О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации. Управление судебного департамента в краснодарском крае Постановление правительства рф от 29.12 1595

  • Дата: 09.12.2023

Источник: Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера"

Отмена командировочных удостоверений вызвала некоторое волнение среди экспертов, данному событию было придано довольно большое значение. Действительно, к этому документу все хозяйствующие субъекты очень привыкли, он применялся в стране на протяжении нескольких десятков лет. Однако так ли значительны последствия произошедшей отмены? Рассмотрим Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1595 ), благодаря которому это случилось. Оно опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 31.12.2014 и вступило в силу 08.01.2015.

Прежде всего, имеют значение поправки, внесенные в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение ).

Ключевое изменение, очевидно, произошло в п. 7 Положения . Он прямо устанавливал, что отбывающему в командировку работнику обязательно оформляется командировочное удостоверение. Именно оно должно было подтверждать срок пребывания работника в командировке, так как в нем указывались даты приезда в пункт назначения и выезда из него. Эти сведения заверялись подписью должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, куда командирован работник, для засвидетельствования такой подписи.

В новой редакции п. 7 Положения сказано, что вместо отметок в командировочном удостоверении фактический срок пребывания работника в командировке теперь подтверждается на основании представляемых им проездных документов. Значение таких документов, следовательно, увеличивается, ранее они подтверждали лишь сумму расходов командированного на проезд к месту назначения.

Отдельное внимание уделено тому, как должен подтверждаться срок пребывания работника в командировке, если он отправился туда на личном транспорте. Ведь в таком случае никаких проездных документов он предъявить не сможет. Можно сказать, что чиновники не нашли способа, который подтверждал бы указанный срок объективно. Они допустили, что в данном случае этот срок определяется со слов командированного, то есть он должен составить в произвольной форме служебную записку, в которой указываются даты отъезда и приезда.

Правда, отмечено, что работник должен приложить к такой служебной записке подтверждающие документы, которыми могут быть путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др. То есть по датам на предъявленных документах (например, на чеках АЗС, на которых работник заправлял свой автомобиль), а также по иным реквизитам, указанным в них, можно определить, где и когда работник находился в определенное время. Хотя, очевидно, полностью не получится подтвердить весь маршрут командированного.

Здесь же укажем: чиновники по‑прежнему игнорируют возможность того, что работники могут использовать в производственных интересах не только транспорт, который принадлежит им на но и автомобили, которыми они управляют по доверенности. По факту в подавляющем большинстве случаев они распоряжаются последними так же, как и личным транспортом, но у чиновников на этот счет иная точка зрения (можно сказать, формальная).

Они считают: в норме говорится только о личном транспорте, значит, на автомобили, управляемые по доверенности, она не распространяется. А в пункте 7 Положения речь идет именно о личном транспорте. Легко догадаться, как будут трактовать это слово проверяющие.

Отмена командировочных удостоверений сказалась и на оформлении документов при командировках в страны СНГ. Дело в том, что в общем случае при таких командировках командировочное удостоверение выписывать не требовалось. Ведь дата пересечения границы легко определяется по отметкам, которые в документах для въезда и выезда ставят пограничные органы.

Однако с некоторыми странами СНГ РФ заключила межправительственные соглашения, в силу которых пограничные органы не делают отметки о пересечении государственной границы. В этом случае на основании п. 15 и 19 Положения командировочное удостоверение при поездке в такую страну СНГ все‑таки следовало выписывать.

Теперь продолжительность подобной командировки также будет определяться только по проездным документам, под которыми подразумеваются билеты (п. 15 Положения утратил силу, а п. 19 изменен). Ничего не говорится про командировку в страну СНГ с использованием личного транспорта, хотя это тоже возможно. Полагаем, все‑таки способ подтверждения сроков нахождения в командировке в данной ситуации такой же, как и в отношении командировок в пределах РФ.

С отменой командировочных удостоверений неизбежно изменится и подход налоговиков к в отдельных ситуациях, связанных с командировкой. Например, часто возникали о том, как быть, если работник по окончании командировки остался в месте командирования, допустим, для проведения отпуска или, наоборот, отбыл в командировку, которая начинается с понедельника, в субботу или воскресенье.

Чиновники настаивают, что такие дни не должны включаться в продолжительность командировки. Более того, они отказывают в праве работника на компенсацию ему стоимости проезда из места командирования, если по окончании командировки он в том же месте остался проводить отпуск. То есть, разумеется, выплатить эти компенсации и суточные можно, но, по мнению Минфина и налоговиков, их нельзя включить в расходы по и следует обложить НДФЛ (письма от 30.07.2014 № 03‑04‑06/37503 , от 08.11.2013 № 03‑03‑06/1/47813 , от 03.09.2012 № 03‑03‑06/1/456 ). Такой же подход у в отношении взносов (Письмо Минтруда России от 07.10.2013 № 17-4/1647 ).

