Андрей каменев. Как вы считаете, каковы границы творческой свободы фотографа? Насколько он волен делать то, что захочет, а не то, чего от него требуют

  • Дата: 01.01.2024
Андрей Каменев впервые взял в руки фотоаппарат, когда ему было 15 лет. Простой опыт с "Зенитом" обозначил контуры будущей профессии: поступление в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии было вызвано главным образом тем, что в названии вуза фигурировало слово "фото". Но не только поэтому. Геодезия и картография - всегда путешествие, а путешествия его привлекали. Еще школьником он в одиночку отправился в Крым, где целый месяц жил в палатке, фотографируя бабочек и цветы. Потом были поездки на Кавказ и в Хибины, дипломная практика на Тянь-Шане. После института его распределили в "режимное" предприятие в летно-испытательный отряд, который тестировал парашюты и спасжилеты. Стажировка "подарила" КАМЕНЕВУ 300 вертолетных полетов, охвативших страну от края и до края - от Москвы до Камчатки, от Крыма до Кольского полуострова. Приходилось бывать в командировках по восемь месяцев, буквально жить между небом и землей. Жизнь "налету" продолжалась три года, и однажды она надоела - решил зарабатывать фотографией (к тому же Андрей обзавелся семьей). В "Советском спорте" было свободное место, и КАМЕНЕВ устроился туда фотокорром. Два года он тринировал руку и глаз, снимая хоккейные и футбольные матчи. Пришел опыт, появилось ощущение мастерства. Но ощущение удовлетворения не приходило: снимать чужие победы для художника неинтересно. Как раз в это время он перешел от ORWO к KODAK`у, - возможности "кодаковских" слайдов простирались далеко за пределы газетного репортажа. В общем, уволился КАМЕНЕВ и из "Советского спорта". Стал свободным художником, или, как говорят, free lance, "вольным стрелком". Таковым пребывает и сегодня.

В работу - с головой
"Точкой отсчета" он считает 1991 год, когда увлекся подводной съемкой. Первые темы были - "Жизнь болота" и "Обитатели Черного моря". Тогда же, в Крыму, он познакомился с французскими аквалангистами. Среди них был и президент Международного фестиваля подводной фотографии в Антибе. Он пригласил Андрея поучаствовать в фестивале. В Антибе КАМЕНЕВ за "болото" удостоился почетного диплома - это вдохновило его на дальнейшие "подвиги". В 1992-ом он "меняет" Черное море на Белое, где делает серию фотографий морских беспозвоночных. Затем - Баренцево море, Земля Франца-Иосифа. Мастеров, снимающих под водой в этих широтах, можно пересчитать по пальцам одной руки, погружения здесь сложны и опасны (одиночные погружения вообще запрещены). Быть может, поэтому подводный мир Арктики не так широко освещен в печати, как мир тропических морей. К тому же считается, что, в сравнении с тропиками, флора и фауна Приполярья не так богата яркими красками...

Каменевская съемка показала обратное: мир арктических глубин суров, но богат и разнообразен. Материал, привезенный им в Антиб, восприняли на ура. Автор был удостоин специальной премии, а сделанные им фотографии иглокожих, членистоногих и прочих беспозвоночных были опубликованы в одном из самых престижных журналов "Mond de la Mer".

До 1994-го года Андрей не печатался в российских изданиях вообще - работал для Антибского фестиваля, ежегодно привозя во Францию несколько экслюзивных тем. Его увлекла водная стихия - не только светом, красками, ощущением невесомости, но и, наверное, атмосферой "экстрима". Ведь подводный мир - мир покоя и тишины, обтекаемых форм и игры светотеней - на самом деле не знает покоя: здесь идет непрерывная схватка за жизнь, гораздо, быть может, жестокая, чем на суше. Личинка жука-плавунца вонзает щупальца в головастика...Медуза выстреливает в жертву стрекательными клетками..."Морской ангел" пожирает "морского чертика"... Вода - это жизнь "на границе двух сред", будь то болото, озеро, или Мировой океан. И задача фотографа - показать её тысячам людей, которые лишены возможности увидеть это воочию.

Прерванный полет
Жажда риска, однако, не ограничивалась водной стихией. Параллельно с дайвингом Андрей осваивал горные лыжи и серфинг, ледолазание и mountain bike, рафтинг и сноуборд. Чтобы снимать все эти "экстримы", мало быть фотографом, надо владеть этим профессионально.

Вообще горными лыжами и серфингом КАМЕНЕВ занимался еще в институте - с друзьями. А однажды решил попробовать параплан. Опыт окончился неудачно: был сильный холодный ветер (как говорят, "динамик"), и купол сложился. Андрей рухнул с высоты шестиэтажного дома на сцементированный склон песчаного карьера. Результат - шестнадцать осколочных переломов ступней и три компресионных перелома позвоночника. Ситуация была критической: врачи предупредили, что не исключена гангрена - и тогда без ампутации не обойтись... Но организм и сила духа победили: ступни остались целы и КАМЕНЕВ через полгода встал на ноги, сначала, конечно, -на костыли. Заново учился ходить. Поначалу хромал. но со временем и хромать перестал.

Время, проведенное в больнице и на костылях, заработка. понятно, не принесло. Как только Андрей начал "бегать", он "загрузил" российские издания по полной программе - архив был богатый. Шел 1995-ый - молодые глянцевые журналы наперебой печатали "большие путешествия". Один за другим "Обозревателе", "Вояже", "Домовом" выходят каменевские репортажи: о змееловах Туркмении (где Андрей и сам попробовал себя в роли ловца), экспедициях в Армению и на Памир, на ту же Землю Франца-Иосифа и десятки других.

