Установить юридический факт тождества профессий должностей. О процедуре представления документов о тождестве должностей, структурных подразделений, учреждений

  • Дата: 28.03.2024

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Документ по состоянию на август 2014 г.


В Госкомтруде СССР изучена практика отраслевых министерств, ведомств и органов социального обеспечения по установлению тождественности местных наименований профессий с профессиями, предусмотренными тарифно-квалификационными справочниками, при решении вопросов льготного пенсионного обеспечения трудящихся.

Установлено, что соответствующие заключения отраслевых министерств и ведомств, внесенные ими в министерства социального обеспечения союзных республик, в основном оформлены в соответствии с правилами, введенными Госкомтрудом СССР.

Однако в последнее время в министерства социального обеспечения поступают необоснованные заключения о тождественности профессий, направленные на расширение круга лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.

Отраслевые министерства за прошлое время могут устанавливать тождественность только местных (произвольных) наименований профессий рабочих, не предусмотренных тарифно-квалификационными справочниками, с профессиями, перечисленными в Списках N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, независимо от времени их издания. Однако ряд министерств подтверждают тождественность профессий с нарушением указанного правила.

Минсельхозмаш подтвердил тождественность "клепальщика" и "штамповщика" на заводе "Ростсельмаш", "оператора (слесаря)" и "формовщика" на Красноярском комбайновом заводе, не пользующихся правом на льготную пенсию.

Эти профессии в свое время были предусмотрены в тарифно-квалификационных справочниках и поэтому право по установлению тождественности на них не распространяется.

Аналогичные по характеру предложения представили органам социального обеспечения Минчермет СССР и Минчермет УССР, Минмаш, Минэлектронпром, Минтоппром РСФСР, Минстанкопром, Минлегпищемаш, Минрадиопром, Минпищепром СССР и Минпищепром УССР, Минавтопром, Минавтотранс УССР и др. Указанные министерства ошибочно признали тождественными профессии "лакировщик" и "бакелитчик" (Азовсталь Минчермета УССР), "газовщик" и "термист" (Жуковский велосипедный завод Минавтопрома), "подсобная травильщицы" и "подручная травильщицы" (Ростовский завод "Рубин"), "опрессовщик" и "прессовщик" (завод "Экситон" и Харьковский завод "Радиодеталь"), "машинист трубогибочной машины" и "паяльщик" (Донецкий завод "Авторемонт"), "наладчик термического отделения" и "слесарь ремонтный" (Днепропетровский машиностроительный завод), "дистилляторщик мисцеллы" и "аппаратчик" (Полтавский масложировой комбинат), "слесарь-полировщик" и "полировщик" (Московский завод "Салют") и т.п.; ряд министерств превышают предоставляемые права и вносят предложения об установлении тождественности наименований должностей инженерно-технических работников.

В соответствии с установленным Госкомтрудом СССР порядком тождественность профессий определяется на основании документов, подтверждающих характер выполнявшейся работы и ее соответствие характеристике, предусмотренной для данной профессии в действовавшем в то время тарифно-квалификационном справочнике. Однако министерствам социального обеспечения направляются решения о тождественности профессий без документальных обоснований или принятые по свидетельским показаниям. Такие решения были направлены Минбумпромом по Соликамскому целлюлозно-бумажному комбинату; по Киевскому заводу "Коммунист"; Минстанкопромом по Мелитопольскому станкостроительному заводу; Минстройматериалов УССР по Макеевскому стекольному заводу; Минчерметом УССР по Ново-Криворожскому горно-обогатительному комбинату; Минэлектротехпромом по Томскому электротехническому заводу "Сибэлектромотор"; заводу "Химлаборприбор" Клинского производственного объединения "Термоприбор"; машиностроительному заводу "Салют" и т.д.

Министерства социального обеспечения правомочны рассматривать заключения о тождественности профессий, принятых отраслевыми министерствами и ведомствами. Однако в ряде случаев в их адрес направляются решения руководителей структурных подразделений министерств и ведомств.

Участились факты непосредственных обращений в министерства социального обеспечения союзных республик по аналогичным вопросам руководителей предприятий и организаций.

Отдельные отраслевые министерства и ведомства, предприятия и организации направляют свои предложения об установлении тождественности в министерства социального обеспечения автономных республик, краевые, областные, городские и районные отделы социального обеспечения.

Ряд министерств и ведомств и отдельные предприятия обращались по установлению тождественности профессий с местным наименованием непосредственно в Госкомтруд СССР.

Указанные отступления от установленных правил приводят к излишней междуведомственной переписке, вызывают необходимость проведения органами социального обеспечения встречных проверок документов, представленных министерствами и ведомствами, длительному рассмотрению поставленных ими вопросов, что и вызывает справедливые жалобы трудящихся.

В связи с изложенным, Госкомтруд СССР просит при подготовке заключений о тождественности наименований профессий в дополнение к письму Госкомтруда от 4 марта 1971 г. N 25-АВ руководствоваться следующим:

1. К профессиям с местными наименованиями могут относиться лишь те профессии, которые не были предусмотрены в тарифно-квалификационных справочниках, действовавших в тот период, когда трудящемуся в его трудовой книжке было установлено неправильное наименование профессии.

