На смену действующему закону о проверках юрлиц и ип придет новый закон. Новые правила проведения проверок Основания для проверок

  • Дата: 02.02.2024

Внесение изменений в Закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые касаются порядка проведения прокурорских проверок.

Закон теперь четко устанавливает сроки проведения прокурорами проверочных мероприятий, а также исполнения теми, кого проверяют, требований надзорного органа.

В частности, согласно принятым изменениям, все необходимые материалы и документы должны представляться безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора. А в ходе проведения проверок исполнения законов этот срок сокращается до двух дней. До одних суток сокращается срок подачи документов прокурорам при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций.

При этом срок проведения ревизии не должен превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях он может быть продлен максимум еще на 30 дней. В то же время вышестоящим прокурорам предоставлено право продлевать сроки проверки, если все мероприятия не успели провести в срок. Прокуратура имеет право приостановить проверку на 6 месяцев.

В случае если и этого срока не хватает, то он может быть продлен еще на шесть месяцев, но только по решению Генпрокурора или уполномоченного им заместителя. Когда проверка приостанавливается, закон обязывает возвращать изъятые у организации материалы и документов. Исключение - если эти документы и материалы необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании. Или проведения специальных экспертиз, которые в свою очередь могут повлиять на выводы проводимой проверки. Следует отметить, что время, на которое проверка приостанавливалась, не засчитывается в срок ее проведения.

Прокурорская проверка не должна превышать 30 дней, но может быть продлена на этот же срок

Если же она проводится в крупной организации, у которой есть подразделения в нескольких регионах России, то сроки будут исчисляются отдельно по каждому филиалу.

Кроме того, если раньше надзорное ведомство имело право проверять исключительно те материалы, которые относились к предмету проверки, то теперь закон расширил его полномочия. В случае если во время проверки прокурору станет известно и о других нарушениях закона в проверяемой организации, то он имеет право добавить новый предмет проверки или вообще начать новую проверку.

Вводится прямой запрет дублировать полномочия и проводить проверку вместо других органов власти. Также прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету.

Такой же запрет относится и к получению материалов, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ либо были размещены на официальном сайте организации в Интернете.

А еще, согласно закону, вводится новый документ - "решение о проведении проверки". В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. С этим документом прокуроры обязаны знакомить проверяемых, еще до начала ревизии. Если во время проверки нарушений закона выявлено не было, то в течение десяти дней с момента ее завершения составляется акт. После чего копия акта направляется руководителю проверяемой организации.

13.10.2016 «Генеральный Директор» №10, 2016

Деятельность бизнеса контролируют 37 госорганов. О том, какие проверки запланированы в Вашей компании, узнайте на сайте proverki.gov.ru. Однако стоит помнить, что внеплановая проверка может произойти когда угодно, тем более что с 2017 года для этого появятся новые основания.

Восемь основных изменений

Уведомление о плановой проверке с 1 января 2017 года контролеры направят компании по электронной почте (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ). Но только если компания предоставит электронный адрес или укажет его в ЕГРЮЛ. Рассмотрим другие поправки.

1. Ввели мораторий на проверки.

Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Льгота не действует, если за последние три года:

  • компании выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства;
  • приостанавливали ее деятельность или дисквалифицировали руководителя;
  • аннулировали или приостанавливали действие лицензии.

Еще мораторий не распространяется на компании из сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, экологической, радиационной и атомной безопасности, социальной сферы (ст. 8.1 и 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

2. Потребуют меньше документов.

С 1 июля 2016 года на проверках не вправе требовать разрешения, выписки из ЕГРГ1 и другие документы, которые есть в распоряжении надзорного органа. С 1 января 2017 года у компаний не вправе запрашивать документы до начала проверки (пп. 8,9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

3. Будут меньше штрафовать.

С 4 июля 2016 года малый и средний бизнес не будут штрафовать за нарушение, выявленное в ходе проверки впервые. Вместо штрафа вынесут предупреждение. Льгота не действует для ряда нарушений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 31б-ФЗ):

  • непредставление сведений в ФАС России;
  • подделка документов и печатей;
  • недобросовестная конкуренция;
  • неповиновение сотрудникам полиции.

4. Начнут предупреждать компании.

