Теоретические основы планирования воспитательно-образовательной работы в доу. Система планирования в дошкольном учреждении Видами планирования работы в доу являются

  • Дата: 27.02.2024

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно-тематическом принципе.

Тематическое планирование – это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).

Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый – принцип тематического планирования – предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.).

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Согласно комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса решение образовательных задач происходит в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.

Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ. В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения спроектирована модель образовательного процесса (циклограмма планирования образовательной деятельности) и представлено перспективно-тематическое планирование на учебный год для младшего и старшего дошкольного возраста. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Например «Осень в гости к нам пришла», «Моя семья», «Мой край», всего 32 темы на учебный год. Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется не менее одной недели.

Реализацию комплексно-тематической образовательной модели в дошкольном учреждении обеспечивает насыщенная предметно-развивающая среда. В каждой группе ДОУ должны быть оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности и соответствуют десяти образовательным областям, заявленным в ФГТ.

Содержание материала во всех центрах должна обновляться и пополняться в соответствии с темой, что даст возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Организованная предметно-развивающая среда должна строится с ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий. Все материалы, размещенные в центрах активности, открыты и доступны детям.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей с введением ФГТ приобретает новое, более сильное значение. Поэтому необходимо изменение содержания взаимодействия с учетом комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).

2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).

3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

4. Учет местных и региональных особенностей климата.

5. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.

6. Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).

7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (НОД; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).

8. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование НОД с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных НОД с высокой двигательной активностью).

9. Учет уровня развития детей (проведение НОД, индивидуальной работы, игр по подгруппам).

10. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на НОД, но и в других видах деятельности).

11. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

12. Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ

Сюжетно-ролевой игры «Больница» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:

1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения;

2 день – учить детей заранее придумывать план игры;

3 день – способствовать объединению с игрой «Аптека», обратить внимание на культуру общения;

4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;

5 день — воспитывать доброжелательное отношение к детям.

13. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).

14. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.

15. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)

Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как живут птицы в лесу?…).

16. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в мл. гр.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

17. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ

УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

1. Установить объем плана в условно-учебных часах.

2. Определить тематику, содержание, количество времени для прохождения каждой темы.

Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

3. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.

Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

3. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).

4. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:

1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.

2. Не желательно планировать на утро деятельность, предполагающую большую подготовку.

3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.

4. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.

5. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии комплекс меняется через две недели.

ПРОГУЛКА.

Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры, если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.

2. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,

соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.

6.Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.

В данный отрезок времени планируются:

1. Все виды игр — настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.

2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу).

Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

3.Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам. Планировать знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя увереннее.

5. Чтение художественной литературы.

6. Работа с родителями.

7. Работа по ЗКР.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:

Задачи (программное содержание).

Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

Оборудование.

Активизация словаря.

Методы и приемы.

Источник.

В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

Например, ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

Екатерина Рыкова
Планирование образовательной деятельности в дошкольных учреждениях

Повышение качества дошкольного образования в современной образовательной практике , согласно ФГОС ДО, подразумевает повышения качества трех её основных составляющих :

Условий, в которых реализуется содержание;

Результатов (целевых ориентиров, которых достигает ребенок в итоге освоения примерной программы, реализуемой в дошкольной организации (5) .

Планировать – составлять , разрабатывать планы , проекты, размечать какое-либо место, пространство подо что-либо в соответствии с планом (24, продумывать последовательность будущих действий. Термин «план » толкуется, как : система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий , определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий; способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, последовательность организации образовательной деятельности с детьми .

Планирование образовательной процесса с детьми – составная часть педагогической деятельности , существенным признаком которой, по мнению А. Н. Леонтьева (20, С. Л. Рубинштейна (25, является её продуктивно-преобразующий характер , социальность и осознанное целеполагание. Планирование не вступает в противоречие с образовательной программой , реализуемой в дошкольной организации , отражает структуру образовательного процесса (целевой, содержательный, организационный, учитывает приоритетные направления деятельности ДОУ , определяет перспективу их развития. В условиях личностно ориентированного образования мотивация планирования связана с повышением качества дошкольного образования .

Проанализировав литературу, посвященную вопросу планирования образовательной работы в ДОУ (8, 9, 11, 21, 26, мы пришли к выводу, что сегодня все планы образовательной деятельности дошкольных учреждений в большинстве ДОУ традиционно подразделяются на :

Перспективные – составляются на длительный срок (примерная структура составления годового плана приведена в Приложении 1);

Календарные – составляются на короткий срок.

То есть основой для составления календарного плана служит план перспективный .

