунь, где сейчас Сумультинский заказник, бушевали лесные пожары. Мы не успевали их тушить, завозить продукты на вертолетах, привлекалась авиалесоохрана из Горно-Алтайска, Тюмени, а леса все горели и горели. Эта местность привлекательна не только для браконьеров, "диких" туристов, но и для всех желающих посетить отдаленные таежные угодья, и район Кур Кечу был как проходной двор. И мы решили построить здесь лесной кордон…

Это было в 1996 году. Идея построить на устье Большого Ильгуменя кордон пришла директору Онгудайского лесхоза Николаю Мамыеву, главному лесничему Сергею Гончару и мастеру леса Владимиру Тарбаеву, когда они проезжали через Кур Кучу на лошадях на лесной пожар. "Если будет кордон и контроль всех проезжающих здесь, то люди начнут вести себя по-другому", - окончательно убедились они, увидев следы костров, машин, стоянок тех, кто недавно уплыл на лодках вниз по Катуни, где в очередной раз возникли лесные пожары.

Руководители лесного хозяйства и администрация района поддержала инициативу строительства лесного кордона Кур Кечу. Лесхозу был выделен участок земли для кордона в бессрочное пользование. И как только появилось здесь первое строение кордона и люди в форме работников Государственной лесной охраны стали записывать номера машин, фамилии и паспортные данные проезжающих и предупреждать их об опасности возникновения лесных пожаров и ответственности за их возникновение, произошло чудо: лесные пожары в тайге ниже кордона прекратились.

В жаркую погоду здесь бывает до двухсот человек в день, - продолжает рассказывать о кордоне Сергей Гончар, директор АУ РА "Онгудай лес". - Мы находимся в структуре Министерства лесного хозяйства Республики Алтай как и Онгудайское лесничество, где лесничим Николай Иванович Мамымев, поэтому сохраняем кордон в целях охраны лесов от пожаров. Это, можно сказать, стратегический пункт охраны лесного фонда, проверенная временем структура, работающая в плане пожарной безопасности. И не только в этом. Для туристов мы привозим дрова из Онгудая, а обратно увозим на свалку целые тракторные тележки бытового мусора, которые забираем из мусорных контейнеров. Можно представить, что будет, если каждая туристическая группа будет останавливаться не здесь, а ниже по реке, жечь костры, оставлять мусор. Мы не оказываем услуги туристической деятельности, а только создаем условия для проживания и комфортного отдыха, контролем, беседами с туристами ведем противопожарную профилактику.

Ильгуменский порог страшит браконьеров, они не рискуют проплывать через него на лодках мимо кордона, он как еще один страж на Катуни. А вот многих туристов, спортсменов-водников порог привлекает. Здесь, на базе кордона, проходили мировые соревнования по рафтингу, ежегодно в августе проходят всероссийские соревнования на Катуни. Посмотреть на них, как спортсмены проходят Ильгуменский порог приезжают из городов России и других стран. Кордон благоустраивается, проведена электролиния, построена водонапорная башня, для проживания гостей построены с участием администрации района дополнительные домики, выделяются палатки. Для связи с Онгудайским лесничеством и автономным учреждением "Онгудай лес" на кордоне имеется рация, в ближайших планах - подключение к интернету.

Откуда деньги на все это, если кордон из лесного бюджета не финансируется и никакими спонсорами не содержится? Как рассказал Сергей Гончар, все содержание кордона осуществляется из собственных средств автономного учреждения, созданного для охраны лесов от пожаров и их тушения, проведения работ по лесовосстановлению, рубок ухода за лесом. Но здесь не ждут получения субвенций из Федерального бюджета, а зарабатывают деньги сами, проявляя инициативу, находчивость в условиях рынка, предприимчивость. Когда повсеместно шло увольнение лесников, техников и других работников лесной охраны, в Онгудае решили организовать дело так, чтобы не лишать людей заработка на содержание семей, а дать им работу, сохранить всех, кто оказался перед угрозой сокращения в соответствии с лесным законодательством. И работу дали. Автономное учреждение сохранило объемы заготовки древесины при рубках ухода за лесом, переработки, выпуская разнообразную продукцию для строительства домов. Ежегодно здесь выпускается до трех тысяч кубометров пиломатериала - доска, брус, половая рейка, вагонка, для чего построена сушильная камера.

