Презентация работы психолога с сотрудниками овд. Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел

  • Дата: 29.12.2023

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Энциклопедия юридической психологии.
Под ред. А.М.Столяренко.


Программа психологической помощи сотрудникам ОВД. Ведомственный нормативно-правовой акт, регламентирующий объем и порядок осуществления организационных, социально-психологических и медико-психологических, мероприятий с личным составом, определяющий источники финансирования, ответственных должностных лиц, содержание реабилитационной работы с сотрудниками и ее этапы, используемые формы и методы психологической работы с сотрудниками в штатных и экстремальных условиях, со служебными коллективами, членами семей погибших и др.. Строится на принципах обязательности проведения, комплексности и системности.

Программа работы кабинета психологической регуляции. Комплекс мероприятий, проводимых с сотрудниками ПОО в целях организации донозологической профилактики отклонений в состоянии здоровья, психической дезадаптации или начальных проявлений нервно-психической неустойчивости, в том числе острых стрессовых и посттравматических стрессовых нарушений. Программа реализуется в несколько этапов:

Первый этап заключается в обследовании сотрудников в форме индивидуального или группового психодиагностического обследования, индивидуального собеседования с целью определение индивидуально-психологических особенностей, показаний к психологической реабилитации и формирования групп для психологической коррекции. По результатам обследования сотрудники распределяются на 3 группы. 1-я группа - практически здоровые. Сотрудникам предоставляются отпуска и другие льготы, предусмотренные действующим законодательством. По возможности повторное психодиагностическое обследование проводится спустя 6 месяцев – 1 год. 2-я группа - имеющие функциональные, донозологические отклонения в состоянии здоровья. С ними проводятся реабилитационно-восстановительные мероприятия и повторное контрольное психодиагностическое обследование через 6 месяцев после завершения курса. 3-я группа - больные. Данные сотрудники после углубленного обследования в центрах психологической диагностики направляются на амбулаторное или стационарное лечение. Повторное психодиагностическое обследование проводится психологом через 1 месяц после окончания лечения.

На втором этапе реабилитационные мероприятия проводятся для сотрудников, отнесенных ко второй группе обследованных, в несколько сеансов в соответствии с необходимостью, определяемой психологом кабинета, по следующей примерной программе. Сеанс 1 - групповое (индивидуальное) собеседование; видеотерапия релаксационного характера; проведение дебрифинга по пережитым событиям; проведение сеансов нервно-мышечной релаксации и аутогенной тренировки; проведение сеанса «Арттерапии»; индивидуальное психологическое консультирование и коррекция психологических состояний, применение физио- и фитотерапевтических методов и средств. Сеанс 2 - обучение методам саморегуляции при помощи дыхательных упражнений и их проведение; музыкальная релаксационная терапия; обучение методике саморегуляции «Ключ»; сеанс мобилизующей аутогенной тренировки; видеотерапия мобилизующего характера; психоконсультационные, психокоррекционные, физио- и фитотерапевтические методы и средства. Сеанс 3 - видеотренинг делового и повседневного общения; групповое обсуждение нерешенных проблем и общего состояния; индивидуальное психологическое консультирование и коррекция постстрессовых состояний, применение физио- и фитотерапевтических методов и средств; тренажерный зал, сауна. При необходимости отдельным сотрудникам могут быть предложены дополнительные индивидуальные и групповые психореабилитационные мероприятия.

На каждого сотрудника, направленного на кабинет, психолог оформляет Наблюдательное дело. Оно ведется в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами по правам человека и с учетом Кодекса профессиональной этики психолога. Документ хранится до увольнения сотрудника со службы и уничтожается в установленным порядке. В случае перевода сотрудника в другое подразделение для дальнейшего прохождения службы Наблюдательное дело направляется психологу (в кадровый аппарат) этого подразделения.

(Марьин М.И., Бродченко О.И., Петров В.Е.)