2. По имеющимся на предприятии документам определяется фактически выполняемая работа по профессии с местным наименованием. В качестве справочных документов, подтверждающих характеристику работ, могут приниматься: приказы (распоряжения) о закреплении рабочих за определенными участками работ и оборудованием; лицевые счета; расчетно-платежные ведомости на заработную плату; табели учета рабочего времени; журналы (карточки) учета рабочего времени; журналы заданий; рабочие книги бригадиров; наряды на выполнение работ; нормированные задания; книги учета инструктажа по технике безопасности (личные книжки инструктажа по технике безопасности) и другие.

3. Характер фактически выполняемой работы, установленный по документам, сравнивается с характеристиками работ по профессиям в действовавших в то время тарифно-квалификационных справочниках. После этого определяется наименование профессии, которое следовало бы установить рабочему за выполняемую им работу, т.е. устанавливается тождественность профессии, имеющей местное наименование с профессией, предусмотренной в тарифно-квалификационном справочнике.

4. Если профессия (по тарифно-квалификационному справочнику) предусмотрена в Списках N 1 или N 2 , то копии документов, подтверждающих характеристику работ, наряду с выпиской из трудовой книжки рабочего и справкой о том, что присвоенной рабочему профессии с местным наименованием нет в ТКС, заверенные руководством предприятия или организации направляются в союзное, союзно-республиканское, республиканское министерство или ведомство в порядке подчиненности.

5. Предложения о льготном пенсионном обеспечении рабочих, которым были присвоены местные наименования профессий, после установления их тождественности с профессиями, предусмотренными ТКС, вносятся от имени отраслевых министерств и ведомств в министерства социального обеспечения союзных республик с приложением всех материалов, на основании которых внесено соответствующее заключение.


Заместитель Председателя Комитета
М.М.КРАВЧЕНКО

Если за подтверждением стажа (не важно, имел он место до или после регистрации в системе персучета) гражданин обращается в суд, то он вправе представлять любые доказательства, подтверждающие стаж, в том числе и показания свидетелей.

При работе в особых условиях

Сложнее решается вопрос с подтверждением стажа и характера работы в особых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение (спецстажа).

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Минздравсоцразвития России, в свою очередь, предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождественность наименований профессий рабочих и профессий, с учетом которых предоставляется право на льготное пенсионное обеспечение, а также тождественность должностей и организаций (структурных подразделений) в отношении всех категорий работников, которым трудовая пенсия по старости устанавливается досрочно в соответствии со ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях (не путать с тождественностью фактически выполняемой работы , которая устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально). Основанием для установления тождественности могут служить документы, представляемые федеральными органами исполнительной власти, и сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, из которых должно быть видно, что характер работы по профессии (должности) аналогичен характеру работы по профессии (должности), предусмотренной статьями 27 и 28 Закона или Списками соответствующих видов работ.

На практике часто возникают ситуации, когда органы Пенсионного фонда отказывают в досрочном назначении пенсии по старости за работу в особых условиях труда из-за недостаточности содержащихся в трудовой книжке работника сведений о периодах трудовой деятельности и невозможности подтвердить их иными документами; несоответствия наименования должности (профессии) в трудовой книжке работника наименованию должности (профессии), дающей право на такую пенсию; отсутствия необходимых уточняющих условия труда и характер выполняемых работ справок (в т.ч. у организаций-правопреемников и в архивных учреждениях); отсутствия необходимых сведений на застрахованное лицо в данных индивидуального персонифицированного учета.

В соответствии с Перечнем документов, утвержденным постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в необходимых случаях, должны быть приложены документы, подтверждающие характер выполняемой работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

ü Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н.

Когда речь идет о периоде до регистрации застрахованного в системе персучета , если требований о показателях характера работы и условиях труда в Списках нет, а в трудовой книжке содержатся достаточные сведения о производстве, профессии (должности) работника, то дополнительных документов, подтверждающих спецстаж, не требуется.

Иногда требуется подтверждение не только профессии или должности, но и показателей условий труда. Особенность перечня профессий (должностей) Списков №1 и 2 состоит в том, что их полное значение в ряде случаев определяется не только наименованием профессии (должности), но и точным указанием трудовой функции, производственной операции. Иногда трудовая функция зависит от непосредственной занятости работника в предусмотренных Списками технологических подразделениях. Часто профессия работника определяется не только ее наименованием, но и указанием названия управляемых или обслуживаемых работником машин, механизмов, агрегатов, а также характера выполняемых на них работ. Важными являются требования к тем профессиям и должностям, которые обусловлены местом (объектом), структурным подразделением работы, характеризующим условия производственной среды.

В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений или если законодательством предусматриваются дополнительные факторы (кроме наименования профессий и должностей) для досрочного назначения пенсии, работодатель выдает работнику уточняющую справку о характере выполняемой им работы, в которой указывается, на основании каких документов она выдана. Справка должна подтверждать тождественность выполнявшейся работы той, которая предусмотрена в Списках (при этом могут использоваться данные о должностных обязанностях профессий работников из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий работников).

