Главные размерения и коэффициенты полноты. Анализ потребительских свойств и показателей ассортимента электродрелей Коэффициент водоизмещения

  • Дата: 05.03.2024

2) размеры, связанные с этим положением и характеризующие деление корпуса судна на надводную и подводную части.

Рис.11. Главные размерения судна

К первой группе размерений относится :

- наибольшая длина судна (L нб) - представляет собой расстояние по длине между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса;

- наибольшая ширина судна (В нб) - расстояние по ширине между крайними точками корпуса;

Высота борта (D) - расстояние, измеренное в мидельном сечении от основной плоскости до линии палубы у борта.

С поправками на выступающие части величины L нб и В нб являются габаритными размерами судна (L гб, В гб).

Во вторую группу главных размерений судна входят :

- длина судна по КВЛ (L квл) - расстояние между точками пересечения КВЛ с диаметральной плоскостью судна;

- длина судна (L) - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами;

- осадка судна (d) - вертикальное расстояние в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до действующей (расчетной) ватерлинии. В условиях эксплуатации судна часто используют габаритную осадку , отсчитываемую от нижней кромки киля. Габаритные осадки определяют по маркам углубления , нанесенным на бортах (рис.13);

- высота надводного борта (F) - расстояние по высоте от действующей ватерлинии до линии палубы у борта;

- ширина судна по КВЛ (В квл) - наибольшая ширина конструктивной ватерлинии судна.

Для приближенной и сравнительной оценки мореходных качеств судов используются соотношения главных размерений и коэффициенты полноты. Чаще других используются соотношения:

L/B (относительное удлинение) - определяет ходкость судна;

B/d - характеризует остойчивость и ходкость судна;

D/d - определяет плавучесть и остойчивость судна на больших углах наклонения.



Основными безразмерными коэффициентами полноты корпуса судна являются:

α = S /LB - коэффициент полноты ватерлинии - отношение площади ватерлинии к площади прямоугольника со сторонами L и B (рис.12, а);

b = ω /Bd - коэффициент полноты мидель-шпангоута - отношение погруженной площади мидель-шпангоута ω к площади прямоугольника со сторонами B и d (рис.12, б);

d = V /LBd - коэффициент общей полноты - отношение объема подводной части V к объему параллелепипеда со сторонами L, B и d (рис.12, в);

φ = V /ωL = dLBd /bBdL = d/b - коэффициент продольной полноты - отношение объема подводной части судна V к объему цилиндра, имеющего в основании погруженную площадь мидель-шпангоута ω и длину L (рис.12, г);

χ = V /Sd = dLBd /αLBd = d/α - коэффициент вертикальной полноты - отношение объема подводной части судна к объему ци-

линдра, имеющего в основании площадь ватерлинии S и высоту d (рис.12, д).



Рис.12. Коэффициенты теоретического чертежа

Быстроходные суда имеют небольшие значенияα, d и φ, характеризующие более заостренную и удобообтекаемую форму. С увеличением d ухудшается начальная остойчивость, а с увеличением α она, наоборот, увеличивается.

Для различных типов судов характерны определенные соотношения главных размерений и коэффициенты полноты корпуса (табл. 1.)

Тип судна Соотношения главных размерений Коэффициенты полноты
L/B B/d D/d α b d
Морские пассажирские суда: Сухогрузные суда общего назна-чения: Контейнеровозы: Танкера: Ледоколы: Промысловые суда: Буксиры: 6,5–7,5 6,5–8,0 6,0–7,0 6,0–7,5 3,5–4,5 5,0–6,0 3,0–4,0 2,6–3,3 2,3–2,6 2,6–3,0 2,5–3,5 2,2–3,2 2,0–2,4 2,4–3,0 1,35–1,45 1,30–1,50 1,60–2,0 1,30–1,40 1,40–1,70 1,20–1,30 1,20–1,40 0,70–0,80 0,80–0,85 0,82–0,86 0,80–0,88 0,75–0,77 0,75–0,80 0,70–0,80 0,85–0,96 0,95–0,98 0,95–0,98 0,97–0,99 0,80–0,85 0,77–0,85 0,80–0,90 0,5–0,6 0,6–0,7 0,6–0,7 0,75–0,78 0,45–0,55 0,5–0,6 0,45–0,55

Таблица 1.

Посадка судна

Посадкой называется положение судна относительно спокойной поверхности воды. Положение действующей ватерлинии относительно корпуса, а значит, и посадку судна в общем случае определяют три параметрами:

D - средняя осадка (осадка на миделе);

D f - дифферент (разность осадок носом и кормой);

- Θ - угол крена - наклонение судна в плоскости мидель-шпангоута.