Психологическая коррекция в ПОО. ПК – направленное психологическое воздействие на личность с целью обеспечения ее полноценного развития и функционирования. Психокоррекционная работа в значительной степени связана с развитием личности. Существуют индивидуальные и групповые формы психокоррекционной работы. ПК, может проводится по инициативе не только самого сотрудника, но и штатного психолога. Индивидуальные формы ПК во многом пересекаются с процедурой психологического консультирования. Групповая психокоррекционная работа часто дает гораздо больший психологический эффект, чем общение сотрудника с психологом. По мнению К. Левина легче изменить индивидуумов собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности. Психокоррекционные группы отличаются по целевой направленности (изменения состояний, развитие социально важных качеств, самоактуализация); по характеру решаемых задач (развитие сензитивности, уверенности в себе, организаторских способностей и т.д.); по теоретической концепции (группы трансакционного анализа, аутотренинга, тренинга умений, гештальт группы, НЛП и д.р.). Методика проведения психокоррекционной работы в группах строится на убеждении, что человек сам в состоянии осознать свои проблемы и обсуждать их вместе с группой. Существуют следующие принципы организации групповой психокоррекционной работы: 1) персональной ответственности (результаты обучения и личностного роста зависят, прежде всего, от самого себя); 2) самораскрытия (раскрытие своего "Я" другим людям – признак здоровой личности, защищает от построения ложного внешнего «Я»); 3) принцип «здесь и сейчас» (анализируется не прошлое, а настоящее, личностно значимые проблемы); 4) принцип «обратной связи» (участники группы высказывают свое отношение к неадекватному поведению других); 5) принцип гуманности (уважение друг к другу, принятие людей такими, какие они есть, решение о необходимости коррекции каждый принимает самостоятельно).

(Л.Н. Волина)

Психологическая помощь сотрудникам. ПП (наряду с юридической, медицинской и др.) - вид практической помощи, выражающейся в содействии самостоятельному преодолению сотрудниками психологических трудностей освоения служебных обязанностей, выполнения их на должном уровне, привыкания к условиям службы, благополучного завершения службы. Помощь оказывается тогда, когда работники плохо справляются с трудностями сами.

Сравнительно несложные формы ПП всегда использовались со стороны сослуживцев, руководителей и наставников: психологическая поддержка (содействием внутренней мобилизации); психологическое ориентирование (улучшением психологической информированности); психологическое ассистирование (подключением к непосредственному преодолению трудностей). С созданием в ПОО психологических служб их работники не только участвуют в этих формах помощи, но применяют и иные, требующие специальной квалификации: психологическое консультирование (способствование принятию решений по преодолению трудностей); психологическую реабилитацию (содействие восстановлению эмоционально-волевых состояний и психологической дееспособности).

ПП не тождественна всему психологическому обеспечению деятельности сотрудников, а является его составной частью. Помимо основного назначения, она выполняет особую роль – «вплетаясь» непосредственно в профессиональную жизнь личного состава, служит развитию и укреплению среди него нравственных отношений.

Методы ПП разнообразны. К ним относятся: проявление сочувствия; одобрение взглядов, отношений, намерений и действий; раскрытие ограниченности ошибочных суждений и поступков; смещение акцентов с переживания неудач на перспективы и успехи; вдохновение положительными примерами преодоления невзгод; привлечение внимания к неявным причинам конкретных психологических трудностей; систематика факторов вызывающих эти трудности; оценка индивидуальных возможностей их преодоления; совместный поиск психологических зависимостей проблемных ситуаций; аналитическое преобразование проблем до более решаемого вида; определение скрытых и комбинированных вариантов их разрешения; психологическая «подстраховка», «подмена», «подыгрывание» в отношении лиц преодолевающих трудности; психофизическая релаксация; дебрифинг; прояснение смыслообразующих профессиональных и жизненных мотивов; раскрытие важности духовного самоопределения и развития; и др.

(Е.В. Петухов)

Психологическая помощь сотрудникам ОВД в зоне боевых действий. Представляет собой систему мер, осуществляемых сотрудниками подразделений психологического обеспечения с целью поддержания оптимального уровня профессиональной адаптации и социально-психологического статуса сотрудников органов внутренних дел, выполняющих служебно-боевые задачи, восстановления и повышения их работоспособности. Основными направлениями работы выступают: выполнение комплекса работ, направленных на снижение гибели, ранений, нарушений служебной дисциплины и законности, преступлений и чрезвычайных происшествий среди личного состава; осуществление комплекса мероприятий по психологическому сопровождению контртеррористических операций; применение психологических знаний в решении задач по обеспечению личной безопасности сотрудников; диагностика морально-психологического и психофизиологического состояния сотрудников; осуществление комплекса восстановительных мероприятий (например, снятие чрезмерно напряжения путем использования комплекса методов и приемов); проведение индивидуального психологического консультирования с руководителями всех уровней по вопросам организации работы с личным составом, а также с сотрудниками по актуальным личностным и семейным проблемам.

(Марьин М.И., Петров В.Е.)