С тех пор он печатается регулярно и много. По самым скромным подсчетам, он работает с 50-60 журналами в год (при этом пользуется пользуется своей аппаратурой, покупает пленку на свои деньги и часто ездит за собственный счет). Его невозможно застать дома, а его мобильник либо занят, либо "находится вне зоны досягаемости". Жизнь, начатая в пору студенческих практик и стажировок, в сущности, продалжается в том же темпе - на лету. Не считая мелких "вылазок", КАМЕНЕВ предпринимает как минимум одну большую экспедицию в год - чтобы сделать крупную тему и опубликовать ее.

Чистый экслюзив
Трудно назвать самую интересную тему. В 1995 году он побывал в Ириан Джайя - на инонезийской территории острова Новая Гвинея, известной дикими племенами каннибалов. Ездил туда в составе экспедиции "Семь вершин", но вскоре от нее отделился и путешествовал в одиночку. Жил в племени папуасов, фотографировал их быт и нравы.

Очень интересной была поездка и на Андаманские острова, что к востоку от Индии. Эта территория закрыта для иностранцев. Так, Жак Ив КУСТО получал разрешение на посещение Андаман в течение 3-ех лет. Но КАМЕНЕВУ и "со товарищам" удалось сделать невозможное за один день. Шесть недель они погружались в Бенгальский залив с аквалангами и летали на парапланах. Что до Индии, то Андрей пересек ее на автобусе. По дороге заглянул в штат Гоа, известный тем, что туда съезжаются хиппи со всего мира, в том числе любители "измененного состояния сознания". Репортаж о погружении в нирвану затем обошел многие отечественные журналы.

На Филиппинах он фотографировал ловцов жемчуга. У берегов Австралии - акул барьерного рифа. Саму Австралию пересек дважды - с севера на юг и с юга на север. Проехал на машине 10 тыс.км по Новой Зеландии в составе экспедиции "Верикальный мир", где снимал не только природу, но и экстрим, в том числе подводный.

Что до дайвинговых съемок, то здесь география КАМЕНЕВА в принципе не знает аналогов: Сейшельские и Мальдивские острова, Мальта, Красное море, Белое море, Баренцево море и десятки других морей самых разных широт. Наиболее сложным и опасным было погружение на Северном Полюсе: минус тридцать пять градусов на воздухе и минус два - под водой.

На Гавайях он фотографировал серфинг, на Аляске - экстремальный каяк, лыжи и ледолазание. В США бывал дважды, в одну из поездок проехал 12 каньонов в штате Юта с командой горных велосипедистов, среди которых были три чемпиона мира по mountain bike`у. Побывал в Лас-Вегасе - играть не играл, но на пленку зафиксировал многое, хотя это и категорически запрещено. Видел пески Аризоны и пески Туниса. В окрестностях Дуза ("Ворота пустыни") запечатлел восход и закат солнца в Сахаре, для чего пришлось пять часов пройти пешком по барханам...

Родину тоже не обошел стороной. Перевалив через Байкальский хребет, сплавился на плоту по реке Лена. В Бурятии посетил Иволгинский дацан, где снимал жизнь монахов и национальный праздник Сурхарбан. Проехал на автомобиле 16 тыс.км по Средней Азии - был во всех бывших республиках, откуда привез "три мешка слайдов". На Дальнем Востоке, в Сихотэ-Алиньской тайге, "лицом к лицу" фотографировал уссурийских тигров. Пересек на грузовике громадный отрезок Сибири - более 3.000 км от Якутска до Зырянки. На Кольском полуострове участвовал в ралли-рейде "Арктик-Трофи" в составе московского экипажа.

Кстати, о "трофи". Андрей КАМЕНЕВ в качестве журналиста участвовал в последнем состязании Camel Trophy, которое проводилось в Океании. За время гонки прошел с российской женской командой на моторной надувной лодке свыше 2.000 км - от королевства Тонга до Западного Самоа. Во многом благодаря ему наши девушки стали призерами в этой "гонке века". КАМЕНЕВ особо об этом не распространяется, но мы-то знаем. что если бы он не достал велосипед, сорванный с риптека и "утонувший" на 15-метровой глубине, то наша команда ни за что бы не заняла почетное третье место.

Завершающий кадр
Сегодня Андрею КАМЕНЕВУ 38 лет. В его архиве - сотни тысяч слайдов и негативов, привезенных им из более, чем 60 стран мира. Неохваченными остались только Антарктида, Латинская Америка и "черная" Африка. В Европе - Италия, Греция и Португалия.

Пожалуй, лет через десять эти районы все же войдут в каменевский послужной список. Таким образом, не останется ни одного одного государства, ни одного заповедного уголка на Земле, где бы не ступала его нога. Где бы не сработал затвор его фотокамеры.

Впрочем, это не означает, что КАМЕНЕВ успокоится и будет почитать на лаврах. Очень уж непоседливый человек.

Я начал фотографировать в 14 лет на отцовский «ФЭД». Я в то время рисовал птичек, потому что хотел выпустить книжку «Птицы России», собирал всякую информацию о них, и тут в какой-то момент меня осенило: проще ведь не вырисовывать все эти перышки, а фотографировать. Взял «ФЭД» и стал снимать. Потом был «ФЭД-3», потом , так вот плавно и втянулся. Птичек, правда, забросил.

Фотографии я нигде не учился, просто смотрел журналы. Я с детства собираю . У меня практически все номера есть. Раньше брал его у букинистов. Помню, в советское время был специальный магазин на Никитских воротах. Там я его в первый раз и нашел в 1976 году.

После окончания школы хотел поступить во ВГИК на операторский факультет. Пришел подавать документы, а мне говорят: «Все хорошо, но только творческий конкурс еще в марте закончился». Поступил в итоге в МИИГАИК, Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Не операторский, конечно, но слово «фото» присутствовало.