Наклонение судна в диаметральной плоскости можно выразить также и через угол дифферента Ψ.

Угол дифферента связан с дифферентом D f

При принятой системе координат положительным считается дифферент на нос(Ψ >0), а угол крена - на правый борт (Θ >0).

Возможны следующие случаи посадки :

А . Судно плавает прямо и на ровный киль (Θ = 0, Ψ = 0). В этом случае посадка характеризуется только одним параметром - средней осадкой d.

Б . Судно плавает прямо, но с дифферентом (Θ = 0, Ψ 0). В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами в одном из следующих сочетаний:

Средней осадкой d и углом дифферента Ψ;

Средней осадкой d и дифферентом D f ;

Осадками носом d н и кормой d к, измеряемые соответственно на носовом и комовом перпендикулярах.

Названные выше параметры связаны между собой следующими зависимостями:

Ψ 0 = 57,3 ; d = .

В. Судно плавает на ровный киль, но с креном (Ψ = 0, Θ 0). В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами - средней осадкой d и углом крена Θ.

Г. Общий случай посадки (судно плавает с креном и дифферентом). Посадка характеризуется тремя параметрами в одном из следующих сочетаний:

d, Ψ и Θ; d н, d к и Θ; d, D f и Θ.

Для контроля за осадкой судна при изменении его нагрузки, а также для определения его дифферента используют марки углубления .

Марки углубления наносят на обоих бортах судна в носу и

корме, а также в районе мидель-шпангоута. Высота цифр, измеренная по нормали к ОП, равна 1 дм (100 мм), расстояние между ними также 1 дм (100 мм), или соответственно 50 мм и 50 мм; при нанесении марок углублений в футах высота цифр и интервал между ними принимаются равными 0,5 футам (6 дюймам). Метрические марки наносятся арабскими цифрами, футовые - римскими (рис.13). По маркам углубления замеряют габаритную осадку т.к. нижняя кромка каждой цифры показывает расстояние по вертикали до нижней кромки горизонтального киля. Кроме того, марки углубления не обязательно располагаются на носовом и кормовом перпендикулярах судна.

Рис.13. Марки углублений

Судовая документация, служащая для оценки мореходных качеств судна рассчитывается и строится для осадок, отсчитываемых на перпендикулярах от основной плоскости судна. Поэтому для их получения необходимо значения осадок снятые с марок углублений исправить с помощью специальной шкалы (рис.14).

При отсутствии указанной шкалы осадки на перпендикулярах определяются по формулам:

d н = d нм d нм + (L /2 – l) Ψ; d к = d км d км – (L /2 – l) Ψ,

где d нм и d км - отстояние от основной плоскости нижней кромки киля в плоскостях носовых и кормовых марок углубления (знак плюс, когда кромка проходит ниже основной плоскости, минус - выше ос-

новной плоскости), l 1 и l 2 - отстояние носовых и кормовых марок углубления от плоскости мидель-шпангоута.

На некоторых судах для определения осадок устанавливаются осадкомеры, показания от которых автоматически передаются на мостик.

Угол крена на судах замеряется кренометром. Для замера угла дифферента некоторые суда могут иметь специальные приборы - дифферентометры.

Рис.14. Шкала, связывающая осадки на

перпендикулярах с осадками на

марках углубления т/х «А. Сафонцев»

Коэффициенты полноты корпуса показаны на рис. 2.5.

Коэффициент полноты ВЛ α – отношение площади ватерлинии к площади описанного прямоугольника:

где S ВЛ – площадь ватерлинии.

Коэффициент полноты мидель – шпангоута β – отношение погруженной площади мидель – шпангоута к площади описанного прямоугольника:

Рис. 2.5. Коэффициенты полноты: а – площади ватерлинии;

б – площади мидель-шпангоута; в – водоизмещения

Коэффициент общей полноты δ – отношение объема подводной части судна V к объему описанного параллелепипеда:

. (2.3)

Коэффициент вертикальной полноты χ – отношение объема подводной части судна к объему цилиндра, площадь основания которого равна площади ватерлинии (S ), а высота – осадке судна (T ):

или или (2.4)

Коэффициент продольной полноты φ отношение объема подводной части судна к объему цилиндра, площадь основания которого равна площади мидель – шпангоута (), а высота – длине судна (L):

или или (2.5)

Вторые обозначения приняты в иностранной литературе.

    1. Соотношение главных размерений судна

Главные размерения суднаL.В.Н и Т определяют размеры, а их соотношения дают представление о форме корпуса и характеризуют некоторые мореходные качества судна.