Психологическая работа с ранеными сотрудниками ОВД. Мероприятия, направленные на переработку раненым сотрудником органов внутренних дел травматического переживания и интегрирование его в позитивный жизненный опыт. Необходимость психологической работы связана с тем, что для успеха лечения необходимо благоприятное психическое состояние. У раненых же часто наблюдаются симптомы посттравматических стрессовых расстройств: навязчивые воспоминания, сниженный фон настроения, бессонница, необъяснимая тревога, повышенная раздражительность, нервозность, депрессия, сверхбдительность, расстройство памяти и т.п.

Методы психологической работы могут быть следующими: наблюдение, эмпатийное слушание, клиническая беседа (для диагностики психологического состояния, сбора психологического анамнеза), дебрифинг (для минимизации психологических последствий, предупреждения развития синдрома посттравматических стрессовых расстройств), ресоциализация (работа с близкими родственниками), краткосрочные психокоррекционные методы (психологической реанимации боли, логики событий; снятия стресса на происшедшие события, стирания переживаний, работы с агрессией, утратами, динамикой горя, поиска ресурсов и проекции на будущее), специальные психотерапевтические методики (психотерапевтические метафоры, трансовые техники, приемы саморегуляции, методики «Жизненный путь» и «Ключ», рациональная и дыхательная терапия и т.п.).

В работе психолога с ранеными можно выделить следующие стадии: а) адаптация к условиям госпиталя, ярким эмоциональным переживаниям (данный период может быть кратким при условии подготовки психолога к работе с ранеными); б) конструктивная стадия – активная работа с ранеными; в) стадия отрицания, на которой психолог настолько идентифицируется с ранеными, что у него могут возникнуть симптомы психологического стрессового расстройства, а именно: соматические проявления, повышенная тревожность, неспособность расслабляться, отрицание собственных переживаний, навязчивые сновидения; г) стадия анализа – перевод негативных реакций на сознательный уровень; д) реадаптация к обычным условиям службы. У психологически подготовленных сотрудников реабилитационный период проходит легче. Они направлены на сотрудничество с психологом, а также более контактны и общительны с другими ранеными. При работе с сотрудниками, не прошедшими профессионально-психологической подготовки, психологам приходится затрачивать дополнительные усилия для преодоления негативных реакций и сопротивления, отказа от помощи, недоверия к психологам, отрицания проблемы реабилитации, что значительно удлиняет период реабилитации.

(Марьин М.И., Петров В.Е.)

Слайд 2

план

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ, ВЕРНУВШИМИСЯ С «ГОРЯЧИХ ТОЧЕК» 1.1Тревожность личности как психологический феномен 1.2Психологические последствия прохождения службы в «горячих точках» 1.3Психологическое консультирование как форма реабилитационной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках» ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СОТРУДНИКОВ, ПРОХОДИВШИХ СЛУЖБУ В «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ» 2.1. Организация и проведение эмпирического исследования на выявление особенностей изменения уровней тревожности у сотрудников, проходивших службу в «горячих точках» 2.2. Анализ и интерпретация данных, полученных в результате эмпирического исследования 2.3. Практические рекомендации для эффективной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд 3

Актуальность

Кратковременное пребывание в зоне вооруженных действий не проходит для человека бесследно. Оно может являться препятствием к адаптации в условиях мирной жизни, после прохождения военной службы и участия в боевых действиях, и как следствие, может выражаться в девиантном поведении, проявлении дезадаптации, пограничных нервно-психических расстройств и проявлении синдрома посттравматического стресса. Данный факт обуславливает значимость и необходимость разработки мероприятий психологической диагностики и коррекции возможных признаков синдрома посттравматического стресса.

Слайд 4

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить уровень реактивной и личностной тревожности и сотрудников, проходивших службу в «горячих точках». Предмет исследования: личностные особенности сотрудников полиции (уровень тревожности личностной и реактивной) определяющие специфику психологической работы с ними. Объект исследования: личностные особенности сотрудников полиции. Гипотеза исследования заключается в том, что консультационная беседа является эффективной при различных отклонениях уровней личностной тревожности от нормы (как высокая тревожность, так и низкая). Беседа благоприятно влияет на личность.

Слайд 5

Задачи исследования:

Исследование теоретических подходов к проблеме посттравматического стрессового расстройства у лиц, принимавших участие в боевых действиях в отечественной и зарубежной литературе. Исследование особенностей личности и поведения сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности. Изучение особенностей уровня тревожности сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности. Сравнение уровней тревожности и у сотрудников до консультационной беседы и после. Установление характера взаимосвязей между исследованными показателями в группах.