Окончил институт и попал по распределению в закрытый НИИ. Летал на вертолете с парашютом и спасательным жилетом. Никакого фото там и в помине не было, но денег, правда, зарабатывал много.

В 1988 году меня это все достало. Из НИИ я уволился и решил, что буду фотографом. Пошел по центральным газетам показывать свои фотографии. В газетах смотрели и говорили: «Старик, офигенно, но штатной единицы нет». Кончилось тем, что все-таки попал в . Спорт при этом я к тому моменту еще не снимал и не особо интересовался им даже.

Чем хороша спортивная фотожурналистика? Она приучает быстро, мгновенно мыслить. Повтора не будет. Если ты гол не снял, тебя вздрючат.

С 91 по 93 год пытался выпускать журналы, но ничего не получилось. В 93-м подвели издатели, пришлось расплатиться своими деньгами и уйти из этого бизнеса. Тогда я понял, что все, больше я журналы не издаю. Собрал свой альбом со слайдами и опять пошел по редакциям. Я как-то попытался сосчитать свои публикации. Выяснилось, что в год я успевал поработать больше чем с 200 разными изданиями.

В 1994 году познакомился с известным журналистом и путешественником . У него принцип работы был очень простой. Он его называл «журналистское путешествие». Выбираешь какую-то точку в мире, интересную, не избитую, едешь туда, отрабатываешь ее, привозишь материал, продаешь, возвращаешь деньги, получаешь прибыль. Деньги, которые вернул, можно опять потратить на какую-нибудь экспедицию. Решил попробовать. Нужна была начальная сумма и хорошее место. Для первого своего путешествия я выбрал западную часть острова Новая Гвинея, Ириан Джаю, где живут каннибалы. Собрал деньги и поехал. Поездка удалась. Деньги возвращал долго, но тем не менее мне все стало понятно. Этих папуасов, кстати, у меня до сих пор покупают.

Поначалу я жутко комплексовал из-за языка. Когда в 1991 году в первый раз выехал во Францию, ощущал себя полным бараном: ни прочитать, ни сказать ничего не могу. Приехал обратно и решил учить язык. Взял учебник французского. Меня хватило на 10 дней, но из-за того, что стал много ездить, смог этот барьер все-таки преодолеть. Выручают интонация, мимика, то, что многие слова в разных языках похожи, сами ситуации, в которых оказываешься. Сейчас мне все равно, куда ехать и на каком языке там говорят. На бытовом уровне общаюсь очень легко.

В 98 году снимали первое российское экстремальное кино «Аляска, земля экстрима». Нас было семеро: три райдера, два оператора, я и главный редактор «Вертикального мира». Операторы говорили, что катаются, но когда их с вертолета высадили на вершину и они увидели уклон в 55 градусов, то отказались. Вся надежда на меня, больше некому: 6 недель их пришлось снимать. Так я начал специализироваться на экстремальном спорте.

Количество ситуаций, в которых я побывал за эти 20 с лишним лет, запредельное. Не пугает ничего. Проблема другая — мало что уже трогает. У меня в детстве была 10-томная энциклопедия с цветными вкладками, а на них джунгли Борнео, водопад Анхель, коралловые рифы. Так вот, я посетил все места, которые видел на этих вкладках в детстве. Все, кроме, пожалуй, Галапагосских островов и острова Пасхи. Но мне туда и не хочется, потому что я видел миллион съемок оттуда и я абсолютно точно знаю, что там снимать и где какие камни расположены.

Эксклюзивных мест, пожалуй, и не осталось. Сейчас все вообще снято. Как-то искал информацию о Ириан Джае в интернете, где я в 90-x снимал каннибалов. Не поверите, нашел фото своего вождя. Сидит на камне… с ноутбуком!

Сделать просто красивую фотографию вообще не сложно. Очень многие умеют делать хорошие фотографии, но в хорошую историю их не сложить. Сто красивых закатов - это не история. Снимают как в последний раз, как на выставку, чтоб было хорошо, чтоб оно висело. А проходные кадры никто не снимает. Так нельзя мыслить.

Я называю это тактикой выжженной земли. Если ты снимаешь идущего охотника, ты должен снять его мелко на общем плане, крупно идущим на тебя, сбоку через лес. Чем у фотографа больше шаблонов, то есть ситуаций, в которых он был, тем ему проще. За годы съемки у меня этих шаблонов накопилось до хрена.

На мастер-классах я говорю: «Ребят, простая задача: вот белый стол, вот белая зажигалка. Сделайте 10 разных кадров». Если снимать нечего, а ты можешь сделать 10 разных кадров, то в ситуации, где сюжетов миллион, ты будешь как рыба в воде.

Моя жена любит путешествия. Выбираем с ней большую страну (США, Австралию, Аргентину), берем машину, садимся и отправляемся в путешествие на месяц-два.

В любую точку мира, кроме Антарктиды, могу собраться за два часа. На Антарктиду понадобится три. Спальник, палатка, фотоаппарат, штатив, вещи в рюкзаке — и вперед.

Есть фотографы, которые хорошо снимают и делают хорошие материалы, но продать их не могут. Мне иногда жаловались: «Вот ты приходишь, отдал — у тебя взяли. А я прихожу, приношу, смотрят и не берут». «А ты как приходишь?» — спрашиваю. «Ну, прихожу, показываю — они смотрят и говорят, что не надо». «Вот ты молодец! Ты представляешь, сколько фоторедактор видит фотографий в своей жизни? Его тошнит от любых фотографий! Если ты не расскажешь, что ты пять дней ехал, вот тут залез на скалу, что это самое интересное место на всей Земле, они не услышат тебя. Им эта информация нужна, твоя история». Таких фотографов ходит миллионы. Общайтесь, ребята, общайтесь! Располагайте к себе. Только так в фотографии можно еще что-то делать. Если ты просто пришел и принес свои снимки, никому не нужны они.