Отношение L/В дает представление о быстроходности судна, так как чем больше это отношение, тем быстроходнее судно.

Отношение L/Н характеризует жесткость и прочность корпуса судна, т. е. с его ростом снижается жесткость и прочность корпуса.

Отношение Н/Т характеризует степень непотопляемости судна и с его ростом непотопляемость повышается.

Отношение В/Т влияет на остойчивость и ходкость судна и с его ростом увеличивается остойчивость, но ходкость ухудшается в связи с увеличением сопротивления воды.

Характерные значения коэффициентов полноты и соотношения главных размерений приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Коэффициенты полноты и соотношение

Главных размерений транспортных судов

Типы судов

L/В

В/Т

Н/Т

L/Н

δ

α

Сухогрузные

суда

1,25-1,52

10,3-14,5

0,62-0,75

0,80-0,85

0,95-0,98

Балкеры

1,30-1,58

10,5-14,5

0,73-0,83

0,78-0,88

0,96-0,99

Танкеры

1,18-1,52

11,5-14,0

0,72-0,90

0,78-0, 89

0,98-0,99

Контейнеровозы

1,35-2,1

9,0-14,0

0,60-0,70

0,82-0,86

0,95-0,98

Накатные суда

1,85-2,28

8,2-10,5

0,59-0,69

0,82-0,88

0,94-0,97

    1. Теоретический чертеж

Форму судна наиболее полно определяет теоретический чертеж судна – совокупность проекций сечений поверхности судна на три главные взаимно перпендикулярные плоскости судна (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Теоретический чертеж судна

В качестве главных плоскостей проекций теоретического чертежа принимают: диаметральную плоскость, основную плоскость и плоскость мидель – шпангоута.

Линии пересечения судовой поверхности плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называются батоксами . Линии пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными основной плоскости, называются ватерлиниями, а линии пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными плоскости мидель - шпангоута, – теоретическими шпангоутами.

Проекция всех этих линий на диаметральную (вертикальную) плоскость называется – «БОК». Батоксы на этой проекции изображаются без искажений, а ватерлинии и шпангоуты видны в виде прямых линий. Проекция линий пересечения на горизонтальную (основную) плоскость называется «ПОЛУШИРОТОЙ ».Ватерлинии на проекции изображаются без искажений, а батоксы и шпангоуты в виде прямых линий. Так как ватерлинии симметричны (при симметричной форме судна), то они на полушироте изображаются только по одну сторону от ДП. На полушироте изображается линия пересечения верхней палубы и борта, а также все палубы судна. Проекция всех линий пересечения на плоскость мидель - шпангоута называется «КОРПУС »(профильная проекция). На корпусе с правой стороны от ДП изображают проекцию носовых шпангоутов, а с левой стороны – кормовых. Проекции ватерлиний и батоксов изображаются в виде прямых линий.

Теоретический чертеж необходим для расчетов мореходных качеств – плавучести, остойчивости, непотопляемости, постройки корпуса судна, а также в эксплуатации – для определения размеров помещений и расстояний до отверстий в корпусе судна. Прямые линии теоретического чертежа называют «сеткой», а наклонные сечения – «рыбинами ».

При разработке теоретического чертежа судна используют масштабы уменьшения: 1:200, 1:100, 1:50, 1:20, 1:10 в зависимости от размеров судна.

При постройке судна на судоверфях некоторые участки корпуса вычерчивают в масштабе 1:1 на полу специального цеха, называемого «плазом».

Полнота ассортимента – количество разновидностей товара внутри вида.

Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы может быть удовлетворен.

Повышенной полнотой ассортимента может служить одно из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и другими факторами.

Коэффициент полноты ассортимента отражает способность товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности и рассчитывается по следующей формуле:

Кп = (Пб: Пд), где Кп – коэффициент полноты;

Пб – полнота базовая, перечень товаров в зависимости от объема упаковки в трех конкурентных торговых точках;

Пд – полнота действительная, фактическое количество соковой продукции в зависимости от объема упаковки, шт.

В ходе исследования было выявлено, что потребители при покупке сухого молока обращают внимание на такой признак, как объем упаковки товара. Это зависит от нужд каждого потребителя (размера и состава семьи и т.п.). Вследствие этого является целесообразным взять данный признак за основу при расчете коэффициента полноты ассортимента.

Причем с целью расчета коэффициента полноты рассматривался ассортимент продукции марки ООО "Троицкий пищевой комбинат".

Расчет показателя полноты: Кп = (3: 5) = 0,6

В ассортименте торговой точки «Винная карта» потребители могут найти продукцию марки ООО "Троицкий пищевой комбинат" далеко не во всех видах упаковки в зависимости от ее объема.