Слайд 6

Методы исследования

В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ литературы по проблеме психологических последствий участия в вооруженных действиях, в том числе по проблеме посттравматического стрессового расстройства и по изучению тревожности у сотрудников ОВД. В качестве эмпирических методов был использован метод тестов. Психодиагностический комплекс составили методики: 1.Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина). 2. Тест «САН» (Самочувсвие-Активность-Настроение). 3. Цветовой тест Люшера.

Слайд 7

Выводы по 1 главе

Проанализировав первую главу можно сделать вывод о том, что уровень активности и тревожности, как личностной, так и ситуативной, являются важными чертами личности сотрудника полиции. Они во многом формируют его поведение и реакции в различного рода ситуации, в том числе и экстремальных, когда от сотрудника требуется сохранить спокойствие, не впасть в панику, осознать всю ответственность, возложенную на него за свою жизнь и за безопасность других людей. Умение принятия быстрых, четких и правильных решений в ситуации стресса – одно из важнейших качеств сотрудника полиции, проходящего службу в «горячих точках». И нашей задачей является обнаружить эти качества у сотрудника, помочь ему закрепить их в себе и сохранить. Сотрудники, вернувшиеся из «горячих точек» должны адаптироваться в условиях мирной жизни. И тут, как выясняется, могут возникнуть различного рода проблемы. Во втором параграфе данной главы мы подробно рассмотрели последствия для сотрудника после прохождения службы в СКР и формы проявления этих последствий. Третьим параграфом представлена одна из форм исправления и коррекции последствий прохождения службы в «горячих точках». Ею является психологическое консультирование. Рассмотрены и различные формы работы с клиентом. Задачей психолога является помощь в определении основных проблем клиента, принятие ситуации, выход из нее с новыми установками, а не «застревание» в одном и том же времени и поиск решения проблем. Психолог не управляет клиентом, не давит на него, а лишь направляет в нужном направлении. Этот методика является важной частью работы с сотрудником для его реабилитации в условиях мирной жизни, после прохождения службы в СКР.

Слайд 8

Сопоставление показателей личностной тревожности у сотрудников в первой группе (с исходными показателями низкой личностной тревожностью)

Рис.1. Где Col_1 – исходные показатели уровня личностной тревожности сотрудников, а Col_2 – показатели уровня личностной тревожности после проведения консультационной беседы.

Слайд 9

Сопоставление показателей личностной тревожности у сотрудников в первой группе (с исходными показателями с высокой личностной тревожностью)

Рис.2. Где Col_1 - исходные показатели уровня личностной тревожности сотрудников, а Col_2 – показатели уровня личностной тревожности после проведения консультационной беседы.

Слайд 10

Выводы по 2 главе

В данной главе была описана организация и проведение эмпирического исследования у сотрудников на выявление отклоняющихся от нормы уровней тревожности, проведен математический анализ и интерпретация эмпирических данных. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что нарушения уровня тревожности у сотрудников, проходивших службу в «горячих точках» могут отрицательно сказываться как на самой личности, так и в ее профессиональной деятельности. Предотвратить это можно лишь работая с сотрудником, проводя регулярную диагностику. При выявлении нарушений проводить работу в консультационной беседе, возможно проведение психологического тренинга. Как нам показывают данные, работа является эффективной и продуктивной, изменения в положительную сторону отмечают и сами сотрудники, и подтверждает эмпирическое исследование. Также в данной главе предоставлены практические рекомендации для эффективной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках». В тексте подробно описаны особенности ведения консультативной беседы и предложены тренинги, рекомендованные для приведения уровня тревожности в норму.