Основными документами для уточняющей справки являются:

Приказы о закреплении работника за определенными цехами, участками, оборудованием, штатное расписание, карты аттестации рабочих мест по условиям труда, учет фактической занятости на работах, дающих право на досрочную пенсию (где это необходимо для специализированных ремонтных служб и цехов), должностные и рабочие инструкции, технологический регламент, инвентарный список основного оборудования, книга инструктажа по технике безопасности, журналы заданий, технический паспорт оборудования и иные документы предприятия, подтверждающие факт работы во вредных условиях;

Когда на предприятии не сохранилось необходимых документов, но на протяжении ряда лет не менялась технология производства и оборудование, не изменялся характер работы и условия труда работников, для подтверждения специального стажа можно использовать документы, действующие на предприятии в данный период времени (однако, в этом случае неизменность оборудования, технологии и т.д. требует дополнительного подтверждения);

Для подтверждения показатели условий труда могут использоваться заключения органов экспертизы условий труда (карты аттестации рабочего места по условиям труда) . Так, согласно п. 22 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в тех случаях, когда в «льготных» пенсионных Списках предусмотрены не только наименования профессии или должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда при необходимости заключения дают органы Государственной экспертизы условий труда;

Основанием для отнесения к конкретному производству, предусмотренному Списками, могут быть учредительные документы, лицензии на осуществление определенных видов деятельности, сертификаты работ (услуг), свидетельство о регистрации в госреестре опасных производственных объектов, технологический регламент, присвоенный предприятию код по ОКВЭД, документы плановых и производственных отделов, характеризующие структурное подразделение по производственным признакам, ЕТКС, каждый выпуск которого представляет перечень профессий к одному или нескольким производствам. О характере производства можно судить по наименованиям структурных подразделений (цехов, участков и т.д.). Вопрос отнесения конкретного производства к производству, занятость в котором дает право на пенсионные льготы, может рассматриваться в соответствии с Общероссийским классификатором экономической деятельности, введенным в действие с 01.01.2003, а за период до указанной даты - в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг и Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства. Под производством понимается изготовление предусмотренной Списками продукции независимо от того, занята ли изготовлением этой продукции организация (предприятие) в целом или только цех, участок, отделение и пр.

Нередко суды, рассматривающие дела, связанные с подтверждением занятости работника в определенных условиях, отвергают доводы Пенсионного фонда о том, что характер работы должен подтверждаться какими-то определенными документами. Так, например, Верховный Суд РФ в Определении от 10 марта 2006 года по делу № 46-В06-3 указал: «Довод ответчика в жалобе о том, что исследованных судом документов недостаточно для назначения истцу досрочно трудовой пенсии, поскольку работа в полевых условиях в вышеназванный период не подтверждена соответствующими приказами организации, в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку установлено, что эти документы уничтожены в связи с истечением срока хранения, поэтому указанное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает ее права на назначение льготной пенсии по решению суда».

В соответствии с ранее действовавшим порядком подтверждения трудового стажа (действовавшая до 01.01.2010 г. редакция п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях допускает применение ранее действовавшего порядка подтверждения трудового стажа) и действующими в настоящее время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24 июля 2002 года № 555 и Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н, специальный стаж (характер работы) при непосредственном обращении работника в Пенсионный фонд не может быть подтвержден свидетельскими показаниями (кроме случаев утраты документов в результате чрезвычайных ситуаций ).

Однако, до 1 января 2010 года при рассмотрении данной категории дел в судебных инстанциях судьи исходили из следующей позиции: «характер работы может быть подтвержден свидетельскими показаниями, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей» .

1 января 2010 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях. Пункт 3 статьи 13 был дополнен положением о недопустимости подтверждения характера работы показаниями свидетелей.

Верховный Суд РФ не замедлил дать свое толкование этому нововведению. В Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2010 года (вопрос 4) он указал: «…после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ)… суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы». Позже свою позицию Верховный Суд закрепил и в Постановлении Пленума от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Осталось не ясным, как в таком случае следует понимать фразу из абз. 4 п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях («…применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ…, который был установлен и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона»), учитывая, что действовавший до 01.01.2002 г. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не запрещал использование показаний свидетелей для подтверждения характера работы (стажа на соответствующих видах работ). Можно ли, ссылаясь на абз. 4 п. 12 ст. 30, прибегать к показаниям свидетелей при доказывании в суде «льготного» пенсионного стажа, заработанного до 1 января 2002 года?

Не ясно также, насколько правомерно спорную норму из пункта 3 статьи 13 (в ее толковании, данном Верховным Судом РФ), регулирующую взаимодействие гражданина с Пенсионным фондом, распространять на судебный процесс, не нарушает ли это конституционные права граждан на судебную защиту. А если норма о запрете использования свидетельских показаний должна применяться и при необходимости подтверждения характера работы, имевшей место до введения данного запрета (т.е. до 01.01.2010 г.), то не противоречит ли это принципу правовой определенности в пенсионном законодательстве, на который постоянно ссылается Конституционный Суд РФ?

Без ответов на перечисленные вопросы, мнение о невозможности использования показаний свидетелей, высказанное Верховным Судом, представляется не вполне убедительным.

Так же как и при подтверждении общего стажа, периоды работы в особых условиях после регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета .

Отсутствие таких сведений не должно являться поводом для отказа в зачете в «льготный» пенсионный стаж определенных периодов работы, поскольку правильность, полнота и своевременность отражения сведений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика (пенсионного органа) и страхователя (работодателя), а не работника.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 14) и Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ст. 11) работодатель обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты пенсии (в частности, сведения, в которых указывает периоды деятельности, включаемые в спецстаж). Органы Пенсионного фонда в свою очередь наделены полномочиями проводить у работодателей проверки документов, связанных с назначением и выплатой пенсии, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за работающих у него лиц; требовать и получать у работодателей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений; корректировать (исправлять) сведения персучета по результатам проверки .

В свете Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П можно вести речь о недопустимости возложения на работников ответственности (в виде лишения или уменьшения трудовой пенсии (в т.ч. досрочной) за невыполнения своих обязанностей другими субъектами системы обязательного пенсионного страхования (работодателем – по своевременному предоставлению необходимых для досрочного назначения пенсии сведений; органом Пенсионного фонда - по контролю за правильностью и своевременностью предоставления работодателем сведений за работников).

Поэтому, обращаясь в суд, работник вправе представлять любые, не запрещенные законом, доказательства характера своей работы, имевшей место и после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

В некоторых случаях требуется подтвердить постоянную занятость на соответствующих видах работ (например, в соответствии с п.4 Правил от 11 июля 2002 г. № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами).

Продолжительность полного рабочего дня (смены) определяется, исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Предоставляемые при этом отдельным работникам специальные перерывы для обогревания и отдыха, обусловленные технологией, организацией производства или климатическими условиями, включаются в рабочее время.

Понятие полного рабочего дня содержится в п. 5 постановления Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 29. Речь в нем идет о выполнении работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Для подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня могут использоваться журналы и табели учета рабочего времени, лицевые счета и др.

В то же время в соответствие с «Методическими рекомендациями по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и 2», утвержденными заместителем управляющего ГУ - Отделением ПФР по г. Москве и Московской области 20 апреля 2006 года: «если организация или ее конкретное подразделение (цех, участок и пр.) работали стабильно, без простоев, то нет необходимости проверять постоянную занятость работников, принятых на постоянную работу (практически за период до 1992 года стабильность работы в промышленности, строительстве и на транспорте соблюдалась )».

ü В качестве примера судебной практики по вопросу о том, необходимо ли подтверждение постоянной занятости в периоды работы до 1992 года, небезынтересен вывод, сделанный Верховным Судом РФ в Определении от 20 января 2012 г. № 81-В11-9.

Пример 1. В трудовой книжке работника имеется запись о том, что он работал по профессии «лудильщик», фактически же он выполнял работы лудильщика горячим способом.

Разделом III «Металлургическое производство» Списка № 1 предусмотрена профессия «лудильщики горячим способом», при этом условием назначения льготной пенсии является их занятость в прокатном, колесопрокатном, бандажепрокатном, вилопрокатном, жестекатальном, лудильном, оцинковальном и освинцевальном производстве, производстве рельсовых скреплений, вырубке и зачистке горячего металла, термической обработке, производстве калиброванного металла.

Работнику в данном случае необходимо подтвердить: соответствие выполняемых обязанностей должностным обязанностям содержащейся в Списке профессии лудильщика горячим способом (их можно найти в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 2, утв. Постановлением Минтруда России от 15 ноября 1999 г. № 45); выполнение указанной в Списке работы постоянно в течение полного рабочего дня (журнал учета рабочего времени); принадлежность производства, в котором он был занят, указанным выше (используя, например, имеющиеся у предприятия сертификаты работ, присвоенный предприятию код по ОКВЭД).

Пример 2 . Пенсионный фонд отказался засчитывать в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, время работы в должности мастера основного производственного участка на обогатительной фабрике. Особенность производства заключалась в работе с веществами, характеризующимися высокой радиоактивностью. Занятые в нем работники должны пенсионироваться по Списку №1, разделу XXII - «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами», коду позиции 12201000-17546 - «Рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях».

В данном случае от работника требовалось подтвердить показатели условий труда на рабочем месте (радиоактивность свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ).

Собрать все запрошенные органом пенсионного обеспечения документы для работника оказалось затруднительно, прежде всего, из-за того, что к моменту достижения им пенсионного возраста предприятие прекратило свою работу, многие документы в архив не сдавались, а некоторые и вовсе отсутствовали.

Для подтверждения условий труда на рабочем месте работник представил в суд имевшуюся в его распоряжении санитарно-гигиеническую характеристику условий труда другого работника (в ней описаны условия работы всех отделений предприятия), а также карту аттестации своего рабочего места по условиям труда.

То обстоятельство, что санитарно-гигиеническая характеристика условий труда и карта аттестации были составлены позже невключаемого в спецстаж периода работы, суд не посчитал основанием к отклонению данных документов как доказательств, поскольку сведений о том, что производственный процесс был впоследствии изменен, суду представлено не было.

Суд также отверг доводы пенсионного органа, о том, что представленных работником документов не достаточно, указав, что «отсутствие документов, прямо указывающих на характер выполняемой работы и условия, при которых она проводилась, таких как: инструкции (обязанности), санитарный паспорт на право работы с источниками ионизирующего излучения, приказы о допуске к работам с радиоактивными веществами, санитарно-эпидемиологическое журнал учета (передачи) радиоактивных веществ на рабочем месте, не могут являться основанием к отказу в иске, поскольку ответственности за их издание и хранение в обязанности истца не входило».