С человеком, которого снимаешь, то же самое. Где-то с ним водки выпил, где-то подмигнул, где-то помог, и он тебе подыграет, если нужно будет.

Чтобы стать хорошим фотографом, нужно работать и учиться. Изучайте мир, изучайте жизнь, собирайте информацию.

Дело не в деньгах. Те деньги, которые я зарабатываю, не такие уж и большие. Можно заработать больше, но нужно упираться рогом. А смысла упираться нет. Чего ради?

У меня лежат огромные архивы. Ни один журнал никогда в жизни не напечатает столько снимков, поэтому хочу до ума довести свой проект Planetpics в интернете. Сижу с компьютером, работаю в свое удовольствие. Когда работа доставляет удовольствие, я даже не замечаю, ел я что-нибудь или нет.

Картинки получаются красивые, но часто в момент съемки бывает очень тяжело. Я когда лезу в гору какую-то, стою на лыжах по восемь часов, иногда ругаюсь: «На хрена я сюда поперся?» Но на самом деле я, конечно, знаю. Знаю, что потом будет хорошо.

Я уже думал как-то о том, смогу ли я когда-нибудь завязать с фотографией. Был 92 год, мы были в Лионе, гуляли всю ночь у одного француза в ресторане. И вот он нам показал человека бандитского вида, который сидел рядом над каким-то корытом со спагетти. «Вот, — говорит, — это ваш коллега бывший. Он тоже был фотокорреспондентом, а потом это бросил, и теперь у него очень тяжелая работа». Я тогда еще подумал, что я бы не смог это бросить.

Однажды во время съемок на параплане я неудачно приземлился, получил 16 переломов. Хотели даже ногу ампутировать. Я тогда подумал, что в принципе мне, чтобы продолжать, нужно не так уж и много — один глаз и один палец, а передвигаться можно и на коляске. И потом, я ведь фотографирую глазами, от этого уже не избавиться, а фотоаппарат нужен только для того, чтобы карточка получилась.

Фотографа Андрея Каменева в экстремальном мире знают все. Так же он известен своими фотографиями путешествий, природы, архитектуры и замечательными репортажами… Спорт – это только пять процентов из того, что снимает Каменев.

Сегодня этот человек едет на подводную съемку на Северный полюс. Завтра - в Папуа-Новую Гвинею снимать племя каннибалов или на Маврикий, снимать кайтеров. А послезавтра он уже, с не меньшим интересом, лежит с макрообъективом в траве у себя на даче, выслеживая насекомых. Этот человек широко смотрит на мир и широко отображает его в своих фотографиях. Быть может, поэтому Андрей, за исключением нескольких точек, объездивший практически весь мир, и снявший невероятное количество фотографий, выглядит таким энергичным, жизнерадостным и «незапаренным».

Некоторые говорят, что вот - Андрей Каменев, что в нем такого? Почему его фотографии во всех журналах? Ну, съемка и съемка, ничего необычного, простая качественная спортивная съемка…

Все зависит от акции, - серьезно отвечает Андрей. - Я согласен, что крутой экшн любой снимет хорошо. Но на серьезные события серьезные ребята берут проверенных людей. Если ты едешь далеко и надолго, у человека рядом с тобой не должны подвести ноги или фотоаппарат. Вот, например, бейс Валерия Розова - здесь реально, извините, молодежь не потянет, опыт надо иметь съемочный. Надо оказаться в нужном месте в нужное время. И никаких проколов, накладок с техникой, потому что есть единственный момент, когда мимо тебя человек пролетает. И если Розов пролетел в 20 метрах от тебя в 20 метрах от земли, это не просто так он пролетел… Тут надо все просчитать - я должен понимать, где он пролетит, как это будет выглядеть.

Бейс, это вообще, отдельная история. Во-первых, ты должен стоять рядом со спортсменом, на краю, у точки отделения (экзит), или вообще висеть на веревке на скале. Значит, по крайней мере, ты должен быть психологически готов к таким действиям. Сколько людей видел, которые подходят - и у них конечности начинают дрожать. А еще резкость надо наводить не автофокусом, а вручную. Бейсеры, они, когда на экзите стоят, у них момент истины наступают… А если вдруг в этот момент оператор говорит, что пленку забыл вставить, или еще не готов, вспышку не зарядил, или батарейки сели, - это не разговор. Если ты такой, у тебя быстро начнутся конфликты, тебя просто не возьмут в следующий раз. Вес надо свой набирать. Люди, которые идут туда прыгать, они должны быть в тебе уверены.

И еще один фактор. В современном мире мало просто снять фотографию. Надо еще ее и разместить! Надо уметь объяснять, доказывать, убеждать, общаться. Один придет – на его фотографии и не посмотрят, я приду с его же фотографиями – и их разместят. Надо быть и спортивным, и ответственным, и владеть техникой, и быть коммуникабельным. А тот, кто скандалит, кто не умеет говорить, такие люди быстро исчезают. Потому что экстремальный мир - очень тесный…

Значит, экстрим-фотограф должен владеть какими-то специфическими навыками?

В принципе, любой профессиональный репортажный фотограф может снять все, что угодно. Но я не уверен, что каждый спустится на 400 метров по веревке в мексиканскую пещеру или, там, нырнет на Северном полюсе под лед. Или вот на Домбае, можно, в принципе, и без лыж зайти на середину трассы, но потом там же еще надо при минус 20 стоять пять-шесть часов и снимать. Кто захочет заниматься такой съемкой даже и за 1000 долларов, к примеру? Подумают, нафиг мне надо, я лучше футбол пойду сниму за те же деньги. Так что любить это все-таки надо. Хотя моя "фишка" именно в том, что я - универсальный фотограф. На звание экстремального фотографа я не претендую… Я вот сейчас реально три зимы пропутешествовал: в Австралии был, там, сям, вообще выпал из тусовки горнолыжной и снежной. В прошлом году, думаю, надо все это дело освежить, пообщаться со старыми друзьями. Начал с Камчатки в апреле: горные лыжи и бейс, в мае я уехал на Ривьеру, на каньонинг, потом - на Мальдивы, там дайвинг, потом на "Ладогу Трофи", и еще на мультимедийные гонки съездил в Красную Поляну.