Вероятность того, что потребительский спрос будет удовлетворен полностью, не очень большая. Столь невысокий показатель полноты ассортимента соковой продукции в зависимости от объема упаковки объясняется тем, что покупатели данного магазина, являющиеся в большинстве постоянными, предпочитают приобретать сухое молоко в бумажной таре стандартного объема (0,5 кг).

Коэффициент новизны

Для многих потребителей важно видеть в ассортименте торговой точки последние новинки. Это связано с появлением новых видов, являющихся усовершенствованными. Таким образом, для комплексной оценки ассортимента также важно определить показатель новизны ассортимента.

Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Показатель новизны определяется как число новых товаров в общем перечне. Обновление ассортимента – одно из направлений ассортиментной политики организации. Проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются:

Замена товаров морально устаревших,

Разработка новых товаров улучшенного качества;

Расширение ассортимента за счет

Увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ.

Однако следует учитывать, что постоянное обновление ассортимента связано с определенным риском, что затраты могут не оправдаться, и новый товар не будет пользоваться спросом. Поэтому обновление должно быть рациональным.

Для расчета коэффициента новизны необходимо вычислить показатель новизны.

Путем опроса продавцов о поступлениях новинок за последние 4 месяца было установлено, что новых марочных наименований сухого молока поступил 1 вид.

Расчет коэффициента новизны выполняется по следующей формуле:

Кн = (Н: Шд) ,

где Кн – коэффициент новизны;

Н – количество новинок, поступивших в продажу за последние 4 месяца;

Шд – фактическая широта ассортимента.

Расчет: Кн = (1: 4) = 0,25

Коэффициент новизны для данной торговой точки составил 0,25. Столь малое значение коэффициента объясняется тем, что в настоящее время рынок СМС насыщен и новые марки сухого молока, практически не появляются.

Обновление ассортимента данного товара происходит в основном за счет появления новых вкусов.

Коэффициент устойчивости

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Среди потребителей встречаются такие, которые редко меняют свои вкусы и предпочтения на протяжении всей жизни.

В большей степени к данной категории потребителей относятся люди старшего возраста, которые вообще с недоверием относятся ко всему новому. Исходя из этого, задачей торговой точки является ко всему прочему и удовлетворение спроса со стороны данной категории потребителей.

В исследуемой торговой точке магазине «Монетка» представлены марки сухого молока, которые постоянно пользуются спросом и находятся в продаже. Число устойчивых марок составляет в данной торговой точке 3. Значение было дано продавцом.

Коэффициент устойчивости ассортимента рассчитывается по следующей формуле:

Ку = (У: Шд) ,

где У (показатель устойчивости) – число марок соковой продукции, пользующихся устойчивым спросом у потребителей;

Шд – действительная широта ассортимента;

Ку – коэффициент устойчивости.

Расчет:

Ку = (3: 4) = 0,75.

Коэффициент устойчивости ассортимента, рассчитанный по формуле (4) составил 0,75.

То есть устойчивым спросом со стороны потребителей пользуется больше половины всего ассортимента торговой точки «Винная карта».

Именно данную часть ассортимента предприниматель заказывает в первую очередь при приобретении очередной партии.

Торговой точке нужно учитывать тот факт, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Коэффициент полноты

Форму подводной части корпуса судна характеризуют коэффициенты полноты.

Коэффициент полноты грузовой ватерлинии (ГВЛ) отношение площади грузовой ватерлинии к площади описанного прямоугольника:

где S - площадь ватерлинии

Коэффициент полноты мидель-шпангоута в - отношение погруженной площади мидель шпангоута (А) к площади описанного прямоугольника:

Коэффициент общей полноты д - отношение объема подводной части судна V к объему описанного параллелепипеда:

Коэффициент вертикальной полноты ч - отношение объема подводной части судна к объему цилиндра, площадь основания которого равна площади ватерлинии (S), а высота - осадке судна (Т):

Коэффициент продольной полноты ц - отношение объема подводной части судна к объему цилиндра, площадь основания которого равна площади мидель-шпангоута (А) , а высота - длине судна (L):

Теоретический чертёж

Форму судна наиболее полно определяет теоретический чертёж судна - совокупность проекций сечений поверхности судна на три главные взаимно перпендикулярные плоскости судна.

В качестве главных плоскостей проекций теоретического чертежа принимают: диаметральную плоскость, основную плоскость и плоскость мидель-шпангоута.

Линии пересечения судовой поверхности плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называются батоксами. Линии пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными основной плоскости, называются ватерлиниями, а линии пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, - теоретическими шпангоутами.