С 1 января 2017 года надзорные органы начнут агитировать компании соблюдать обязательные требования. Например, ФАС России — по размещению рекламы, Росалкогольрегулирование — по лицензиям. Госорганы разместят на сайтах методички по соблюдению правил, проведут семинары и конференции, напечатают разъяснения в СМИ. Будут собирать информацию и обращения граждан о нарушениях со стороны бизнеса. Если обнаружат, что компания допускает нарушения, ее руководителю вынесут предупреждение. Правда, это касается компаний, которых ранее не привлекали к ответственности за нарушения (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

5. Появятся новые основания для проверки.

Законодатели утвердят «индикаторы риска нарушений обязательных требований». Если индикаторы будут отклоняться от нормативов, то это повод для внеплановой проверки. Таким индикатором, например, может быть частота поступления жалоб на действия компании. Если по данному параметру бизнес превысит определенный процент, его проверят. Еще законодатели прояснили ситуацию, когда в назначенную дату проверка срывается: директор отсутствовал, офис заперт и т. п. В этих случаях контролеры составят акт о невозможности проведения проверки. В течение трех месяцев надзорный орган вправе назначить новую плановую или внеплановую проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

6. Появятся новые виды проверок — без взаимодействия с компанией.

С 1 января 2017 года появятся проверки, при которых контролеры вправе не общаться с директором и представителями компании. К таким проверкам относятся:

  • рейдовые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств;
  • обследование земельных объектов;
  • измерение параметров воздуха, вод, почвы;
  • измерение параметров функционирования сетей, средств связи, объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • контроль за распространением рекламы;
  • другие мероприятия по контролю.

По итогам проверки компании вправе выдать предупреждение о недопустимости нарушений. Вместе с тем ничто не мешает контролерам впоследствии назначить внеплановую выездную проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

7. Появятся проверочные листы.

При проверке контролеры будут использовать проверочные листы, которые сами и разработают. Проверочный лист включает контрольные вопросы, ответы на которые показывают, соблюдает ли компания законы. Если контролеры будут применять проверочные листы, они обязаны приложить их к акту проверки. Добавлю, что пока проверочные листы не утверждены.

8. Начнут применять риск-ориентированный подход на проверках.

Нововведение действует С 3 сентября 2016 года (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Компанию отнесут к определенной категории риска, и это повлияет на количество плановых проверок. Компании с низким риском освободят от плановых проверок. Каждый надзорный орган сам определяет категорию риска и класс опасности компании, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом будут учитывать информацию о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах. Если предприятию не присвоена категория риска, то его отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности. Компания может узнать, какую категорию риска ей присвоили, направив запрос в надзорный орган. Информацию предоставят в течение 15 рабочих дней. Предприятие может попросить изменить категорию. Надо написать заявление и представить необходимые документы.

С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будут применять ко всем видам надзора. Пока его применяют:

  • Государственная противопожарная служба МЧС России;
  • Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора;
  • Роскомнадзор.

Изменения в проверках отдельных органов

Законодатели приняли поправки, которые следует учесть, чтобы пройти проверку. Напомню, что любой контрольно-надзорный орган вправе назначить внеплановую проверку при следующих нарушениях:

  • неисполнение ранее выданного предписания;
  • жалоба физлица или компании (работника, конкурента, недовольного клиента);
  • угроза жизни и здоровью людей и окружающей среде;
  • грубое нарушение законодательства.

1. Государственная противопожарная служба МЧС России

Служба проверяет соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и строениях, принадлежащих компании на праве собственности или аренды. Периодичность проверок:

  • через три года с даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства;

Изменения-2016. С 16 апреля 2016 года на эвакуационных путях и аварийных выходах запрещается устанавливать устройства, препятствующие эвакуации людей. Это раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Кроме того, это вращающиеся двери и турникеты (постановление Правительства РФ от 06.04.2016 № 275).

За нарушение требования директора оштрафуют на 15-20 тыс. руб., а компанию — на 150- 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). С 3 сентября 2016 года пожарный надзор начал применять риск-ориентированный подход (за основу они возьмут классы пожарной опасности). Компании с высоким риском проверят раз в 3 года, со значительным риском — раз в 4 года, со средним риском — раз в 7 лет, с умеренным риском — раз в 10 лет. Компании с низким риском проверке не подлежат (п. 21 постановления Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).

Как подготовиться. Проверьте главные и запасные выходы из офисов, торговых залов, производственных помещений, складов. Эвакуационными являются выходы на улицу, выходы из кабинетов в коридор, на лестницу, переходы в смежную секцию здания и т. п. Если в помещении находится 50 и более человек, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

2. Федеральная служба по труду и занятости

Роструд проверяет оформление трудовых отношений, выплату зарплаты, соблюдение гарантий работников. Периодичность проверок:

  • через три года с даты государственной регистрации компании;
  • через три года с даты последней проверки.