Слайд 11

Заключение

Для проведения эмпирического исследования была сформирована группа сотрудников, проходивших службу в «горячих точках» в количестве 60 человек. Таковыми являлись сотрудники ОП №2 «Омутинский» (с. Юргинское), ОП №1 «Омутинский» (с. Армизонское) и МО МВД России «Омутинский» Омутинского района Тюменской области в количестве 60 человек.Средний возраст – 33,9 (от 23 до 48 лет). Средний стаж работы – 9,3 (от 1 года до 19 лет). Все испытуемые – мужчины. В ходе математического анализа было выявлено, что консультационная беседа с сотрудниками, у которых личностная тревожность была выше или ниже нормы повлияла на ее изменение в положительную сторону. В результате анализа эмпирических данных были предложены практические рекомендации психологам органов внутренних дел работе с таким свойством личности сотрудника как тревожность для предотвращения негативных ситуаций во время прохождения ими службы в экстремальных ситуациях и для эффективной реабилитационной работы после прохождения службы в «горячих точках». Предотвратить негативные изменения можно проводя регулярную диагностику с сотрудниками, наблюдая за изменениями. При выявлении нарушений проводить работу в консультационной беседе, возможно проведение психологического тренинга. Как нам показывают данные, работа является эффективной и продуктивной, изменения в положительную сторону отмечают и сами сотрудники, и подтверждает эмпирическое исследование. В данной работе предоставлены практические рекомендации для эффективной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках». В тексте подробно описаны особенности ведения консультативной беседы и предложены тренинги, рекомендованные для приведения уровня тревожности в норму.

Слайд 12

Посмотреть все слайды

Совершенствование деятельности сотрудников ОВД на современном этапе предполагает не только повышение уровня психологической культуры специалистов правоохранительной системы, но и специальную организацию психологической службы в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел. Психологическая работа в ОВД в настоящее время регламентирована приказом МВД России от 2 сентября 2013 года № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Согласно приказа психологическая работа в органах внутренних дел Российской Федерации проводится:

1. В подразделениях центрального аппарата МВД России, оперативных бюро МВД России, центрах специального назначения МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, дислоцированных в г. Москве (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), - психологами подразделений по работе с личным составом, должностными лицами, имеющими высшее (послевузовское) психологическое (по специальностям «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология») или медицинское (по специальности «Психиатрия») образование, на которых в установленном порядке возложены обязанности проведения психологической работы, а в случае их отсутствия - психологами, определенными Департаментом государственной службы и кадров МВД России.

2. В территориальных органах МВД России на окружном, региональном (включая подчиненные организации) и районном уровнях, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, образовательных, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, которые созданы для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (за исключением дислоцированных в г. Москве), – психологами названных подразделений, а в случае их отсутствия – определенными ДГСК МВД России психологами территориальных органов МВД России на региональном уровне, образовательных организаций МВД России по месту их дислокации.

3. В подразделениях, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего перечня, с сотрудниками, назначаемыми на должности Президентом Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, – психологами, определенными ДГСК МВД России.

Для осуществления профессиональной деятельности психологам выделяются служебные помещения, оснащенные необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, кабинеты психологической регуляции, а также учебно-методические пособия, психологические тесты и методики, психодиагностические и психокоррекционные приборы.

Ответственность за организацию психологической работы несут руководители (начальники), заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.

Психологическая служба ОВД по направлениям, видам и содержанию работы имеет свою специфику, которая определяется целью ее создания и особенностями ее задач. Целями психологической службы ОВД являются организация психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, профилактика чрезвычайных происшествий среди личного состава, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективах, повышение эффективности оперативно-служебной деятельности личного состава.

Данные цели можно осуществить, решая следующие основные задачи:

1. Обеспечение выполнения сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебных задач и формирование морально-психологической готовности личного состава к деятельности в повседневных и экстремальных условиях.

2. Определение профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения МВД России, сотрудников, перемещаемых на другие должности в системе МВД России, прогнозирование их психологической готовности к выполнению профессиональных задач.

3. Осуществление психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел, проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников.

4. Формирование в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата, проведение в них социально-психологической работы, психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

5. Осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава, оказание психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России.

Таким образом, в работе практического психолога ОВД можно выделить два основных направления деятельности:

· психологическое обеспечение работы с кадрами ОВД;

· психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД;

Основными видами деятельности практического психолога ОВД являются:

· психологическая диагностика;

· психологическая экспертиза;

· психологическая профилактика;

· психологическое консультирование;

· психологическая коррекция;

· психологическая пропаганда и обучение;

Вместе с тем, организация работы психолога имеет свою специфику по форме и содержанию, обусловленную особенностями и своеобразием организации структурных подразделений психологической службы ОВД.

Так, основной целью деятельности психолога центра психологической диагностики является проведение психодиагностического обследования на предмет выявления лиц с признаками психической дезадаптации, определения психологической готовности к службе и учебе, прогнозирования успешности сотрудника в профессиональной деятельности. Содержание работы психолога ЦПД предполагает:

· психологическое обследование лиц, поступающих на службу в ОВД и на учебу в образовательные учреждения МВД России (основной этап профессионального психологического отбора);

· психологическое обследование при сопровождении деятельности сотрудников в экстремальных условиях;

· психологическое обследование при перемещении сотрудников по службе с изменением категории предназначения;

· психологическое обследование при назначении сотрудников на вышестоящие руководящие должности;

· психологическое обследование при увольнении сотрудников со службы по состоянию здоровья.