Что касается видов планирования , то их можно разделить на несколько групп :

Годовое планирование : планирование работы всего детского сада (как правило, данный вид планирования осуществляет либо руководитель ДОУ, либо старший воспитатель (педагог) ;

Тематическое планирование : подразумевает планирование по отдельным видам воспитательно-образовательной деятельности (его составлением занимаются авторы парциальных программ или руководитель ДОУ совместно со старшим воспитателем);

Индивидуальное планирование : планирование деятельности специалистов узкой направленности, которые работают в ДОУ (составление возложено на плечи самих специалистов – логопедов, психологов, преподавателей музыки, рисования, физической культуры и т. д.);

- планирование работы с дошкольниками конкретной возрастной группы (данный вид планов составляется воспитателями групп под контролем старшего воспитателя).

Для обеспечения успешности воспитательно-образовательного процесса необходимо , чтобы план обладал следующими характеристиками :

Единство;

Непосредственность;

Гибкость;

Прогностичность.

О. Р. Меремьянина (22) пишет, что для реализации образовательных программ , разработанных с учетом ФГОС ДО целесообразным является выделение в перспективном плане нескольких основных разделов :

- «Образовательное ;

- ;

- ;

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды» .

В разделе «Образовательное сотрудничество с родителями» целесообразно указывать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению : родительские собрания , практикумы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, конференции, разработка анкет, вопросников, обработка полученных результатов, пополнение информационных центров новыми рекомендациями и т. д.

Содержание раздела «Индивидуальная работа с детьми» планируется , исходя из реальных проблем, выявленных в результате наблюдений и констатации педагогом фактов конкретных затруднений детей на занятиях или других видах детской деятельности . Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.

Раздел «Содержательная интеграция деятельности воспитателя со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов : музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности , хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.

В разделе «Профессиональное саморазвитие» педагоги фиксируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций. Методические материалы, разработанные в процессе деятельности , пополняют профессиональный портфолио педагога, используются при проведении процедуры самоанализа.

Все занятия по рассмотренным разделам (их количество и продолжительность, организационные формы) определяются расписанием занятий ДОУ.

В большинстве случаев, как уже говорилось, основой планирования всех видов образовательной деятельности в ДОУ является перспективный план , который, помимо проверенных годами преимуществ имеет и ряд недостатков, в частности :

Перспективное планирование , в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана , не раскрывает содержания деятельности , методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;

Не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;

Избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;

Затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий .

ФГОС ДО (5) не предусматривает жестко заданных требований к формам и видам планирования образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений . Вероятно, разработчиками Стандарта предполагалось, что ко всем дошкольным образовательным программам , которые будут внесены в федеральный образовательный реестр , будут прилагаться конкретные рекомендации по планированию образовательной деятельности ДОУ , использующих какую-либо программу.

Сегодня наиболее актуальным, востребованным и эффективным для реализации целей и задач ФГОС ДО считается комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности .

Долгое время комплексно-тематическое планирование использовалось при работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности . Однако в последние годы проявляется устойчивая тенденция по использованию данного вида планирования и в образовательной деятельности ДОУ общей направленности (некоррекционного вида) (26, 41-42) .

Составление комплексно-тематического плана образовательной деятельности подразумевает , во-первых, проведение проблемно-ориентированного анализа достижений и затруднений дошкольников и учет результатов проведенной диагностики при составлении плана ; во-вторых, выбор таких форм, приемов и методов преподавания, которые максимально эффективно будут способствовать достижению положительных результатов в обучении каждого ребенка; в-третьих, определение форм контроля и учета качества образовательного процесса ; и наконец, в-четвертых, использование приемов и методов педагогики сотрудничества с дошкольниками и их родителями для формирования мотивации к активной деятельности всех участников образовательного процесса .

Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события , позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности : мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений, мире собственной внутренней жизнедеятельности » (26, 43) . При разработке комплексно-тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны» , то есть они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций. Ход занятия, методические приемы, формы предварительной и индивидуальной работы с детьми, дидактические материалы, то есть все основное методическое и дидактическое сопровождение педагоги отражают в конспектах, сценарных планах занятий . Помимо основного образовательного содержания воспитателю целесообразно иметь дополнительный тематический материал : тексты художественных произведений, дидактические игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности , иллюстрации, модели, схемы и др. Дополнительный материал обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации .

Комплексно-тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и развивают возможности детей, добиваясь при интеграции усилий высоких образовательных эффектов .

Таким образом , можно говорить о том, что сегодня традиционные подходы к планированию образовательной деятельности нуждаются в доработке и корректировке. Необходимо учитывать не только возрастные особенности каждой группы дошкольников , но и индивидуальные особенности каждого ребенка в отдельности. В связи с чем перспективным представляется комплексно-тематический подход к планированию . К составлению планов , как календарных, так и перспективных целесообразно привлекать весь педагогический коллектив ДОУ : это обеспечит более высокое качество планирования , а значит и всего образовательного процесса в целом .

Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Правильная организация труда позволяет выделить цели и задачи, отметить результаты, достижения воспитанников за определенный период. О том, как методически верно составить тематический учебного процесса в дошкольном образовательном учреждении, речь пойдет в этой статье.

Что такое планирование и для чего оно нужно?

Планирование в педагогике - это построение образовательного процесса таким образом, чтобы задачи учебной программы в конкретном детском коллективе были решены с максимальной эффективностью. Для чего необходимо планировать образовательную деятельность в детском саду? Для того чтобы:


Виды планирования

В дошкольном образовательном учреждении, согласно федеральному государственному стандарту, обязательными документами являются такие виды планов, как:

  • перспективный;
  • календарно-тематический план группы.

К первому виду относится годовой план ДОУ, который составляется администрацией и утверждается О втором подробнее рассказано в следующем разделе статьи.

Календарно-тематический план

Что представляет собой календарно-тематический план ДОУ? Это такой педагогической деятельности, в котором подробно описывается ежедневная работа воспитателя с детьми. Этот документ составляется педагогом на каждый рабочий день с указанием дат и тем на основе годового и перспективного плана дошкольного учреждения. В свою очередь, главным документом, являющимся опорой для планирования, является учебно-воспитательная программа.

Важно также учесть направленность детского садика (например, с углубленным изучением иностранных языков) и наличие материально-технической базы учреждения. То есть те задания, которые воспитатель отображает в календарно-тематическом планировании, должны быть реализованы в практической деятельности в рамках единого образовательного процесса в конкретном детском саду.

Тематический календарный план также является обязательным документом в ДОУ.


Виды тематического календарного плана

Согласно федеральному образовательному стандарту, нет четких указаний относительно формы ведения такой документации. Администрация дошкольного учреждения или непосредственно сам воспитатель имеют право выбрать наиболее удобный способ отображения ежедневной работы с детьми. Государственным стандартом рекомендуются такие виды календарно-тематических планов:

  1. Текстовый. В нем подробно описывают ежедневную образовательную деятельность педагога в течение рабочего времени. Часто такой вид документа предлагается вести молодым неопытным специалистам.
  2. Схематический - составляется в виде таблицы, графами которой являются различные виды педагогической работы в течение дня (игровая, образовательная, познавательная, коммуникативная, трудовая, самостоятельные игры детей, физическая активность, работа с родителями).

В государственном документе об образовании указано, что каждый воспитатель имеет право самостоятельно выбрать наиболее удобную для него форму ведения документации. Но для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ практичнее определить единый стандарт ведения планирования. Такое решение может быть принято на педагогическом совете.

Для того чтобы правильно составить календарно-тематический план по ФГОС, воспитателю следует придерживаться определенных педагогических рекомендаций:

  • содержание должно соответствовать образовательной программе;
  • необходимо учитывать возрастные, психологические и индивидуальные возможности группы детей;
  • работа должна планироваться по всем основным направлениям педагогической деятельности (образовательной, игровой, познавательной и т. д.);
  • важно придерживаться принципов последовательности, систематичности, усложнения материала;
  • следует гармонично объединить образовательную, развивающую и воспитательную функцию учебного процесса в тематическом содержании плана;
  • учитывать время года, климат, традиции местности;
  • интегрировать темы в разные виды деятельности (например, тема «Животные леса» обсуждается на занятии по развитию речи, затем детям предлагают нарисовать зайчика на образовательной деятельности, после чего изготовить его из пластилина на лепке).

Планирование работы кружка

Руководителю так же как и воспитателям, необходимо составить календарно-тематический план. Это отдельный документ, который состоит из таких разделов:

  • пояснительная записка, в которой указываются общие сведения о направлении кружковой работы;
  • актуальность;
  • поставленные цели и задачи;
  • тематические разделы;
  • формы работы;
  • количество учебных часов, расписание;
  • описание хода занятия с указанием темы, даты, цели, оборудования, литературы;
  • мониторинговая работа достижений воспитанников за определенный период.

Таким образом, календарно-тематический план кружка имеет более объемное содержание и большее количество разделов.

Примерный календарно-тематический план для младшей группы ДОУ

Перед тем как составить календарно-тематический план младшей группы детского сада, следует внимательно ознакомиться с содержанием учебной программы для данной возрастной категории воспитанников, а также с методической документацией дошкольного учреждения. После заполнения и внесения сведений о родителях и детях, можно приступать к составлению расписания занятий. Обычно указанной деятельностью занимается методист или старший воспитатель.

Опираясь на утвержденное администрацией ДОУ расписание, можно продумать сетку занятий с указанием дат и тем. В качестве примера предлагаем ознакомиться с фрагментом такого документа для младшей группы на декабрь:

Затем в тематический календарный план следует внести запланированную деятельность с родителями, а также комплексы гимнастики и работу по охране жизнедеятельности.