Изменения-2016. Налоговики организовали горячую линию для жалоб работников на «серую» зарплату. Осенью начнут вести пропаганду среди сотрудников российских компаний. Еще контролеры проводят комиссии с участием инспекторов Роструда. А поводов для проверок стало больше. Так, с 3 октября задержка и неполная выплата зарплаты обойдется директору в 10-20 тыс. руб. вместо 1-5 тыс. руб. За повторное нарушение директора дисквалифицируют на 1-3 года (п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Пени за просрочку выплат посчитают исходя из 1/150 ключевой ставки вместо 1/300 (ст. 236 ТК РФ). Еще стоит помнить, что 1 июля 2016 года МРОТ повысили с 6204 до 7500 руб.

Как подготовиться. Проверьте, не ниже ли новых лимитов зарплата Ваших сотрудников. Оклады должны быть увеличены с 1 июля 2016 года. Уточните у директора по персоналу, в какие даты Ваша компания платит зарплату. С 3 октября 2016 года платить нужно в течение 15 дней после окончания месяца. Поручите отделу кадров привести трудовые договоры в со-ответствие с новыми нормами.

3. Лицензирующие органы

Проверку проводит орган, который выдал лицензию. Так, это могут быть Росалкогольрегулирование, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Минстрой и т. д. Периодичность проверок:

  • через год после получения или переоформления лицензии;
  • через три года с даты предыдущей проверки.

Изменения-2016. С 3 августа 2016 года появился новый вид лицензии на алкоголь. Производство вина и шампанского в России обойдется в 65 тыс. руб., лицензия на остальной алкоголь по-прежнему стоит 800 тыс. руб. В Госдуму внесен законопроект об увеличении штрафа за деятельность без лицензии. Для директора он вырастет в 10 раз: с 4-5 тыс. до 40-50 тыс. руб.

С 31 января 2017 года появится новый вид проверок. Это контроль за использованием технологического оборудования для производства этилового спирта.

Как подготовиться. Проверьте срок действия лицензии. Убедитесь, что на момент оплаты госпошлины налоги были уплачены. Если у компании есть долги по налогам, то в продлении лицензии откажут, госпошлину не вернут. Если было предписание — исполните его.

4. Роспотребнадзор

Служба контролирует, соблюдает ли компания санитарно-эпидемиологические требования, правила торговли и права потребителей. Периодичность проверок:

  • два и более раза в год — для компаний сферы здравоохранения и социальных услуг;
  • раз в три года — для остальных организаций.

Изменения-2016. С 1 января 2017 года Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц...» дополнили статьей 16.1 «Контрольная закупка». Контролеры организуют искусственную сделку по приобретению товаров, работ или услуг. Предупреждать о проверке компанию не будут. Сделку зафиксируют на фото- и видеокамеру или привлекут двух свидетелей. По окончании мероприятия составят акт, один экземпляр отдадут директору. Информацию о закупке занесут в единый реестр проверки. За выявленные нарушения компанию и директора оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 14.4-14.8 КоАП РФ).

Второе нововведение касается жалоб потребителей. Внеплановая проверка компании по жалобе потребителя будет возможна, если выполнены два условия. Клиент, чьи права нарушили:

  • обратился с жалобой к самой компании, но там его требования проигнорировали;
  • в жалобе Роспотребнадзору указал все свои данные (анонимную жалобу госорган рассматривать не будет).

Как подготовиться. Проверьте, соответствует ли Ваша продукция санитарным нормам, в порядке ли разрешительные документы. Удостоверьтесь, что в описании товара есть сведения об изготовителе: фирменное наименование, адрес, режим работы. В договоре с покупателем не должно быть «навязывающих» условий. Например, когда при покупке услуги нужно за что-то доплатить или приобрести дополнительный товар. Проведите работу со службой, которая отвечает на жалобы клиентов. Поручите им реагировать на все письма покупателей. Объясните, что в противном случае в компанию могут прийти проверяющие, что, вероятно, обернется штрафами. Введите для сервисных сотрудников соответствующий KPI.

5. Ростехнадзор

Надзорный орган проверяет строительные и промышленные объекты на соблюдение требований экологической, технологической и атомной безопасности. Периодичность проверок:

  • раз в год — для владельцев объектов I и II классов опасности;
  • раз в три года — для владельцев объектов III класса опасности;
  • по окончании строительства — для застройщиков.