Основной целью деятельности психолога органа (подразделения) внутренних дел является формирование высокого уровня психологической готовности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач на основе обеспечения его психической устойчивости и развитие профессионально важных психологических качеств. Психолог органа (подразделения) внутренних дел осуществляет комплекс мероприятий следующего содержания:

1. Проводит в установленном порядке психологические обследования, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, направленные на изучение, анализ и оценку индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на службу в органы внутренних дел, стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России.

2. Осуществляет изучение, анализ и оценку социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава, проводит по мере необходимости (но не реже одного раза в год) социально-психологические исследования и индивидуальные психологические обследования.

3. Оказывает психологическую помощь сотрудникам, впервые принятым на службу в органы внутренних дел, а также окончившим образовательные организации высшего образования МВД России по очной форме обучения, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.

Отбору и назначению на должности сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей личности и групповой совместимости.

Психологическим аспектам организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения.

Формированию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, совершенствованию стиля и методов управления сотрудниками.

Минимизации последствий чрезвычайных происшествий и их профилактике.

Оптимизации оперативно-служебной деятельности сотрудников.

5. Проводит занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава, в том числе по повышению психолого-педагогической компетентности руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России, развитию коммуникативной компетентности сотрудников и владению приемами само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния.

6. Участвует в работе по организации морально-психологического обеспечения личного состава, командируемого в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, оказывает психологическую помощь сотрудникам после выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, а также в случаях, связанных с гибелью личного состава, применением оружия.

7. Осуществляет мероприятия психологической работы, направленные на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, профилактику суицидальных происшествий и предупреждение профессиональной деформации личности, принимает участие в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения со всеми категориями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (приложение № 1 Приказа № 660).

8. Проводит мероприятия психологической коррекции с сотрудниками, имеющими признаки нарушений психической адаптации или переутомления, психологическую реабилитацию указанных сотрудников, консультирует их по вопросам учета психологических аспектов при регулировании семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов.

9. Консультирует сотрудников по вопросам:

Учета психологических аспектов, возникающих при выполнении оперативно-служебных задач, составления психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Изучения (прогнозирования) социально-психологических процессов при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий, определения по внешним признакам граждан, имеющих противоправные намерения.

Выработки стратегии и тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников.

10. Обеспечивает функционирование кабинета психологической регуляции в соответствующем органе, организации, подразделении МВД России .

Основной целью деятельности психолога образовательного учреждения МВД России является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Психолог образовательного учреждения МВД России осуществляет комплекс мероприятий следующего содержания:

· профессиональная психологическая ориентация;

· психологическое обследование кандидатов на учебу в образовательное учреждение по специальности;

· оценка степени адаптации учащихся первого года обучения к условиям учебно-воспитательного процесса и службы;

· психологическое обследование учащихся на протяжении всего срока обучения, оценка их состояния, уровня и динамики развития профессионально значимых качеств;

· выявление социально-психологических причин неуспеваемости, нарушений дисциплины и правонарушений среди учащихся, отчислений по отрицательным мотивам, затруднений в обучении и службе;

· социально-психологическое обследование учебных групп;

· психологическое консультирование, психологическая коррекция и реабилитация сотрудников переменного и постоянного состава;

· обеспечение работы кабинета психологической регуляции;

Организация работы психолога ОВД осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов МВД России и примерной рабочей нагрузкой.

Основными организационными принципами психологической работы являются: целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность, соблюдение норм профессиональной этики.

При проведении мероприятий психологической работы используются следующие методы: наблюдение, интервью, консультация, психологический анализ документов, психологический анализ результатов деятельности, опрос, обследование, тестирование, социометрия, эксперимент, психологический тренинг.

В первоочередном порядке психологическая работа проводится с:

1. Кандидатами на службу в органы внутренних дел.

2. Сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы.

3. Сотрудниками, командируемыми в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.

4. Сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, при организации индивидуальной воспитательной работы.

5. Сотрудниками, которым выдаются табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства на постоянное хранение и ношение.