Действующее законодательство предлагает также следующие варианты решения проблемы незачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые актуальны в тех случаях, когда работник еще не достиг пенсионного возраста :

  1. Обращение работника непосредственно в пенсионный орган с заявлением об уточнении (исправлении) сведений о стаже до 01.01.2002, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете (основание – п. 4 и 8 Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, утв. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п).

!!! Что такое – см. в разделе «Разъяснение гражданам их пенсионных прав. Превентивные меры по устранению нарушений пенсионных прав».

  1. Обращение работника в орган Пенсионного фонда или в суд с требованием об исправлении сведений персонифицированного учета в части присвоения спорным периодам работы кода льготной профессии (основание – ст. 14 Федерального закона отапреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», п. 64. Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н).

Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования», периодам работы в особых условиях труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, присваивается т.н. «льготный» код (при их отражении в системе персучета). Соответственно, если Пенсионным фондом данные периоды были отражены как общий стаж работы (не дающий право на досрочную пенсию), код льготы у них отсутствует.

  1. Обращение работодателя в суд с требованием признать незаконным отказ органа Пенсионного фонда в принятии индивидуальных сведений о застрахованных лицах с учетом кодов льготных профессий.

Этот вариант позволяет решить проблему незачета периодов «льготной» работы не в индивидуальном порядке, а для всех работников, занятых по аналогичной профессии, в аналогичном производстве и т.д.

Пример 3. Иллюстрацией к третьему варианту решения проблемы незачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии (когда работодатель в судебном порядке оспаривает действия пенсионного органа по отказу в принятии сведений о «вредности» стажа работников), служит решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2008 г. по делу № А60-7105/2008-С9 (заявление о признании незаконными действий по отказу в принятии индивидуальных сведений о застрахованных лицах с учетом кодов льготных профессий судом удовлетворено, поскольку, не принимая сведения по льготным профессиям, орган пенсионного фонда препятствует физическим лицам, проработавшим на производстве с вредными условиями труда, получить право на досрочное получение пенсии).

ОАО «Малышевское рудоуправление» обратилось в суд с просьбой признать незаконными действия начальника отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда, выразившиеся в отказе принять индивидуальные сведения о застрахованных лицах ОАО «МРУ» с учетом кодов льготных профессий по Списку № 1 раздела XXIV «Обогащение бериллиевого сырья; производство бериллия и его соединений» и в предложении внести соответствующие изменения в сведения, исключить из них данные по льготным профессиям.

Работодатель (ОАО «МРУ») в судебном процессе обосновал занятость своих работников на работах с вредными условиями труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Суд признал действия пенсионного органа незаконными и обязал его устранить допущенные нарушения путем принятия сведений по персонифицированному учету с указанием льготных профессий по Списку № 1 раздела XXIV.

См. постановление Совета Министров СССР от 24 августа 1990 г. № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий»; Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утв. постановлением Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 г. № 369/16-52; Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190.

См. также постановление Министерства труда РФ от 24 июня 1994 г. № 50 «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций».

См. также решение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2001 г. № ГКПИ 2001-1673, определения Верховного Суда РФ от 21 июня 2005 г. № 67-В05-5, от 14 января 2005 г. № 9-Г04-35 и от 10 марта 2006 г. № 46-В06-3.

Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года.

Определения от 5 ноября 2002 г. № 320-О и от 3 октября 2006 г. № 471-О, постановления от 29 января 2004 г. № 2-П и от 3 июня 2004 г. № 11-П.

Порядок взаимодействия органов Пенсионного фонда и работодателей в целях правильного и своевременного отражения сведений о работниках в системе персучета - см. Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н).

ДОКУМЕНТЫ СУДА

Решение суда от 06.10.09г об установлении тождества профессий, включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

2-751

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Романовой Н.Н.,

при секретаре Ситер Е.Д.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Фонду об установлении тождества профессий, включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

22 апреля 2009 года С. обратился в Фонд с заявлением о назначении досрочно пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда не менее 12 лет 6 месяцев и наличием страхового стажа не менее 25 лет в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, поскольку с 01 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года он работал котельщиком котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха Гороблагодатского рудоуправления.

Решением Фонда от 26 июня 2009 года № 490/15240 С. отказано в досрочном назначении пенсии по старости по пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ на основании отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ – не менее 12 лет 6 месяцев, так как к зачету не принят период работы с 01 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года котельщиком котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха Гороблагодатского рудоуправления (03 года 11 месяцев).