Планирование — это не просто ведение документации, которую можно предъявить контролирующим органам. Тематический календарный план — это большая помощь в организации практической ежедневной работы воспитателя в ДОУ, эффективный способ систематизации разнообразных форм педагогической деятельности.

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование.

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план .

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

    календарной (разбитой по месяцам),

    цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),

    текстовой (иметь текстовое описание содержания),

    табличной (иметь табличную форму написания),

    блочно – схематичной ( разбитой на определенные блоки работы).

Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это пла­нирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно).

Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Э то заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

А теперь о технологии модульного планирования. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании, я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают, мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы Брайан Трейси, который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.

Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности .

План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность специалистов структурного подразделения. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.

Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:

Перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);

Календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);

Циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).

Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов.

    Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:

    • годовой план работы подразделения

      перспективный план работы подразделения

    Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):

    • годовой план работы специалиста

      календарный план работы специалиста

    Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель (для групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка):

    • календарный план работы воспитателя

      планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)

При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.

Этому так же может способствовать составление Программы – внутреннего документа структурного подразделения. С учетом специфики условий и реальной обстановки конкретного дошкольного учреждения.

Программа – это документ, выполняющий различные функции: основание для оплаты, характеристика профессионального уровня педагога, специфика содержания воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогической помощи семье и ребенку.

Программа работы структурного подразделения строится на основе программы развития и образовательной программы ДОУ. Она может иметь, на наш взгляд, аналогичную адаптированную структуру.

1. Пояснительная записка или введение (для постепенного вхождения в содержание программы), в которой отражаются:

1.1. Актуальность (в том числе, востребованность родителями новой формы работы в микрорайоне и возможности конкретного дошкольного учреждения: наличие помещений, материально-техническая база, квалификация и занятость педагогов, приоритетные направления деятельности);

1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность структурного подразделения.

2. Программно-методическое сопровождение работы (на основе образовательной программы ДОУ);

2.1. Цель и задачи (т.е., на что направлена деятельность, конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого результата, определяющий стратегию и тактику образовательного процесса, с учетом интересов родителей и социума);

2.2. Принципы построения воспитательно-образовательной работы;

2.3. Методы, приемы, средства работы с детьми и родителями;

2.4. Контингент.

3. Содержание работы включающей материалы по направлениям деятельности педагогов и специалистов (каков объем информации; каким образом распределяется в течение года; какие сведения включаются в разделы; в какой форме и какими методами ведется работа в зависимости от темы или вида деятельности и т.п.). Материал может быть представлен в виде развернутого текста, сгруппированный по возрастам и разделам с добавлением дополнительных планов-схем, методических рекомендаций.

· Адаптированная модель воспитательно-образовательного процесса в период пребывания детей и родителей (распределение во времени различных видов деятельности);

· Тематический или перспективный план работы воспитателя (для ЦИПР и ГКП);

· Тематический или перспективный план работы специалистов.

4. Диагностика с учетом направлений деятельности структурных подразделений:

Используемые диагностики (название, кем разработаны, критерии оценки);

Результаты за предыдущий учебный год;

Результаты проведенных обследований.

4.1. Диагностика по оговоренным проблемам.

4.1.Диагностика готовности к посещению дошкольного или общеобразовательного учреждения.

4.2. Овладение родителями техниками игрового взаимодействия, и пр.

5. Условия реализации Программы.

5.1.Распределение обязанностей между сотрудниками структурного подразделения.

5.2. Работа с родителями:

· Формы и методы;

· Тематика консультаций, вопросы при обращении.

5.3. Компоненты предметно-развивающей среды:

· Кабинеты специалистов (какие);

· Зоны (для совместной работы, развивающих игр и пр.);

· Перечень игрушек и пособий.

5.4. Взаимодействие с социумом и другими учреждениями (в том числе, учреждениями науки и медицинскими учреждениями).

1. Приложения (по усмотрению).

Программа, как и планы специалистов могут быть представлены в текстовой и графической формах. Это наиболее оптимальное сочетание, что отмечалось многими современными авторами, рассматривающими вопросы планирования. Без текстовой формы, по мнению Л.М. Волобуевой , невозможно оценить полноту и целостность содержания. Без графической – оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегруженных недель «столкновения» мероприятий. При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени.

На наш взгляд именно с Программой необходимо согласовывать текущую деятельность и планы специалистов, которые конкретизируют, а в отдельных случаях корректируют или дополняют ее мероприятиями.

Рассмотрим более внимательно две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3-4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; формировать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей.

Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п. Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).

Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОУ , в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами .

Годовой план работы включает следующие разделы:

    Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.