Перечень психологических и психофизиологических методик, используемых в психологической работе, устанавливается ДГСК МВД России на основании рекомендаций Координационно-методического совета по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России.

Психологи подразделений по работе с личным составом в установленном порядке включаются в состав:

1. Комиссий, формируемых для проведения проверок по фактам гибели сотрудников, в том числе при суицидальных происшествиях.

2. Комиссий, формируемых для решения вопросов о выдаче оружия сотрудникам на постоянное хранение и ношение.

3. Врачебных комиссий медицинских организаций.

4. Иных комиссий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

Контрольные вопросы:

1. В каких подразделениях ОВД проводится психологическая работа, согласно Приказа МВД России № 660?

2. Перечислите основные задачи, которые необходимо решать психологу ОВД.

3. Назовите методы, используемые в работе психолога ОВД.

4. Перечислите комплекс мероприятий осуществляемых психологом образовательного учреждения МВД России

5. Назовите основные направления деятельности психолога ОВД


Похожая информация.


Введение

Слабая профессионально-психологическая подготовка сотрудника выступала и выступает хронически болезненным изъяном его профессионального мастерства и деятельности.

Сегодня ясно, что профессионально-психологическая подготовленность сотрудника - не просто желательная добавка к его мастерству, но обязательная составная часть профессионального мастерства. Профессиональное мастерство сотрудника органов внутренних дел, как человека искушенного в юридических делах, органически включающих в себя человека и его психологию, складывается не только из специальной юридической обученности, но и профессионально-психологической подготовленности. Если у него нет такой подготовленности, нет и подлинного мастерства.

В этой связи очень важно, чтобы сотрудники могли овладеть методами, которые позволяют развить необходимые профессионально важные качества, обеспечивающие эффективность их профессиональной деятельности, обучиться психологическим приемам, повышающим надежность их деятельности, позволяющим грамотно работать с людьми. Поэтому большой интерес представляет организация профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел - весьма перспективного направления профессионально-психологической подготовки.

Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить, какими личностными качествами, обуславливающими эффективность профессиональной деятельности должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру. Выяснение закономерностей профессиональной деятельности позволяет не только изучить ее, но и разработать систему организационных мероприятий, направленных на ее совершенствование.

Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящее время довольно подробно исследованы в юридической психологии. При этом разработка данной проблемы шла как в плане психологического анализа структуры профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, так и в плане психологической характеристики присущего ей комплекса психологических особенностей.

По мнению авторов, проводивших эти исследования (Васильев В.Л., Дулов А.В., Коновалова В.Е., Ратинов А.Р., Столяренко А.М. и др.), деятельность сотрудника органов внутренних дел характеризуется следующими специфическими психологическими особенностями.

Во первых, это правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел - одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами (законодательными актами, нормативными документами МВД и т.п.). Эта особенность отличает работу сотрудников органов внутренних дел от многочисленных отраслей человеческой практики, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда. Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Все это в конечном итоге порождает повышенную ответственность сотрудника за свои решения и действия.

Это, однако, не означает, что сотрудник не свободен в своих волеизъявлениях, в выборе средств осуществления деятельности, ее наиболее рациональной и эффективной организации. К числу психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел следует отнести и наличие широкого тактического простора, который дается им в рамках норм закона и профессиональной морали.

Другой психологической особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной властью, определяется прежде всего высокой степенью ответственности, а применение им своих полномочий предполагает решение ряда мыслительных задач, позволяющих определить необходимость и разумность действий, их законную основу. Нередко это связано с необходимостью остановиться на одном из вариантов и поэтому характеризуется особой напряженностью. Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью - одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел. В значительной степени правомерность и целесообразность использования власти зависит от личностных качеств сотрудника.

Важной психологической особенностью профессиональной деятельности сотрудников является постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает деятельности сотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают у него различные эмоциональные реакции, требует постоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности. В условиях активного противоборства возникает необходимость постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей.

Следующей характерной особенностью профессиональной деятельности является широкая коммуникативность, как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Коммуникативность сотрудника - черта, необходимая для правильной организации производства различных следственных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.

Отличительной чертой коммуникативности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимость этого объясняется важностью установления психологического контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности.

К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем больше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Промедление всегда ведет к неудаче.

С другой стороны, дефицит времени проявляется в необходимости соблюдения процессуальных и других сроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение заявлений граждан и пр. Сотрудник постоянно находится из-за этого в напряженном состоянии. То, что в других видах деятельности свойственно лишь "аварийным ситуациям", является обычным в работе сотрудника органов внутренних дел.