А жену с собой берешь, семью?

Жена ездит. Я ее не таскаю в горы, в экспедиции, где ей тяжело выживать, а в «трэвел» мы ездим вместе. Вот сейчас на Мальдивах были, они там загорали, рыбок наблюдали, а я нырял, снимал под водой подводную макросъемочную панораму. Кстати, это мое ноу-хау – и макросъемка, и панорамная фотография. Я "склеиваю" ее на компьютере из двух снимков.

Я, кстати, хотела тебя спросить, у тебя не бывает ощущения, что ничего нового уже не создаешь, остаешься на одном уровне?

Нет. Даже чтобы найти нужные точки - постоянно приходится придумывать. Вот у тебя в бейсе есть всего три варианта съемки: снизу, сверху, сбоку, и все. А мы с Валерой Розовым придумали "удочки" такие. Свешиваешься на веревке, а потом таким прутом себя на 4 метра от стены относишь, и фотографируешь уже в новом ракурсе.

Потом, наши журналы («Доски» и «Онборд») просят снимать раскадровки или общий план, а ты попробуй снять крупняк! Это в последние 10 лет в спортивной фотографии идет тенденция к укрупнению, чтобы у человека при прыжке эмоции были видны. А журналам важно, чтобы было видно, откуда он выпрыгнул, поэтому неинтересно с ними работать.

Чтобы не повторяться, каждый год что-нибудь придумываешь. Придумал панораму. На выставке VERTMIR EXTREME PHOTO (выставка экстремальных фотографий журнала «Вертикальный мир», первый российский журнал об экстриме) я победил как раз с такой фотографией. Да и для раскадровки приходится новые кадры искать, появились скоростные камеры.

Раньше, когда опыта экстрим-съемки не было, вообще все приходилось выдумывать. С тем же Артемом Зубковым (главный редактор журнала «Вертикальный мир»), когда издание только начиналось, мы ехали в Штубай на ледник, брали ледорубы, находили место красивое, Артем туда лез, я снимал, и получалось круто. Мы парились, думали, снимали, а сейчас все тяжелеют, и я тяжелею… Вернее, у меня другие цели и задачи. Мне сейчас интересны свои собственные проекты: хочу книжки про природу выпустить. А потом еще дело в бюджетах. Тот же параплан - или в Подмосковье его снять, или в Боливии. Или человек сделал трюк в Крылатском, или в Новой Зеландии… От "задника" очень много зависит. Но это совсем другие бюджеты. У Кристиана Понделлы (известнейший американский экстрим-фотограф) почему такие хорошие фотографии: еще и потому, что у него есть возможности снимать лучших райдеров в лучших местах – на это выделяются отдельные бюджеты, несравнимые с нашими.

Отношение зарубежных фотографов к съемке отличается от того, что сложилось в России?

У них другое отношение к съемке. Там фотограф не будет снимать все подряд. Придет, увидит, что пурга метет, что одежда черная или серая у райдеров. До свидания, скажет, ребята, а если хотите хорошую фотографию, то вот ты, потому что одежда яркая, а ты, потому что хорошо прыгаешь, вы должны проехать там-то и там-то, и не сегодня, а когда погода хорошая и солнце яркое, а пока тренируйтесь. Вот была фотография отличная в одном журнале, там они 3 недели снимали, отсматривали место, тренировались. Но у них совсем другие деньги… Если мне будут платить, сколько им, я готов хоть 10 дней ходить по целине, а у нас же совсем другие расценки...

Вот, например, Жан Марк (один из знаменитых экстрим-фотографов, был членом жюри VERTMIR EXTREME PHOTO-2005). Я знаю его еще с 1996 года, он проехал 200 км, чтобы показать нам с Артемом во Франции, где мы тогда были, свое совсем небольшое портфолио. Уже через три года он открыл свое агентство - восемь человек сотрудников, световой стол для просмотра фотографий – 12 метров, офис - как спортзал, и три журнала созданы специально под него. Вот это вот размах! Поэтому нас и их сравнивать нельзя. Они могут 5 вспышек расставить в пайпе, найти крутого райдера и снять его, когда солнце садится. Я тоже могу это сделать, но ради чего? 30 долларах в "Онборде" и 20 - в «Досках». А мне семью надо кормить.

А когда сложнее было стать экстрим-фотографом, в твое время, или сейчас?

Сейчас очень сложно пробиться, раскрутиться, чтобы тебя начали узнавать. Вот Виталик Михайлов, Андрей Пирумов снимают сноуборд. Они ездят с лучшими райдерами и с ними бесполезняк тягаться. Очень много еще от самих райдеров зависит. Если он может "замочить" с 20 метрового трамплина - то вот и снимок, а если с трехметровой кочки парень прыгает, тогда и фотография такая будет.

Или надо все бросить и уйти полностью в сноуборд, чтобы всех давить, но мне это не нужно. В скейтбординге, в горном велосипеде, в кайте - везде уже появились свои ребята. Сейчас все как на Западе идет – по пути специализации.

Кого из «молодых» ты бы отметил как современных профессиональных фотографов?