С. обратился в суд с иском к Фонду об установлении тождества профессий, включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец С. свои требования поддержал, в их обоснование пояснил, что с решением фонда не согласен, так как котельщиком котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха Гороблагодатского рудоуправления он работал до 1992 года. В соответствии со Списком № 2, разделом XV, подразделом 1 а, утвержденным постановлением Совета министров СССР № 1173 от 22 августа 1956 года, котельщики механических мастерских горных предприятий имели право на льготное пенсионное обеспечение. Впоследствии письмом Госкомтруда № 19-3869 от 25 февраля 1970 года котельщики механических мастерских горных предприятий были приравнены к слесарям по ремонту оборудования, механизмов, водных и воздушных магистралей, занятых на шахтах, в разрезах и карьерах, так как был установлен одинаковых характер работ. Действительно его трудовые обязанности как котельщика котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха совпадали с обязанностями слесаря по ремонту оборудования, механизмов, водных и воздушных магистралей, занятых на шахтах, в разрезах и карьерах. На указанной должности он проработал 03 года 11 месяцев. Именно этот период работы Фонд не зачел в ему в льготный трудовой стаж. При этом зачтенный стаж составил 09 лет 07 месяцев 22 дня. Соответственно, если будет зачтен вышеуказанный период работы в должности котельщика, то его стаж работы с тяжелыми условиями труда составит более 12 лет 06 месяцев. Общий страховой стаж у него составляет 32 года 04 месяца 23 дня. Считает, что стаж его работы в качестве котельщика котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха должен быть зачтен в специальный стаж, поскольку он не знал ранее и не мог знать, что эта должность по названию не соответствует Списку должностей, дающих право на досрочное льготной назначение пенсии по старости. В связи, с чем он просит суд установить тождество профессии «котельщик механических мастерских горных предприятий» наименованию «слесарь по ремонту оборудования, механизмов, водных и воздушных магистралей, занятых на шахтах» и включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период его работы с 01 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года котельщиком котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха Гороблагодатского рудоуправления, а также обязать Фонд назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 22 апреля 2009 года, то есть с момента обращения в фонд.

Представитель ответчика – К., действующая на основании доверенности № 59 от 16 декабря 2008 года, исковые требования истца не признала, в обоснование своих возражений пояснила следующее.

22 апреля 2009 года С. представил в фонд документы для назначения ему трудовой пенсии по старости по п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Рассмотрев документы С., представленные для назначения досрочной трудовой пенсии, комиссия фонда вынесла решение № 490/15240 от 26 июня 2009 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа в размере 12 лет 6 месяцев. При этом не подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и оспаривается истцом период его работы с 01 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года котельщиком котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха Гороблагодатского рудоуправления.

Отказ фонда в назначении досрочной трудовой пенсии мотивирован тем, что не подтверждена занятость истца на котельных, судостроительных, судоремонтных, судокорпусных работах, предусмотренных Списком № 2 разделом XV подразделом 3 а, утвержденным постановлением Совета министров СССР № 1173 от 22 августа 1956 года, и Списком № 2 разделом XIV подразделом 3 а – 13144, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. Масштабы деятельности котельщика котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха и деятельности в должностях, предусмотренных в указанных выше Списках, несопоставимы по объему, нагрузке, интенсивности.

Ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что суд обязан разрешать дела на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ. Процедура установления тождественности указанных наименований определена Правительством РФ. Соответственно суд не вправе произвольно расширенно толковать Списки, оценивая такие факторы как характер и условия труда, исходя из аналогии.

Исходя из смысла ст.ст. 27, 28 Закона № 173-ФЗ во взаимосвязи с другими его положениями право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности.

Досрочно назначаемая пенсия не обусловлена предусмотренными Конституцией РФ факторами, следовательно, социально необоснованное расширение круга получателей пенсий на льготных по сравнению с общими правилами основаниях приводит к нарушению прав других лиц в области социального обеспечения в связи с тем, что в результате отвлечения страховых взносов других заинтересованных лиц в пользу лиц, не предусмотренных нормативными правовыми актами, в меньшем размере повышаются пенсии малообеспеченных пенсионеров.

Списки должностей, установленные Правительством РФ, не подлежат расширительному толкованию. А в компетенцию фонда не входит право установления тождественности профессий. Соответственно и истцом не были представлены документы, подтверждающие факт тождественности занимаемой им на тот период должности тем должностям, что включены в Списки. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Требования истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ также считает необоснованными, так как в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. На день обращения С. 22 апреля 2009 года в орган фонда для назначения досрочной трудовой пенсии оснований для включения спорных периодов работы в указанных выше должностях и учреждениях не имелось. Соответственно оснований для назначения досрочной трудовой пенсии с момента обращения истицы не имеется.

В связи, с чем фонд просит суд в удовлетворении исковых требований С. отказать в полном объеме.

Свидетель Б. суду пояснила, что она работала в Гороблагодатском рудоуправлении нормировщиком литейного участка. С 1982 года также работала в должности начальника отдела труда. Ей было известно, что на тот период котельщики по списку №2, и в соответствии с письмом Госкомтруда №19-3869 от 25 февраля 1970 года, котельщики механических мастерских горных предприятий были приравнены к слесарям по ремонту оборудования, механизмов, водных и воздушных магистралей, занятых на шахтах, в разрезах и карьерах, так как был установлен одинаковый характер работ. Работала выполнялась по обслуживанию всех цехов, текущего ремонта горного оборудования, фабрик, карьеров и шахт. То есть, котельщики выполняли слесарную работу.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела и дав им оценку, приходит к следующим выводам.

22 апреля 2009 года в фонд обратился С. с заявлением о назначении досрочно пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и представил соответствующие документы.