Изменения-2016. С 1 января 2016 года на производственных объектах I и II классов опасности не могут работать сотрудники по договору заемного труда (приказ Минтруда России № 858н и Ростехнадзора № 455 от 11.11.2015). С 1 сентября 2016 года к опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства, а также сети газораспределения и газопотребления, которые работают под сниженным давлением (Федеральный закон от 02.Об.2016 № 170-ФЗ). С 6 сентября 2016 года перечень опасных объектов дополнили пассажирскими конвейерами (движущиеся пешеходные дорожки). Владельцы опасных объектов, оборудованных системами видеонаблюдения, обязаны хранить видео- и фотоматериалы. А в случае аварии — пе-редать их комиссии по техрасследованию.

Как подготовиться. Проверьте проектную, разрешительную документацию. Ростехнадзор регулярно обновляет требования к промышленным и строительным объектам. Поручите сотрудникам отслеживать изменения. Обеспечьте хранение фото- и видеоматериалов.

Как оттянуть время, если к Вам внезапно нагрянули с проверкой

  1. Попросите проверяющих предъявить служебные удостоверения.
  2. Перепишите все данные из удостоверений.
  3. Поручите охране задержать проверяющих и попросить их собственноручно зафиксировать дату, время, цель и основание своего визита.
  4. Поинтересуйтесь, не устали ли контролеры с дороги, предложите им чай, кофе.
  5. Потребуйте копию приказа руководителя надзорного органа о назначении проверки.
  6. Попросите контролеров ознакомить Вас с административным регламентом проведения проверок, внимательно изучите его.
  7. Попросите номер телефона начальника надзорного органа. Позвоните ему, чтобы выяснить, действительно ли этих инспекторов направили в Вашу организацию.

Отмена проверок малого бизнеса в 2016-2018 годах

Государственный контроль в виде плановых проверок зачастую становится сложным испытанием для лиц, ведущих коммерческую деятельность. Неудивительно, что совсем свежий федеральный закон, вносящий коррективы в правила проведения плановых проверок, будет с интересом воспринят всеми, кто имеет непосредственное отношение к бизнесу.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием и одобрен Президентом РФ.

Обозначим самые важные изменения:

1. Отменены плановые проверки малых предпринимателей на три календарных года: в период с начала 2016 года до конца 2018 года. Здесь можно воскликнуть «Ура!», однако следует знать, что есть исключения из этого правила:

Проверки остаются в отношении лиц, ведущие деятельность в области здравоохранения, образования и в социальной сфере (конкретный перечень установлен в пункте 9 статьи 9 ФЗ № 294-ФЗ).

Если лицо ранее допускало грубые нарушения КоАП РФ, что было выявлено в ходе предыдущей проверки, и данное лицо было привлечено за такие действия к административной ответственности, либо за иные нарушения лицо было дисквалифицировано или деятельность административно приостановлена (или приостановлена/аннулирована лицензия), и с момента завершения проверки не прошло трех лет- такое лицо снова может быть проверено.

2. Если субъект малого предпринимательства нашел себя в перечне лиц для плановой проверки, в обход моратория - он вправе потребовать от надзорного органа исключить его из ежегодного плана проверок.

3. Проверяющим должностным лицам теперь необходимо разъяснять каждому контролируемому лицу содержание указанных выше положений. При предоставлении подтверждающих документов о том, что юридическое лицо (предприниматель) считается субъектом малого бизнеса, проверка прекращается.

4. Отмена проверок не касается некоторых «стратегически» важных сфер: промышленной безопасности и пожарного надзора, а также безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения 1 или 2 класса опасности; экологического надзора - по объектам, отрицательно влияющим на окружающую среду 1 или 2 категории; радиационной безопасности и использования атомной энергии; в сфере охраны государственной тайны; лицензионного контроля в отношении организаций, управляющих многоквартирными домами; внешнего контроля за аудиторскими организациями. Это логично, поскольку нарушения в данных областях чреваты большими рисками и жертвами.

5. Проведение плановой проверки с нарушениями новых правил считается грубым нарушением требований законодательства, итоги проверки будут являться недействительными.

6. В ФЗ № 294-ФЗ внесено и раскрыто понятие «риск-ориентированного подхода » при организации проверок, внедряемого в целях снижения издержек при проведении проверок - как для проверяющих органов, так и для контролируемых субъектов. Данный подход заключается в отнесении деятельности подконтрольных субъектов к установленным классам опасности (оценка тяжести вероятных негативных последствий нарушения) или категориям риска (оценивается вероятность несоблюдения требований). Правила и критерии распределения устанавливает Правительство РФ. Нормы о риск-ориентированном подходе применяются с 1 января 2018 года.