Напряженность связана и с большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывает сотрудник из-за высокой экстремальности его деятельности, действиями в условиях конфликтной ситуации, воздействие различного рода стрессфакторов, ненормированным рабочим днем, наличием отрицательной эмоциональной окраски деятельности, так как сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человеческого горя, сложными условиями его служебной деятельности.

Ну и конечно профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации практического их осуществления. При этом деятельность чисто мыслительная, имеющая целью построение различных версий, составление планов осуществления оперативно-служебных мероприятий и планов работы в целом, соединяется с практической организацией работы, реализующей мысленные схемы и решения.

В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел можно выделить следующие основные элементы: познавательную деятельность, конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Разумеется, в реальной деятельности сотрудников каждый из этих структурных компонентов не встречается в чистом виде: все они функционируют в органическом единстве.

Познавательная деятельность. Трудно переоценить ее значение для всей деятельности сотрудника. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее компонентов. Только в результате процесса познания появляется возможность целенаправленного осуществления других действий сотрудника.

Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени. Например, на сборе, анализе, обобщении информации по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и предупреждению их незаконных действий в будущем ведется вся работа по предотвращению преступлений, а также работа по раскрытию совершенных преступлений.

Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательную деятельность сотрудника к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.

Конструктивная деятельность. Под ней понимается мыслительная деятельность, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится, в основном, дать ответ на вопросы, что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется планирование самих этапов познавательной деятельности, т.е. в ней дается ответ на вопрос, в какой последовательности мы будем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивная деятельности сотрудника есть две стороны единого процесса мышления, характеризующие разные его этапы.

Организаторская деятельность. Она имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией, так и организации действий других лиц, которые должны по роду своих обязанностей выполнять указания сотрудника.

Коммуникативная деятельность. Как отмечалось выше, профессиональная деятельность сотрудника отличается широкой коммуникативностью. Его коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонически сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.

Даже беглый обзор основных психологических особенностей и структурных элементов профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна его деятельность. Она предъявляет к нему множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности.

В первую очередь к ним относят:

  • - профессионально-психологическую ориентированность его личности;
  • - психологическую устойчивость;
  • - развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску;
  • - хорошо развитые коммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения;
  • - способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач;
  • - ролевые умения, способность к перевоплощению;
  • - развитые профессионально-значимые познавательные качества: профессиональную наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение;
  • - профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию;
  • - быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.

Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой - формирование у сотрудников данных качеств.

Модель психологической службы может быть любой, при этом важно взаимодействие всех специалистов и педагогов.Психологическая служба нашего центра пришла к такой модели благодаря поискам разных вариантов. Интересно. что постепенно сложилась представляемая модель как наиболее удобная и мобильная. Мы. специалисты службы. проводим супервизии сложных случаев и это стало традицией.У нас есть своя страница на сайте Центра, там мы размещаем свои заметки, консультации.Позвольте представить модель нашей службы Вашему вниманию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Модель психологической службы Центр образования №1453 Ассоциированный при ЮНЕСКО

Консультирование родителей Консультирование педагогов индивидуальное групповое Медико – психолого -логопедическая служба Научно-методическая работа Диспетчерская работа Начальные и средние классы Старшие классы Диагностический минимум Диагностический минимум самооценка коррекция Развивающая работа Профориентация диагностика прогноз

Стратегия сопровождения детей начальной школы Ведущая деятельность-учебная Диагностический минимум по исследованию «школьного конвейера» Индивидуальная и групповая развивающая деятельность с учетом репрезентативных систем ребенка Формы:психотехнические игры,психо- гимнастика,микро-тренинги Консультирование педагогов и родителей Диагностический минимум по исследованию «школьного конвейера»

Стратегия сопровождения педагогов Методом экпертных оценок определение стиля взаимодействия педагога с детьми Экспликация и импликация успешных стратегий педагога Моделирование поведения в нестандартных ситуациях Тренинги личностного роста Тренинги взаимодействия с агрессивными, гиперактивными детьми Тренинги коммуникативные Обучение педагогов получению обратной связи и проведению рефлексии Самодиагностика САН

Стратегия сопровождения родителей Индивидуальное консультирование при приеме ребенка в школу Тренинги взаимодействия с детьми Тренинги общения Групповые консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность Челночная дипломатия при возникновении кон- фликтов Семейное консультирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...