Коллегиальным решением № 490/15240 от 26 июня 2009 года (л.д. 5-6) С. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа – 12 лет 6 месяцев. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, зачли 9 лет 7 месяцев 22 дня и указали, что не подлежит зачету в специальный стаж период работы истца с 01 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года котельщиком котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха Гороблагодатского рудоуправления (03 года 11 месяцев), поскольку не подтверждена занятость истца на котельных, судостроительных, судоремонтных, судокорпусных работах, предусмотренных Списком № 2 разделом XV подразделом 3 а, утвержденным постановлением Совета министров СССР № 1173 от 22 августа 1956 года, и списком № 2 разделом XIV подразделом 3 а – 13144, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

На основании коллегиального решения фонда № 490/15240 от 26 июня 2009 года установлено, что вышеуказанный период работы в должности «котельщика котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха» не засчитан в льготный стаж, необходимый для досрочного получения пенсии по старости С. Зачет данного трудового периода в специальный стаж может быть произведен на основании судебного решения.

Согласно имеющейся в деле копии трудовой книжки С. (л.д.) в период с 01 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года он работал котельщиком котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха Гороблагодатского рудоуправления.

В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» вопросы о виде учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью определяется в соответствии со Списком № 2 производств, цехов профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета министров СССР № 1173 от 22 августа 1956 года и применяемым на основании постановления Правительства РФ № 239 от 24 апреля 2003 года, и Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 и применяемым на основании постановления Правительства РФ № 537 от 18 июля 2002 года. Однако указанными Списками не предусмотрена должность «котельщик механических мастерских горных предприятий». Не предусматривалась эта должность и действовавшими до 01 января 2002 года нормативными актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РФ».

В соответствии с уточняющей справкой № 291 от 01 апреля 2004 года (л.д. 7) С. работал в ремонтно-механическом цехе ОАО «Гороблагодатское рудоуправление» с 01 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года в должности котельщика котельно-сварочного участка.

Письмом Госкомтруда № 19-3869 от 25 февраля 1970 года котельщики механических мастерских горных предприятий были приравнены к слесарям по ремонту оборудования, механизмов, водных и воздушных магистралей, занятых на шахтах, в разрезах и карьерах.

Соответственно Списком № 2 производств, цехов профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета министров СССР № 1173 от 22 августа 1956 года и применяемым на основании постановления Правительства РФ № 239 от 24 апреля 2003 года, предусмотрено, что слесари по ремонту оборудования, механизмов, водных и воздушных магистралей, занятых на шахтах, в разрезах и карьерах имеют право на досрочное назначение пенсии по старости.

Ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19, ч. 1 ст. 51 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенной ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Однако законодатель не принял мер для создания правовой определенности, поэтому работники определенных профессий не могли предвидеть в будущем невключение должности «котельщик механических мастерских горных предприятий» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая вышеизложенные правовые положения, суд считает возможным удовлетворить требования С. об установлении тождества профессии «котельщик механических мастерских горных предприятий» наименованию «слесарь по ремонту оборудования, механизмов, водных и воздушных магистралей, занятых на шахтах» и включении в льготный трудовой стаж периода его работы с 01 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года котельщиком котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха Гороблагодатского рудоуправления (03 года 11 месяцев).

При сложении со стажем, засчитанным истцу решением Фонда № 490/15240 от 26 июня 2009 года льготный стаж составляет 13 лет 06 месяцев 22 дня .

Что касается требования истца С. об обязании фонда назначить ему досрочную трудовую пенсию по с 22 апреля 2009 года, то суд полагает необходимым удовлетворить данное требование, поскольку у истца в наличии специальный стаж в размере 12 лет 06 месяцев, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Его страховой стаж также составляет более 25 лет. Данные факты установлены судом посредством детального анализа коллегиального решения комиссии фонда № 490/15240 от 26 июня 2009 года и соответствующего законодательства.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии).

Право С. обратиться в суд с заявлением об установлении тождества профессий и признании права на пенсию за выслугу лет носит заявительный характер. В Управление фонда истец обратился с заявлением о назначении ему досрочно трудовой пенсии по старости 22 апреля 2009 года.

Соответственно право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникло у С. в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» именно с 22 апреля 2009 года.

На основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик не освобожден от уплаты госпошлины, соответственно суд считает необходимым взыскать госпошлину с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск С. к Фонду об установлении тождества профессий, включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, удовлетворить.

Установить тождественность наименований профессий:

- «котельщик механических мастерских горных предприятий» наименованию «слесарь по ремонту оборудования, механизмов, водных и воздушных магистралей, занятых на шахтах».

Включить в стаж, дающий С. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 01 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года котельщиком котельно-сварочного участка ремонтно-механического цеха Гороблагодатского рудоуправления, то есть 03 года 11 месяцев.

Признать за С. право на получение пенсии за выслугу лет в связи с работой в тяжелых условиях труда не менее 12 лет 6 месяцев и наличием страхового стажа не менее 25 лет с 22 апреля 2009 года.

Взыскать с Фонда госпошлины в пользу С. 100 рублей, в доход государства 1900 рублей.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда со дня его изготовления в мотивированном виде через канцелярию Кушвинского суда.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.

Судья Кушвинского

городского суда Романова Н.Н.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

О процедуре представления документов о тождестве должностей, структурных подразделений, учреждений

О процедуре представления документов о тождестве
должностей, структурных подразделений, учреждений


Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет совместное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Правления Пенсионного фонда Российской Федерации о порядке представления документов о тождестве наименований должностей, структурных подразделений, учреждений.

Порядок назначения трудовой пенсии по старости и правила исчисления периодов работы (стажа) установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со и и от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости" .