По традиции сохранено коневодство, бывший лесхоз ежегодно поставлял по сотне лошадей для лесной охраны, и теперь вновь лошади оказались востребованными для тушения лесных пожаров. К этому выводу пришел сам министр лесного хозяйства республики Михаил Терехов, во время тушения лесного пожара в соседнем Усть-Канском районе. И для наземной лесной охраны автономных учреждений и даже для авиалесоохраны при тушении лесных пожаров в горах лошади нужны. Ведь каких усилий стоит десантнику-пожарному спуститься с кромки лесного пожара вниз к реке или ручью, наполнить ранец огнетушителя и вновь карабкаться до километра вверх по горе до пожара! Доставлять воду на вершины гор, хребтов вертолетом в емкостях П1-00 или других не только слишком дорого, но зачастую и невозможно из-за отсутствия подходящих мест для посадки. А одна лошадка может подвезти воду прямо к кромке лесного пожара для заправки сразу четырех огнетушителей или воздуходувок. Применяя для тушения лесных пожаров авиацию, новейшую противопожарную технику, зря мы списали со счета лошадей, решил министр, и дал указание приобрести в каждом автономном учреждении ездовых лошадей для использования их не только на пожарах, но и при посадке лесных культур, при отводе лесосек и других работах.

"Онгудай лес" имеет подсобное хозяйство по выращиванию крупного рогатого скота, сорок гектаров посевных площадей, пашет, сеет, убирает урожай, занимается пчеловодством. Собственной продукцией обеспечиваются группы лесных пожарных при борьбе с огнем в тайге. Так решается проблема обеспечения продуктами при тушении лесных пожаров, опережая субсидии, которые приходят уже по факту тушения лесных пожаров, а не до выезда людей на тушение. Здесь создано комплексное хозяйство, которое обеспечивает круглогодовую занятость работников автономного учреждения, успешное выполнение главной задачи по охране лесов от огня. При этом расходы, в том числе на содержание кордона Кур Кечу, компенсируются доходами.

Если какое-либо учреждение или организация занимается только охраной лесов от пожаров за счет государственных средств, то возникает опасность, что ее работники невольно будут заинтересованы в максимуме работ по тушению - за это им платят деньги. Меньше пожаров - меньше заработка. Это факт, каким бы обидным или ущербным он не был. И он заставляет задуматься о совершенствовании всей системы охраны лесов от пожаров.

В АУ РА "Онгудай лес" никто не заинтересован зарабатывать деньги на тушении лесных пожаров, здесь все делается для того, чтобы их не было, ибо для всех есть возможность зарабатывать другим способом круглый год.

В центре кордона Кур Кечу выделяется самое большое деревянное здание похожее на административное. Но это пункт для хранения ранцевых огнетушителей, воздуходувок, мотопомп и других средств тушения лесных пожаров. Все они наготове, но только хранятся и поддерживаются в рабочем состоянии. Лесных пожаров за кордоном Кур Кечу нет.

Валентин Варванец.

На снимках: здесь все условия для семейного отдыха с детьми.


0.

Вот так день за днем мы продвигались вперед и вперед по Чуйскому тракту в сторону границы с Монголией. Перевал Теплый Ключ был крайней точкой нашего путешествия: заснеженные вершины хребта Сайлюгем «сообщили» нам о том, что пора поворачивать назад. Обратная дорога всегда казалась мне короче, чем дорога туда. Так было и на этот раз: более 250 км от Джумалинских ключей до турбазы на Кордоне «Кур-Кечу» мы преодолели, как мне показалось, совершенно незаметно. Наверное, я была переполнена впечатлениями от увиденного и пережитого за последнее время: семь дней, проведенные на Алтае, пролетели на едином дыхании, переплелись-перепутались в моей голове. Как же много эмоций и информации вместили эти дни!

В полной темноте мы прибыли на Кордон, расположенный чуть в стороне от Чуйского такта в месте впадения реки Большая Ильгумень в Катунь. Первые же минуты нахождения здесь буквально потрясли меня своей «цивилизацией» - в аиле, где нам предстояла ночевка, простым нажатием кнопки включилась «лампочка Ильича». После двухместных двухуровневых лавок и солнечных батарей в Джумалинских ключах электричество показалось мне высшим достижением человечества!
1.


Фото Дмитрия Борисова

Всю ночь было слышно, как могуче шумит на перекатах Катунь, убаюкивая и успокаивая переполненных эмоциями путников. А утро принесло то, о чем я мечтала все путешествие: здесь, на берегу Катуни, хозяйничала спелая Осень – сияли золотом березы и мелированные кончики ветвей лиственниц, горели багрянцем травы и кустарники. Иногда эту идиллию нарушал перепутавший времена года багульник, покрытый нежнейшими цветами. Проснувшись радостным солнечным утром среди этой красоты, мне показалось, что я попала в райской уголок.
2. Река Большая Ильгумень, впадающая в Катунь:

3. Турбаза на Кордоне «Кур-Кечу»:

4.

5.

В нашем сентябрьско-октябрьском путешествии 2009 года мы полностью выполнили задуманное, посетили все запланированные программой места, преодолели все трудности, а препятствия нам почти и не препятствовали. Теперь можно успокоиться и расслабиться.
6.