Ну, это уже не молодые. Cлюнтяй (Андрей Артюхов) сейчас, наверное, самый профессиональный фотограф. Я, кстати, тоже приложил к этому свою руку. В свое время задвинул его в «Спорт-экспресс» футбол снимать (а снимать футбол - это не простая вещь), и он стал профессионально снимать. Андрей Пирумов стал таким – по наитию и количеству отснятых фотографий на западе. Пирумова можно узнать по некоторому западному стилю, он подсмотрел в западных журналах, это его находка. Он снимает из-за препятствий, из окна машины, из-за дерева, но вот в последнее время стиль начал над ним довлеть. Слишком часто использует. А раньше это было хорошо, когда свежо. Потом, Женя Ефимова кайтсерфинг снимает. По крайней мере, она не тупо щелкает, она начинает думать - то птичек в кадр введет, то парус.

А я вот как раз таких фотографий у тебя и не видела…

Почему? Я люблю экшн снимать, просто, может, не все печатают. Вот на Black sea Cup я душевно поснимал. Падения, например, - другие просто не успевают это снять. Или когда люди перебегают по берегу на другую сторону, обычно это не снимают, а это - самое интересное! Андрей Хитрово там тоже сидел, все штатив травой украшал, снимал его, и это во время финала! Но он тоже на своем виндсерфинге слишком зациклен, ему бы еще другие стороны увидеть.

Гризли (Наталья Лапина) хорошо снимает, но она торчит в горах все время. Эффект работы – я имею в виду вложения и отбивка от поездки – сводится к нулю. Она никуда не отдает свои фотографии, просто стиль жизни такой. Снять-то несложно, особенно если ты в теме. Но я считаю, что вопрос в другом – в эффективности съемки. Если ты никуда это не отдаешь, зачем это нужно? Молодым, конечно, проще. У них нет семей, сколько заработал – столько же потратил на себя. А мне семью еще надо кормить. И, кроме того, деньги нужны на поездки, чтобы перемещаться.

За жизнь Андрей накопил огромное количество различных точек съемки: например, на фото с птичками, где экшна нет, надо было чаек спугнуть, или дождаться заката, чтобы подкрасить воду, чтобы фотография несла какой-то посыл. Вообще, вот такие фото с птичками, - они самые сложные. Как минимум, надо книжку прочитать, как птичек снимают. Надо делать много вариантов, чтобы потом можно было апеллировать ими в памяти. Снимать с разных, все время новых точек. Искать их везде, пусть даже в кафе: отражение в стекле, лампе, металлической вилке и так далее...

В этой связи сразу три вопроса: ты не думал открыть свои курсы? Где ты учился сам? Ты всегда в свои фотографии вкладываешь какой-то посыл для зрителя?

Андрей начинает с последнего вопроса. Посыл - любой творческий посыл – должен идти изнутри, а не от внешнего. Если человек просто прицепил большой фотоаппарат к себе, и выглядит, как модный фотограф, толку не будет. Я нигде не учился, я занимался птицами. Мечта была - выпустить определитель птиц СССР, думал, поначалу с рисованными картинками. Но рисовать каждое перышко - убиться можно это рисовать! Птицу проще сфотографировать. Быстро понял - обычным фотоаппаратом птичку не снять. Тогда, в 70-е, выбор был невелик, мечта была одна – зеркальный фотоаппарат, к нему можно приделать бинокль, телескоп и тогда птичка будет ближе.

Я долго снимал природу, птичек и все подряд, с 1976 по 1988 год, а потом уволился с основной работы - надоело сидеть в "ящике". Я был инженером-испытателем, летал на вертолетах. Не потому, что летать хотел, а просто во ВГИК не успел, в армию не хотелось, и я поступил в Институт картографии и фото, потому что в названии было слово "фото". Там профессиональной технической фотографии учили, так что я знаю то, чего не знают современные фотографы. Тогда все же руками делалось: проявка, свет… Сейчас понятие света полностью отсутствует, поэтому я рекомендую всем закончить курсы, чтобы получить об этом хотя бы какие-то понятия. Потому что когда ты пропустил через себя весь процесс печати, ты к этому совсем по-другому относишься…

Курсы. Ну, я вел несколько в разных журналах. Но ты знаешь, человеку, который имеет понятие, базу, что-то понимает в фотографии, я расскажу все секреты за полчаса. Если ничего не понимает, то о чем с ним говорить?

Это все просто – лишь бы понять. Надо просто смотреть фотожурналы, стараться снимать не хуже, чем там. И делать много вариантов. Снимать с разных точек. Вот сейчас я сижу в кафе и вижу вокруг массу символов. Я могу снять здесь кабаки Америки, и никто и не поверит, что это - в Москве. Надо уметь абстрагироваться от ситуации. Многие писатели этим грешат, если не знают ситуацию, не смогут ее описать. Абстрактное мышление надо развивать…

Да, бывает и так. Можно и в городе путешествовать?

Да, у себя на даче я так и путешествую – засовываю голову в траву, и такое путешествие начинается! Снимаю макрообъективом муравьев в траве. Соседи потом смотрят – поражаются: "Ты где такое снял?" Да вот, говорю, здесь же…

А что в планах?

В Крым хочу поехать, цветы снять – первоцветы. Я уже и место знаю, и время, уже картины вижу, надо только собраться и поехать.

Потом, мне сейчас интересны следующие вещи. Хочу запустить серию необычных книг о природе. То есть, берешь и придумываешь необычную тему: «Желтый цвет в природе», например. Это же может быть все что угодно: закат и восход, листва, желтые рыбы, бабочки, перья у птиц, яблоки - вот тема, до нее как минимум надо додуматься. Почему тропические рыбы целиком желтые?

Я разные вещи снимаю, то родео, то муравьев-убийц, то крокодилов, поэтому мне и не скучно.