7. Три года малый бизнес, не попадающий под исключения, может ощущать себя спокойно - всевозможные государственные проверки проводиться не будут. Стоит внимательно изучить новшества - чтобы применить в случае, если с проверкой все же нагрянут.

Кроме того, не следует забывать, что всегда может быть проведена внеплановая проверка - по обращению заинтересованного лица и тогда сослаться на установленный мораторий не получится.

Естественно, что решить попадает под действие данного моратория ваша конкретная проверка крайне непросто порой. Либо определиться, что происходит с проверками пожарного надзора или . Либо понять что делать, если несмотря на мораторий к вам приходит проверка. Именно поэтому наиболее полно защиту прав и интересов готовы предоставить специалисты нашей юридической фирмы.

Яна Польская

Юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook .

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект нового федерального закона о государственном и муниципальном надзоре и контроле.

В целом, система контроля и надзора сохранит большинство ныне действующих положений, однако планируются и радикальные новшества:

Проверки будут проводиться не только в отношении организаций и ИП, но и в отношении обычных граждан – физических лиц без статуса предпринимателя и не занимающихся предпринимательской деятельностью. Предусмотрено, что такие проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры и не вносятся в Единый реестр проверок;

Категории риска и классы опасности будут присваиваться всем поднадзорным объектам и во всех сферах надзора. Во всяком случае, периодичность плановых проверок – согласно проекту – зависит только от категории риска (класса опасности);

Законопроектом вводятся такие новые действия по контролю/надзору, как досмотр и осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, сбор информации и другие. В некоторых из них обязательно участвуют понятые. После каждого такого действия чиновники составляют протокол, который прилагается к акту проверки;

При этом досмотр может предполагать вскрытие упаковок, помещений, емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары и иные объекты, а также разборку и демонтаж или иное нарушение целостности обследуемых объектов;

Во время проверки, рейда или контрольной закупки чиновники вправе потребовать объяснений – от граждан, а также должностных лиц и иных работников проверяемых организаций. Особенно тревожно, что отказ от дачи объяснений допускается только по основаниям, предусмотренным законодательством. Другими словами, отказаться можно только со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ (отказ свидетельствовать против себя и своих близких) и, вероятно, по основаниям, указанным в процессуальных кодексах. В противном случае это будет рассматриваться как противодействие проверке, что может повлечь административный штраф;

Во время выездной проверки чиновники смогут проводить выемки и изъятие документов. Проект разрешает им вскрывать сейфы и иные хранилища с документами, рекомендуя при этом “избегать причинения невызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов”;

Законопроект разрешает чиновникам изымать у проверяемых и оригиналы документов – если одних копий недостаточно и при этом есть основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены;

В тексте законопроекта так и не появился обещанный бизнесу запрет на проверку тех требований, которых нет в Перечнях обязательных требований (такие перечни ведутся каждым ведомством и публикуются на официальном сайте).

Кроме того, законопроект прямо запрещает гражданам и организациям пользоваться своими правами в целях необоснованного уклонения от проведения в отношении них государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Часть новелл будут, очевидно, позитивно восприняты бизнес-сообществом:

Будут запрещены проверочные мероприятия в рамках любых видов государственного надзора (контроля), если таковые прямо не указаны либо в Приложении № 1 к Закону либо в самом тексте закона – в качестве специальных исключений. Любопытно, кстати, что из текста законопроекта невозможно определить, будут ли законны прокурорские проверки: они не входят ни в перечень исключений, ни в перечень “обычных” видов надзора;

Все неустранимые противоречия и неясности обязательных требований – согласно проекту – должны толковаться в пользу поднадзорных лиц;

Если поднадзорное лицо действовало в соответствии с письменными указаниями надзорного органа (например, по его письму), то эти действия нельзя признать нарушением обязательных требований;

В нормативных правовых актах будет разрешено устанавливать дополнительные ограничения для таких жалоб, которые могут повлечь внеплановую проверку: например, подачу жалобы автором только лично, или через МФЦ, или при условии нотариального установления личности жалобщика;

Непосредственно в проекте закона появилась норма о досудебном обжаловании результатов проверочных мероприятий. Такая жалоба рассматривается в течение месяца;

Добавлены дополнительные основания для отмены результатов проверки и иных контрольных мероприятий – это отсутствие оснований ее проведения (сейчас это является нарушением только для внеплановой выездной и плановой проверки); включение в предмет надзора требований, которые не являются обязательными; неиспользование проверочных листов).