Согласно общим принципам правового регулирования выбор применяемого законодательства определяется моментом вступления субъекта права в соответствующие правоотношения, т.е. указанный выше порядок исчисления стажа работы применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости (ко всем периодам работы) для медицинских работников, которые приобрели данное право после введения в действие указанных выше нормативно-правовых актов.

Тождественность устанавливается по отношению к наименованиям учреждений, структурных подразделений, должностей, изменение названия которых обусловлено изданием новых нормативных документов Минздрава России.

Наименование (переименование) учреждений, создание (переименование) структурных подразделений, введение должностей работников должно проводиться в строгом соответствии с действующими нормативными документами.

Штатное расписание учреждения должно составляться по форме, утвержденной приказом Минздрава России от 18.01.96 N 16 "О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения" , когда наименование конкретной должности указывается в наименовании структурного подразделения. Как показывает практика, имеет место изменение алгоритма записи в трудовых книжках, когда в наименовании, должности присутствует указание на характер выполняемой работы - медицинская сестра в школе (школы), школьная медицинская сестра (медсестра), медицинская сестра картотеки и т.д. При внесении записи в трудовую книжку необходимо указывать наименование учреждения, наименование структурного подразделения, наименование занимаемой должности (например: Детская городская поликлиника N , педиатрическое отделение N 1, врач - педиатр, медицинская сестра (фельдшер) или врач - педиатр участковый, медицинская сестра участковая). В указанных случаях тождественность наименований не устанавливается, а все дополнения являются вспомогательными и носят уточняющий характер, не отражая при этом узкой специфики работы.

Должности врачей - анестезиологов - реаниматологов, медицинских сестер - анестезистов могут вводиться только в штаты отделений (групп) анестезиологии - реанимации. Эти специалисты, зачисленные в другие отделения, например в хирургическое отделение, права на льготное исчисление стажа работы при назначении досрочной трудовой пенсии по старости не имеют.

В соответствии с пунктом 1.2 приказа Минздрава России от 12.10.99 N 371 "О Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет", руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главные санитарные врачи ЦГСЭН субъектов Российской Федерации, руководители учреждений здравоохранения федерального подчинения были обязаны привести наименование учреждений здравоохранения (структурных подразделений) и должностей медицинских работников в соответствие с номенклатурой учреждений здравоохранения и должностей врачебного и среднего медицинского персонала, а также с действующими штатными нормативами, утвержденными Министерством здравоохранения.

Пунктом 3 Примечаний к приказу Минздрава России от 03.11.99 N 395 предусмотрена возможность создания "Центров" на функциональной основе в составе учреждения. При этом учреждение сохраняется свое наименование в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения (например: Городская больница N , хирургическое отделение N (Центр травмы кисти), врач - хирург).

В Минздрав России поступают многочисленные обращения не только от руководителей учреждений здравоохранения по данному вопросу, но и от медицинских работников учреждений здравоохранения.

На основе разъяснения Минтруда России, решение вопросов, касающихся пенсионного обеспечения конкретных граждан, входит исключительно в компетенцию органов осуществляющих пенсионное обеспечение на местах.

В тех случаях, когда гражданин или организация не согласны с принятыми этими органами решениями, то в соответствии с законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" они имеют право обжаловать такие решения в вышестоящих органах осуществляющих пенсионное обеспечение субъекта Российской Федерации, а при несогласии и с его решением - обжаловать в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Обращаем Ваше внимание на необходимость проведения разъяснительной работы в подведомственных учреждениях здравоохранения.

Письмом Минздрава России от 17.05.2002 N 2510/4920-02-32 "О досрочных трудовых пенсиях" определен порядок и примерный перечень документов представляемых органом управления здравоохранения субъекта Российской Федерации или руководителем учреждения федерального подчинения.

А.И.Вялков

Приложение

Органы управления образованием субъектов
Российской Федерации

Органы управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации

Органы управления культурой субъектов
Российской Федерации

Отделения Пенсионного фонда
Российской Федерации

Администрация г.Байконур

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
в федеральных округах

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2003 N 781, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

В сфере образования, здравоохранения и культуры к федеральным органам исполнительной власти, представляющим документы для установления тождества должностей, учреждений, структурных подразделений, отнесены соответственно Министерство образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.

Практически это означает, что учреждение (организация) вправе обратиться в наделенный полномочиями в сфере образования, здравоохранения или культуры орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который готовит документы для представления в Министерство образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации или Министерство культуры Российской Федерации, выступающие субъектом инициативы по установлению тождества. Эти министерства должны обратиться с соответствующими документами, подтверждающими тождество должности, учреждения, структурного подразделения, имевших ранее иные наименования, отличные от предусмотренных соответствующими списками, в Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

На основании оценки представленных документов Министерство труда и социального развития Российской Федерации принимает по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации соответствующее постановление (подлежащее регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации), а в случае отказа извещает об этом заинтересованное министерство.

Просим провести необходимую разъяснительную работу с соответствующими профилю деятельности организациями: образовательными, лечебного профиля, театрально-зрелищными - о процедуре установления тождества.

Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.П.Починок

Министр образования
Российской Федерации
В.М.Филиппов

Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.Шевченко

Министр культуры
Российской Федерации
М.Е.Швыдкой