Надо на фотографию шире смотреть. У меня есть, кстати, друг, фэшн-фотограф, который, проработав лет десять в этом жанре, жестко завязал. Хотя у него и офис был в Берлине, и имя - просто он уже насмотрелся на этих голых девиц, и жена у него манекенщица, его тошнит от этого. И он взял и прикололся снимать фотографии по теме Библии, очень интересно для современного мира, посыл несет, по крайней мере, он так думает. А многие не думают. Что значит скучно? Скучно, когда по колее идешь накатанной, сделал себе имя и продолжаешь работать все в том же жанре. А ты купи себе бокс - и в Антарктиду, снимать морских звезд. Или пересеки пустыню вслед за муравьями-убийцами, и тогда точно не будет грустно! То, что увидишь, так двигать станет!

Знаешь, что происходят с альпинистами, когда они доходят до вершины? У них начинается опустошение, если нет новых вершин. Так же и те люди, у кого мало целей. Тот испытывает опустошение, у кого мало идей. У кого они есть, опустошение испытывать некогда...

Андрей, а как все-таки получилось – вначале любовь к путешествиям и как следствие - фотография. Или наоборот: фотография и как следствие – путешествия ?

Я с детства много путешествовал, в походы ходил, в 1994 году разговорился с Яцеком Палкевичем, великим польским путешественником. Это его идея – журналистское путешествие. На первое ты ищешь деньги, чтобы уехать в какую-нибудь экзотическую страну, едешь, снимаешь, продаешь материалы, и потом на эти деньги едешь в следующее. Теоретически, один раз съездив в путешествие, ты так и работаешь. Я так и отправился в Гвинею, в племя каннибалов. Правда, продал машину, но зато понял, что с определенным минимумом денег ты можешь ехать куда угодно. Чем больше времени пребывания в стране – тем меньше затрат. Вот так я и путешествовал: сам находил деньги, ехал, снимал. Потом меня стали приглашать, сначала подводники, потом бейсеры, потом журнал «Вертикальный мир», потом все журналы… Одно тянет другое. У меня, кстати, как-то рекорд был: 143 фотографии в одном экстремальном журнале вместе с обложкой.

А сам какими видами экстрима увлекаешься?

Ой, ну я на горные лыжи очень давно встал. Потом, подводное плаванье. Ну а дальше, если у тебя есть координация, понимание, можно любые виды деятельности осваивать, серфинг, каяк, параплан, велики. В Юте объездил все каньоны на велосипеде с одним известным велопутешественником. Но просто так я не катаюсь. Сил не трачу. У меня есть конкретная цель – если еду, то снимаю. Я как-то попробовал без фотоаппарата в Турции. 4 дня только выдержал. Лежишь на пляже, виски, пиво, ну да, но зачем это все нужно? Можно так же лежать – но с фотопаратом!

Беседовала Лена Андрианова

21.09.2013 Категория: Доска почета Просмотров: 7561

Это интервью далось не просто. Нет, в том, что Андрей Каменев – интересный собеседник, было известно заранее, но дело осложнили мои коллеги. Интернет пестрит разными интервью с фотографом, и, кажется, на все вопросы он уже давно ответил "до нас". Пожаловавшись на сложность работы своему творческому редактору, получила вполне закономерный ответ: "Ну тогда, спроси, какие женщины ему нравятся". Юмор в подобных ситуациях не всегда срабатывает…

Подготовиться ко встрече с вами оказалось не так просто: вы довольно известный человек, давали не раз интервью и, кажется, что на все интересные вопросы вы ответили уже другим…

Сразу хочу сказать, чтобы вы не строили вокруг меня романтический ореол. У каждого возраста свои цели. Когда мне было 10 лет, я хотел, чтобы во всем мире победил коммунизм; в 17 мечтал о большой и чистой любви, сейчас мне 51 и тупо хочется денег. Имя, известность, нужны там, где ты реально чего-то добился.

Мне про вас сказал, что вы очень хороший рассказчик и не боитесь делиться опытом....

Могу рассказать все, что угодно, особенно в плане фотографий. Я на мастер-классе любого за 20 минут научу основам фотомастерства, если он, конечно, этого действительно хочет. Каждая творческая история внутренняя, ее извне нельзя принести.

Прям любого?

Фотографий – миллионы, девайсы доступны, сегодня практически каждый может (условно) сделать фотографический шедевр. Места, в которых можно сделать красивые снимки, известны. Некоторые из них дорогие, другие более доступны, но, например, снять в лесу историю про пауков – охотников вряд ли кто сможет это сделать. Не потому, что не смогут технически. Просто никто ничего про это не знает. А если не знаешь, то и тему сделать не получится. Чтобы стать действительно профессиональным фотографом, надо получать знания в разных областях. Приведу простой пример. В прошлом году меня пригласили на выставку мои сверстники – 50-летние фотографы. Один сейчас директор фотобанка, другой – фотоагентства, третий книжки выпускает…. Первые два часа все рассказывали, как у них хорошо, у меня тоже вроде хорошо, но хотелось бы лучше. Под занавес правда все-таки вышла наружу: оказывается, фотобанк денег не приносит, если бы не сдавал квартиру, не знаю, на что бы жил. У второго похожая история: агентство сливается, никому ничего не нужно, если бы квартиру не сдавал…. Все понятно. Говоришь им слово: "интернет", а они его даже не знают, а уж про то, чтобы пользоваться. Никто не снимает видео. По facebook ходит отличная поговорка: "Я фотограф. Я не хочу ничего обрабатывать. Я хочу "щелк-щелк". Но "щелк-щелк" уже не работает, может, так можно было прожить лет пятнадцать назад, но сейчас, если хочешь быть на гребне, должен снимать видео (а это целая наука: монтаж, озвучка, сценарий, про особенности я не говорю). Во-вторых, должен разбираться в интернет: как это все делается, продвигается. Многие известные фотографы именно по этому сегодня не у дел. Молодежь еще что-то делает, суетится.