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о проверках, с которыми могут встретиться индивидуальные предприниматели.

Сегодня вы узнаете:

  • Какие ведомства чаще всего проверяют работу ИП;
  • Как вести себя во время проверки и избежать штрафа.

Проверки ИП в 2019 году

ИП без проверок – возможно ли такое?

До 2016 года индивидуальные предприниматели находились под строгим надзором государства, а штрафы, налагаемые на малый и средний бизнес, практически не отличались от штрафов для крупнейших предприятий. Разумеется, такое не могло продолжаться без возмущений общества.

Недавно в системе проверок ИП начались изменения. Прежде всего, в феврале 2016 года Минэкономразвития вынесло на обсуждение предложение о замене первого на предупреждение.

Также уже действует , который с января 2016 года до конца 2018 года отпустил большую часть ИП на «проверочные каникулы».

Большинство проверок регламентируются Федеральным Законом №294.

Мораторий действовал на все плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда иных ведомств, которые ранее осуществлялись раз в три года.

В конце года законодатели побеспокоилось о том, чтобы продлить его действие еще на два года, приняв закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г. Таким образом, субъекты малого предпринимательства и ИП получили послабление в виде освобождения от плановых проверок на период с 01 января 2019 по 31 декабря 2020 года.

Основания для проверок

Проверки ИП бывают как плановыми, определенными заранее, так и внеплановыми, по одному из возможных оснований:

  1. Истечение срока, назначенного на исправление нарушений после предыдущей проверки.
  2. Поступление в контролирующие органы свидетельств или жалоб о нарушениях предпринимателем прав потребителей, сотрудников и других норм.
  3. Требование прокурора и приказ руководителя контролирующего органа.

Но даже о внеплановой проверке предпринимателя обязаны предупредить не позднее чем за сутки. Исключение составляют чрезвычайные происшествия и случаи, когда ИП подозревается в причинении вреда здоровью людей, животных или экологии.

План проверок

График плановых проверок можно найти на сайте Генеральной прокуратуры. Там можно узнать о предстоящих проверках по , ОГРНИП и другим реквизитам компании.

Не всем фирмам повезло освободиться от плановых проверок. Некоторые не были исключены из плана.

К ним относятся:

  • Организации в областях образования и медицины;
  • Компании в сфере соц. обслуживания;
  • Аудиторские фирмы;
  • Управляющие компании жилых домов;
  • Объекты первого и второго класса промышленной и другой безопасности.

Виды проверок

Любые проверки делятся на выездные и документарные. Как уже понятно из названия, в первом случае аудиторы лично посещают предприятие, во втором – лишь запрашивают на проверку пакет документов. Одна проверка может вытекать из другой. Например, инспектор начинает с проверки документов, но обнаружив спорные моменты, заявляет о своем намерении посетить рабочее место ИП.
Перечислим основные инстанции, осуществляющие проверки ИП:

  • ИФНС;
  • , Ространснадзор и Росздравнадзор.

Вне зависимости от контролирующего органа, инспекция обычно начинается с проверки , всех учредительных документов, лицензий и итогов предыдущих проверок.

Налоговая проверка

Регламентирующий закон: статья 14 Налогового Кодекса РФ.

Особый интерес у налоговиков вызывают предприниматели, указывающие слишком низкую заработную плату сотрудникам или долгое время работающие в убыток.

Запрещено повторно проверять предпринимателя по тому же налогу за тот же период.

Камеральная проверка налогов дополнительно контролирует сданную отчетность. Инспекция может запросить разъяснения для некоторых данных или подтверждения расходов. Длится проверка до трех месяцев с окончания отчетного периода. На исправление ошибок, не привлекших к недоплате налогов, проверяемому дается пять дней. Если будут обнаружены серьезные нарушения, в течение десяти дней ИП будет привлечен к ответственности.

В ходе выездной налоговой проверки проводится более глубокий аудит. Такая проверка грозит только нарушителям и неплательщикам налогов. К процедуре могут быть дополнительно привлечены эксперты и свидетели, проведены инвентаризация помещений и выемка документов.

Ревизия может длиться два месяца, или быть продлена до шести в следующих случаях:

  • У фирмы несколько обособленных подразделений;
  • Требуется дополнительная экспертиза;
  • ИП нарушил сроки выдачи требуемых документов.

Помимо налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, проверяются и другие документы:

  • Кассовые чеки;
  • Банковские выписки;
  • Подтверждение .