Правда, можно упомянуть о судебных решениях, в которых арбитры приходили к выводу, что отсутствие отметок в командировочном удостоверении или полное его отсутствие не является помехой для того, чтобы учесть суточные в расходах по налогу на прибыль, если факт командировки подтверждается другими документами (постановления ФАС УО от 01.06.2012 № Ф09-4722/12 , ФАС МО от 10.02.2011 № КА-А40/18048-10 ).

Но как чиновники предлагают определять продолжительность командировки? Именно по отметкам, которые ставились в командировочном удостоверении. По сути дела, игнорировались даты отъезда и приезда, указанные в командировочных документах.

Теперь, как мы видим, именно проездные документы подтверждают срок нахождения в командировке. Правда, в своих разъяснениях чиновники предлагают использовать для подтверждения этого срока и те даты, которые проставляются в приказе о направлении работника в командировку. Но ведь понятно, что в таком случае все будет находиться в руках предприятия, в своих внутренних документах оно может указать любые даты начала и окончания командировки, которые на деле могут вмещать периоды нахождения работника в упомянутом отпуске или приходиться на выходные дни. В отличие от этого, даты, зафиксированные в командировочном удостоверении, носили, как правило, объективный характер, ведь их фиксировало стороннее предприятие.

К тому же надо учитывать тот факт, что в Положении не упоминается в качестве документа, обязательного для оформления командировки, приказ руководителя о направлении работника в командировку. Соответственно, не определяется, в какой форме (письменной или устной) может быть отдан такой приказ. Однако для проверяющих он может быть серьезным аргументом.

Отметим, что и ранее могла возникнуть ситуация, когда даже при наличии командировочного удостоверения нельзя было сделать однозначный вывод о продолжительности командировки, так как отметки в нем правильно не ставились. Например, это переговоры с физическими лицами. Минфин в Письме от 16.08.2011 № 03‑03‑06/3/7 указал, что в таком случае факт нахождения в месте командировки в время можно было подтверждать иными документами, в частности:

  • приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку;
  • служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении;
  • проездными документами, из которых следуют даты прибытия в место назначения и выбытия из него;
  • счетом гостиницы, подтверждающим период проживания в месте командирования.

Как видим, такой подход несколько отличается от утвержденного теперь, согласно Постановлению № 1595 приоритет отдается проездным документам, а иные документы носят вторичный подтверждающий характер.

Утратил силу и п. 6 Положения . Он устанавливал, что цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем.

По поводу того, что теперь Положение не отражает, кто определяет цель командировки, конечно, можно не беспокоиться. Совершенно естественно, что это относится к полномочиям руководителя (индивидуального предпринимателя), хотя, учитывая практику, точнее можно сказать, что цель командировки определяет часто другое должностное лицо, а руководитель данное решение утверждает.

При этом цель командировки необходимо будет отражать в приказе, согласно которому работник направляется в командировку. Ведь теперь необязательным является и такой документ, как указанное служебное задание, оно также не упоминается в Положении .

Унифицированная форма служебного задания (Т-10а), как и форма командировочного удостоверения, утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» , и именно на основании него должен был издаваться приказ о направлении работника в командировку, а само служебное задание следовало прилагать к авансовому отчету в качестве отчета о выполненном задании (требование абз. 3 п. 26 Положения ).

Впрочем, согласно Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными для применения. Это касается и кадровых документов, к которым относятся первичные документы, связанные с командировкой. Однако, исходя из ст. 9 Закона о бухгалтерском учете , не запрещается использовать в работе первичные документы, содержащиеся в указанных альбомах, в том числе необязательные для применения, если работодатель сочтет это необходимым. Поэтому можно использовать ту же форму служебного задания, что и прежде.

В абзаце 2 п. 3 Положения сделано уточнение, касающееся того, кто может направить работника в командировку. В данную норму изначально было включено указание на то, что такое право предоставлено работодателю или уполномоченному им лицу . Не вполне понятно, что именно в этом случае подразумевали чиновники, принимая Положение . Ведь под работодателем как раз обычно понимаются уполномоченные им лица (должностные лица предприятия), которым это право предоставлено на основе распоряжения руководителя (индивидуального предпринимателя), который и сам входит в число таких уполномоченных лиц.

Никакое другое лицо, не связанное трудовыми отношениями с предприятием (индивидуальным предпринимателем), не вправе давать распоряжения работнику, направлять его в командировку. То же самое следует из ст. 166 ТК РФ , в которой определено, что служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя и никого другого.

Теперь абз. 2 п. 3 Положения приведен в соответствие с Трудовым кодексом.