Проекция всех этих линий на диаметральную (вертикальную) плоскость называется - “БОК”. Батоксы на этой проекции изображаются без искажений, а ватерлинии и шпангоуты видны в виде прямых линий. Проекция линий пересечения на горизонтальную (основную) плоскость называется “ПОЛУШИРОТОЙ”. Ватерлинии на этой проекции изображаются без искажений, а батоксы и шпангоуты в виде прямых линий. Так как ватерлинии симметричны (при симметричной форме судна), то они на полушироте изображаются только по одну сторону от ДП. На полушироте также изображается линия пересечения палубы и борта. Проекция всех линий пересечения на плоскость мидель-шпангоута называется “КОРПУС” (профильная проекция).На корпусе с правой стороны от ДП изображают проекцию носовых шпангоутов, а с левой стороны - кормовых. Проекции ватерлиний и батоксов изображаются в виде прямых линий

Теоретический чертёж необходим для расчётов мореходных качеств - плавучести, остойчивости, непотопляемости, постройки корпуса судна, а также в эксплуатации - для определения размеров помещений и расстояний до отверстий в корпусе судна.


влияет на ходкость, остойчивость, непотопляемость, грузоподъемность, грузовместимость, но выбирают из условия снижения сопротивления движению судна (из гидромеханических соображений).

R/D


Рисунок 8 – Кривая зависимости сопротивления движению судна от коэффициента общей полноты d

При δ кр

· Резко возрастает скорость ® возрастает мощность главного двигателя, масса топлива

­R ® ­N ®­ мощность главного двигателя, масса топлива

· Но уменьшается масса корпуса, упрощается технология, удобнее трюмы (ящичная форма)

Поэтому стараются принимать δ близким к δ кр.

От полноты судна и размеров зависит величина падения скорости судна на волнении. Чем крупнее судно, тем меньше сказывается его полнота на величине этого падения скорости. Поэтому у крупных судов можно принимать более высокие значения δ.

δ = a – b* Fr

где a и b – числовые коэффициенты, зависящие от типа судна.

Таблица 10 Расчетные формулы для определения δ

Тип судна Fr Расчетные формулы Примечания
Универсальные сухогрузы 0,19-0,25 δ = 1,07 – 1,68 Fr
0,25-0,29 δ = 1,21 – 2,30 Fr
Танкеры, балкеры - на 0,03-0,05 больше, чем у сухогрузов Большие размеры, умеренные скорости, большая доля балластных переходов – среднее значение δ за круговой рейс меньше, чем при проектном водоизмещении в полном грузу. Кроме того, ­ δ позволяет ¯ главные размерения (Т в полном грузу), что желательно для крупных судов
Пассажирские суда, паромы 0,25-0,33 δ = 0,77 – 0,78 Fr Желательно увеличение главных размерений (в первую очередь L и В) для размещения помещений (кают, общественных помещений и др.) ®¯ δ
0,30-0,40 δ = 0,40 Fr
0,40-0,60 δ = 0,50

Коэффициент полноты площади мидель-шпангоута уже зафиксирован, если выбраны δ и j . Однако при его выборе надо иметь в виду следующие обстоятельства.

У относительно тихоходных и среднескоростных судов (Fr<0,30) b принимают максимально возможным, чтобы заострить оконечности полных судов (снизить сопротивление). Верхний предел (b=1) ограничивается возможностью построения теоретического чертежа без заметных изломов ватерлинии на границах цилиндрической вставки.

Для определения b можно использовать следующие выражения:

При δ <0,650 b =0,813 + 0,267 δ ;

При 0,615 < δ <0,800 b =0,928 + 0,080 δ ;

При δ > 0,800 b =0,992.

Для менее полных относительно быстроходных судов, у которых нет оснований к особому заострению оконечностей, рекомендуются следующие значения b :

Таблица 11 Значения b для относительно быстроходных судов (Fr> 0,30)

Fr 0,34 0,38 0,41 0,46 0,50
b 0,925 0,875 0,825 0,800 0,790
a

Коэффициент полноты площади конструктивной ватерлинии (КВЛ) влияет в основном на остойчивость, непотопляемость и грузовместимость судов. В то же время он геометрически связан с формой шпангоутов, углами заострения КВЛ и коэффициентами δ и j . Поэтому первоначально его принимают в зависимости от этих коэффициентов, уточняя затем при разработке теоретического чертежа.

Для судов с U-образными и V-образными шпангоутами могут быть использованы следующие соотношения:

a = δ + 0,10 и a = δ = 0,12 соответственно.