Организуется тщательная проверка доходов и расходов,влияющих на сумму оплачиваемого налога. , не зависящие от фактической прибыли реже подвергаются внеплановым налоговым проверкам. Поэтому проверки ИП на реже заканчиваются штрафами.

Налоговая проверка бывшего ИП тоже допустима – в течение трех лет со дня ликвидации.

Проверка может быть также названа итоговой, ее цель – выявить несоответствия, недоплату налогов. В том числе осуществляется проверка задолженности, которая могла остаться за предпринимателем.

Проверка Роспотребнадзором

Регламентирующие акты: «Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей» за Постановлением Правительства РФ номер 322 от 30.06.2004 года.

Проверке подлежат все предприятия, предоставляющие услуги или продающие товары населению. Перечень проверяемых моментов очень широк.

Назовем самые популярные:

  • Вывеска, ценники и прайсы;
  • Уголки потребителя;
  • Освещенность и вентиляция в помещении;
  • Санитарные нормы, наличие сертификатов соответствия на товары;
  • Соблюдение сроков годности продукции;
  • Когда это требуется – наличие у сотрудников сан. книжек и униформы.

Сегодня Роспотребнадзор проверяет не только работу с потребителями, но и соблюдение санитарных норм на предприятии. Чаще всего подобные проверки навещают продуктовые магазины и заведения общепита.

Трудовая инспекция

Роструд контролирует соблюдение прав наемных работников. Очень часто основанием для внеплановой проверки служат жалобы сотрудников.

Также под строгий надзор попадают следующие работодатели:

  • Принимающие на работу иностранных граждан;
  • Имеющие несовершеннолетних работников;
  • Выплачивающие слишком маленькую заработную плату.

Проверке подлежат все кадровые документы:

  • – соблюдение ими трудового законодательства, правильность оформления, наличие подписей;
  • Трудовые книжки сотрудников;
  • и табели учета рабочего времени;
  • Графики отпусков;
  • График выдачи заработной платы.

Соответствовать нормам найма сотрудников несложно – достаточно тщательно изучить Трудовой Кодекс РФ.

Пожарная инспекция

Инспекторы от МЧС проверяют документацию по противопожарной безопасности на предприятии и наличие средств борьбы с огнем и предотвращения возгорания.

Наиболее востребованные проверкой документы:

  • Приказы руководителя об отключении оборудования в конце смены, об установлении мест для курения;
  • Приказ о периодичности прохождения сотрудниками противопожарного инструктажа и журналы учета инструктажей;
  • Планы эвакуации.

В помещении пожарная выездная инспекция проверяет:

  • Соответствие плана эвакуации и реальной конфигурации здания;
  • Наличие, расположение и доступность аварийных выходов;
  • Материалы отделки стен, пола, потолка, состояние решеток на окнах;
  • Количество и расположение огнетушителей и прочих средств борьбы с огнем;
  • Для помещений, в которых находится более десяти человек – состояние системы оповещения о пожаре.

Важно помнить, что не так страшен штраф от пожарной инспекции, как урон от пожара, случившегося из-за нарушения норм.

Проверка Ростехнадзором

Инспекция Ростехнадзора выдает лицензии и проверяет многие виды деятельности, предполагающие использование природных ресурсов и взаимодействующие с опасными производственными объектами (проектирование, монтаж, транспортировка и так далее).

Предмет проверки: соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности.

Все возможные нарушения, как правило, устраняются предпринимателем перед получением лицензии, а для дальнейших проверок достаточно поддерживать соблюдение всех требований.

Прокурорская проверка

Проверка прокуратуройпроизводится исключительно на основании информации о нарушениях ИП, не попадающих под контроль другого государственного органа. Если это возможно – прокуратура обязана делегировать полномочия проверяющего другому ведомству, в остальных случаях она может проводить проверку самостоятельно.

Без информации о нарушениях, поступившей от граждан, других юридических лиц или СМИ, прокуратура не может инициировать инспекцию. Поэтому предпринимателям, не нарушающим закон, не стоит ее опасаться.

Прокурор проверяет достоверность жалобы на ИП и, если нарушение подтверждается, в зависимости от его тяжести ИП может быть выдано предписание об исправлении ситуации или возбуждено судебное дело.

Как избежать штрафа

Разумеется, самый верный способ избежать после проверки штрафа – не нарушать закон. Довольно сложно, но все-таки возможно вести бизнес, соблюдая все нормы законодательства.