В детском дошкольном образовательном учреждении в 2018 году в разных месяцах работало от 23 до 27 человек, в 2019 году – 27 человек (из них одна работница находится в декрете). В каком порядке учреждение должно представлять в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и других пособий, связанных с материнством: в электронной форме либо на бумажном носителе (учреждение расположено в субъекте РФ, участвующем в пилотном проекте)? Покупатель – плательщик НДС вправе воспользоваться вычетом предъявленного ему налога по товарам, работам, услугам, имущественным правам в случае, если соблюдены прописанные в ст. 171 и 172 НК РФ условия: покупка предназначена для облагаемой НДС операции и поставлена на учет, у покупателя имеется оформленный соответствующим образом счет-фактура. Правда, если этот документ получен с опозданием, у налогоплательщика могут возникнуть дополнительные вопросы. За какой период заявлять вычет? Как его перенести на последующие налоговые периоды и не просчитаться со сроком, отведенным законодателем на данное мероприятие? Можно ли отсрочить лишь часть вычета? Четыре судебные инстанции, включая ВС РФ, отказали гражданке Ж. в праве зарегистрировать новое ООО «Д». Формальным основанием для данного отказа явилось непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129‑ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно то, что заявление по форме Р11001 не содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах его место нахождения, а также имеются признаки отсутствия у учредителей – юридических лиц ООО «П», ООО «Б» и их руководителей возможности осуществлять управление в создаваемом юридическом лице.

Изменение ставки по НДС само по себе вроде бы не должно вызывать сложности для учетных работников. Действительно, начисляете большие суммы к уплате в бюджет и все… Однако трудности могут возникнуть в период перехода от меньшей ставки к большей. В данной статье мы представим обзор последних разъяснений чиновников на эту тему, связанных с выполнением работ и оказанием услуг. В апреле 2019 года была выявлена ошибка: по объектам библиотечного фонда, принятым к учету и введенным в эксплуатацию в августе 2018 года, амортизация не начислялась. Какие исправительные записи необходимо сделать в бюджетном учете?

2014 г. № 1595
“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1595)

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации , 2006, № 2, ст. 187; 2008, № 14, ст. 1413; 2014, № 50, ст. 7095):

а) в пункте 3 слова "без оформления командировочного удостоверения , кроме случаев командирования в государства - участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, предусматривающие, что в документах для въезда и выезда пограничными органами не проставляются отметки о пересечении государственной границы" исключить;

б) абзац первый пункта 6 изложить в следующей редакции:

"6. При направлении работника в служебную командировку на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения государственной границы Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам).".

2. В Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 42, ст. 4821; 2013, № 20, ст. 2504):

а) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:

"Работники направляются в командировки на основании решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку по решению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.";

б) пункт 6 признать утратившим силу;

в) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.

В случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателю одновременно с оправдательными документами , подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).";

г) пункт 15 признать утратившим силу;

д) абзац первый пункта 19 изложить в следующей редакции:

"19. При направлении работника в командировку на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения государственной границы Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам).";

е) в пункте 26:

в абзаце втором слова "командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом," исключить;

абзац третий признать утратившим силу.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации


Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2014 года N 1595

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст.187; 2008, N 14, ст.1413; 2014, N 50, ст.7095):

а) в пункте 3 слова "без оформления командировочного удостоверения, кроме случаев командирования в государства - участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, предусматривающие, что в документах для въезда и выезда пограничными органами не проставляются отметки о пересечении государственной границы" исключить;

б) абзац первый пункта 6

"6. При направлении работника в служебную командировку на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения государственной границы Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам).".

2. В Положении об особенностях направления работников в служебные командировки , утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст.4821; 2013, N 20, ст.2504):

а) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:

"Работники направляются в командировки на основании решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку по решению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.";

б) пункт 6 признать утратившим силу;

в) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.

В случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателю одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).";

г) пункт 15 признать утратившим силу;

д) абзац первый пункта 19 изложить в следующей редакции:

"19. При направлении работника в командировку на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения государственной границы Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам).";

е) в пункте 26 :

в абзаце втором слова "командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом," исключить;

абзац третий признать утратившим силу.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 31.12.2014,
N 0001201412310026

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения , которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 187; 2008, N 14, ст. 1413; 2014, N 50, ст. 7095):

а) в пункте 3 слова "без оформления командировочного удостоверения, кроме случаев командирования в государства - участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, предусматривающие, что в документах для въезда и выезда пограничными органами не проставляются отметки о пересечении государственной границы" исключить;

б) абзац первый пункта 6

"6. При направлении работника в служебную командировку на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения государственной границы Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам).".

2. В Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4821; 2013, N 20, ст. 2504):

а) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:

"Работники направляются в командировки на основании решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку по решению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.";

б) пункт 6 признать утратившим силу;

в) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.

В случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателю одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).";

г) пункт 15 признать утратившим силу;