7.


Фото Даши Горшениной

Купание в стремительной Катуни:
8.


Фото Olivier Renck

9.


Фото Olivier Renck

10.

11.

По сути, здесь завершилось наше путешествие 2009 года: на обратной дороге мы заехали в Чемал, про который я еще расскажу, и возвратились в Новосибирск.

Громадное спасибо всей нашей весело-шебутной молодежной компании, в которой я провела столько наполненных счастьем и эмоциями дней! Безграничная благодарность Altai Discovery Team (http://www.altaidt.com/ru) – Ксении Свобода, Денису Фролову, Виталию Гуляеву, открывшим для меня «двери» на Алтай, показавшими его таким, что я «заболела» этими местами. С этой профессиональной, высоко организованной командой я еще не раз побывала на Алтае, о чем мои рассказы еще впереди!)))
12. Прощальная фирменная Ксюхина дамляма, приготовленная на костре:

13. Мы все:

Мои рассказы про путешествия на Алтае:

-
-
-
-
-
-
-

Археологический комплекс находится в 6 километрах к юго-востоку от села Купчегень на левом берегу Катуни по обе стороны Чуйского тракта.

Археологические объекты расположены на высокой прибрежной террасе Катуни по обе стороны от дороги на большом участке протяженностью около 4 километров вдоль берега Катуни, практически усеянном древними курганами, от устья реки Большой Ильгумень до бома Кур-Кечу. Комплекс включает несколько сот задернованных каменных курганов диаметром от 2 до 40 метров, ряды балбанов, стелы, изваяния, прямоугольные оградки и круглые поминальные сооружения, расположенных отдельными группами.

Здесь встречаются и плиточные могилы бронзового века, и расположенные отдельными группами поминальные сооружения скифского типа, и более поздние прямоугольные оградки и каменные выкладки. Датировка памятников охватывает огромный период от эпохи ранней бронзы (XVIII-XVI века до н. э.), раннескифского времени (VIII-VI века до н. э.), железного века (пазырыкской эпохой, VI-III века до н. э.), гунно-сарматского времени (II до н. э. - V век н. э.) до средневековья.

Центральное место занимает изваяние древнего поминального комплекса. Оно находится в южной половине долины метрах в 200 от Чуйского тракта и хорошо заметно с дороги.

На 1,5-метровой стеле выбито лицо воина, хорошо заметное под определенными углами. На лице четко видны раскосые глаза, нос с небольшой горбинкой, четко очерченные надбровные дуги, рот и, как принято говорить, волевой подбородок, в ухе легко угадывается серьга. А ниже, при определенной фантазии, угадываются выбитые на камне элементы вооружения.

К сожалению, многие объекты пострадали при распашке поля и при строительстве Чуйского тракта. Надо сказать, что ни сами алтайцы, ни монголы, ни китайцы, ни казахи на протяжении многих веков, как бы ни менялись их политические или иные взгляды, не трогали эти памятники, считая их священными. И лишь советский строитель в атеистическом порыве всеотрицания мог использовать уникальные древние памятники просто в качестве камня для строительства дороги.

Это прекрасное место для наслаждения дикой алтайской природой!

Там, где горная красавица Катунь входит в узкое ущелье посреди непроходимых высот, а Чуйский тракт спускается с перевала Чике-Таман, находится много достопримечательностей Горного Алтая. Там прямо под устьем Большого Ильгуменя, шумит Ильгуменский порог Катуни. А рядом в долине прячется древний археологический комплекс.

Там же находится туркомплекс или кордон «Кур-Кечу». Эта старая большая туристическая база будет настоящей находкой для любителей отдохнуть в горах, для увлеченных рафтингом, для организаторов семинаров или фестивалей. На территории базы «Кур-Кечу» сдаются домики и аилы со скромным походным комфортом, есть баня и автостоянка. На базе организуются экскурсии, водные сплавы, конные прогулки.



Как добраться

Хотите знать, как доехать до кордона «Кур-Кечу»? Кордон расположен на берегу реки Катунь рядом с 680-м километром Чуйского тракта, в нескольких километрах за селом Купчегень Онгудайского района Республики Алтай, которое находится недалеко за перевалом Чике-Таман.

Говорят, что в старые времена здесь была переправа через Катунь, не успевшие переплыть реку, попадали в смертельные водовороты Ильгуменьского порога, поэтому место и прозвали гибельной переправой, или Кур-Кечу, по-алтайски. Но это сочинили экскурсоводы, чтобы добавить в свои рассказы немного мистики. Ну а переправа, конечно же, была, но выше по течению у бома Кур-Кечу



Добро пожаловать в туркомплекс «Кур-Кечу»!