Первым делом необходимо изучить законы. Самые распространенные штрафы, налагаемые на предпринимателей по результатам государственных инспекций, собраны в 14 главе Административного Кодекса РФ.

Уголовный Кодекс тоже нельзя упускать из внимания. Например, по статье 199 можно получить до 6 лет лишения свободы за уклонение от уплаты налогов.

Что делать предпринимателю во время проверки

Хорошо, если на предприятии действует строгий пропускной режим – так инспекторы не смогут начать выездную проверку без присутствия руководителя. В иных ситуациях стоит быть осторожным.

По закону выездная проверка должна осуществляться в присутствии предпринимателя или его заместителя, но на практике бывает, что инспекция встречается с нарушениями, едва попав на территорию организации. Даже разговоры сотрудников на крыльце могут быть использованы против проверяемого.

В связи с этим предпринимателю необходимо:

  • Заранее организовать систему безопасности;
  • Провести инструктаж сотрудников о правилах общения с проверяющими – только в присутствии руководителя.

Выездная проверка в отсутствии ответственного лица возможна только в чрезвычайных ситуациях, в случаях причинения вреда здоровью граждан, животных.

Прежде чем инспекция начнет выездную проверку, предпринимателю нужно проверить их:

  1. Ознакомиться с удостоверениями проверяющих (данные можно на всякий случай переписать).
  2. Принять под роспись и изучить копию приказа о проверке. В нем должны быть указаны цели проверки, виды контрольных мероприятий, состав проверяющей комиссии, дата проведения и прочие условия.

Если все документы верны, не стоит препятствовать проверке, за это можно получить дополнительный штраф.

Если проверка проводится в рамках уголовного дела, проверяемый имеет право не отвечать на вопросы до приезда своего адвоката и не подписывать документов (даже акта проверки).

Проверяемый обязан предоставить инспекторам доступ ко всем документам и помещениям, связанным с предметом проверки.

Журнал проверокзаводится на предприятии по желанию руководителя. Его наличие поможет контролировать частоту проверок и многие другие факторы.

Акт проверки

Итогом проверки становится акт, в котором фиксируются все проведенные мероприятия и обнаруженные нарушения. Подпись предпринимателя под актом означает его согласие со всем, что там описано.

ИП имеет право вносить в акт проверки свои возражения.

Внесение в акт обоснованных возражений увеличивает шансы предпринимателя на обжалование результатов проверки. Поэтому прежде чем подписывать акт, необходимо тщательно его изучить.

Присутствие во время проверки юриста дает дополнительную гарантию в соблюдении всех прав ИП.

Если нарушена процедура проверки

Любую проверку бизнеса проводят люди, а все люди, как известно, могут иногда ошибаться. Небольшое отступление от установленной законом процедуры проверки может сыграть на руку бизнесмену – результаты такой инспекции можно оспорить.

Проверка может быть признана незаконной если:

  • Плановая инспекция проводится чаще чем раз в три года;
  • Плановой проверки не было в официальном графике на сайте прокуратуры;
  • Нарушены сроки проверки, указанные в приказе, или превышена ее максимальная длительность;
  • Инспекторы не предъявили приказ о проведении проверки (или его не было вовсе);
  • Аудиторы потребовали предоставить документы или пробы, не имеющие отношение к предмету проверки;
  • По окончании проверки не был предоставлен акт.

Как оспорить результаты

Не стоит бояться обращаться в суд, чтобы оспорить результаты проверки, проведенной с нарушениями.

Прежде всего свои замечания необходимо внести в акт проверки. Это значительно поможет поставить суд на свою сторону.

Подать заявление в арбитражный суд можно в течение трех месяцев с даты нарушения.

В заявлении указываются:

  • Реквизиты истца;
  • Наименование и адрес ответчика;
  • Требования, подкрепленные ссылками на нормативные акты и законы;
  • Материалы, доказывающие факт нарушения (заключения экспертов, показания свидетелей, видео и аудиозаписи хода проверки).

Статистика показывает, что все больше исков заканчиваются в пользу предпринимателей. Через суд можно не только признать недействительными результаты проверки и выписанные штрафы, но и получить компенсацию.

Также недовольный действиями инспектора предприниматель имеет полное право подать на него жалобу вышестоящему руководителю. Жалобу нужно написать в двух экземплярах, обязательно указать адрес для ответного письма и отнести документ в учреждение, проводившее проверку. Один экземпляр с отметкой секретаря о получении остается у заявителя. Если через десять дней ответ так и не поступит, можно обращаться в арбитражный суд.