Второй важный момент – очень мало фотографов умеют общаться. Считают, что раз чего-то добились, то они априори великие и вправе требовать к себе особого отношения. До свидания, ребята! Сначала научитесь общаться с людьми: с редакторами, дизайнерами, с теми, кого снимаете и так далее. Недавно был жуткий случай: фирма Canon готовила поездку на о.Сокотра. В прошлом году Canon и National Geographic уже сотрудничали, и тогда журнал отдал часть полученных фотографий, большинство снимков были мои, а две не мои. Canon на их основе выпустила календарь, а один из двух фотографов – Вершинин – увидел его и оказалось, что все фотографии были подписаны моим именем. Он никому не позвонил, не выяснил, как это произошло, а тупо написал телегу в суд и выкатил такой счет, что Canon на этот год закрыл все проекты! National Geographic в договоре указал, чьи фотографии он передает, а вот в Canon этот момент упустили. Это нормально? Теперь ни National Geographic, ни GEO с этим фотографом больше работать не будут. Нужно учиться и общаться, снимать и нажимать на кнопочки – легко.

Ну, все-таки, вам не кажется, что чисто объективно человек прав, ведь были нарушены его авторские права?

Тут немного другая история. Мы не в Америке, где все везде подписано, у нас по-другому. Нужно уметь разговаривать, в первую очередь, нужно было выяснить, почему так произошло. "Да, извини, старик, так получилось, давай выпустим отдельный календарь с твоими фотографиями" - и все. Бывают, накосячат. Понимаю, когда твою фотографию без согласия разместили в рекламе. Но корпоративный календарь, кто его читает?

Вам не принципиально, чтобы все ваши работы были подписаны?

Сейчас работаю на журнал National Geographic. Когда выходят отдельные фотографии в разных изданиях, то мне не интересно, укажут авторство или нет. Если я сделал какую-то тему, интересную, продуманную мной, которую никто еще не делал, тогда мне важно, чтобы поставили мое имя.

В одном интервью вы рассказали, как начались ваши путешествия. Вы продали машину, на эти деньги отправились в поездку, оттуда вернулись с фотографиями, которые удачно продали. На вырученные средства отправились в следующее путешествие и так далее....

Да, так и получилось. Сейчас уже нет такой необходимости – продавать автомобиль, так как в основном занимаюсь спецпроектами. Деньги сами по себе не так важны, но они дают свободу передвижения.

Фотографии и путешествия сегодня для вас все также важны?

Мне нужны уже какие-то специальные места, я много где был, а там, где не был, знаю примерно, что увижу. Если мне тема интересна, могу подорваться и деньги не будут иметь никакого значения. С большим количеством совершенных путешествий возникает одна проблема - исчезают эмоции, так как знаешь заранее, что будет. Только кнопки нажимать - совсем не интересно. Не знаю... Если помните, когда первый "МакДональдс" открыли на Тверской, возле него стояли толпы народа: что такое БигМак все слышали, но никто не пробовал. Потом, когда попробовал его второй, третий раз, эмоции были уже не те. Тоже самое и с путешествиями. Есть места, в которых я еще не был, но они сложные по логистике. Например, остров Занзибар. Знаю, как там все выглядит, это достаточно нищая страна. Моя жена очень хочет туда попасть, я ей объясняю, что там нет белоснежных пляжей, жить там негде. Не твой формат, слово просто нравится Занзибар. Или взять остров Сокотра, одно время мне очень хотелось туда попасть. 300 000 км, одна гостиница, правда, есть прокат автомобилей. Остров не рекомендован для туризма, но, тем не менее, сейчас туда проводят организованные туры, есть сайт socotra.ru, где, в принципе, вся информация по маршруту указана. Сам я туда теперь уже не поезду. Только если делать какую-то тему. Снято все давно и не раз, так что просто делать фотографии не интересно....

Слушаю вас и понимаю, как все вдруг стало скучно...

Да, скучно, трудно найти новую тему для фотографии. В это время года, например, хорошо видны на небе серебристые облака. Они появляются примерно в час ночи и в три утра уже исчезают. В этом году снял уже восемь роликов, мне это пока еще интересно, хочу сделать потом фильм. Четвертый год их снимаю, кстати, со своего балкона. Такие вещи еще трогают, но в следующем году у меня будет что-то новое.

Многие известные фотографы, с кем я уже общалась, не считают себя профессионалами, и наоборот. У вас как с самоопределением?

Я профессиональный фотограф. В нашей сфере есть такое определение: профессиональный фотограф - это тот, который зарабатывает на этом деньги. Я путешествую, потому что мне интересно прорабатывать какие-то темы, для меня это вынужденная мера. В принципе, я один год сидел на даче, снимал жизнь луга, потом выпустил специальную книгу. Сейчас я снимаю подводную жизнь болота, частично дома, в аквариуме: у меня живут тритоны, вчера как раз замечательно снял охоту тритонов на мух.

То есть, вы просто сидите дома и ждете, когда тритон поймает муху?

Разработаны специальные технологии, у меня есть нужная техника, поэтому это не проблема. Кстати, сейчас больше снимаю на видео, на фото мне не интересно. У меня есть задача на ближайшие годы и мне не столько важно, получится продать видео или нет – мне самому это интересно. А если пропадает интерес, то это уже ремесло и просто зарабыватание денег. Тогда и не нужно быть travel-фотографом, можно переключиться свадьбы – там денег платят больше, и опасности никакой.

Первые ваши фотографии, которые я увидела, были с гонки "Экспедиция – трофи".

Да, это, кстати, самая удобная работа для фотографа. Снял – отдал фотографии на диске – получил деньги, а там уже организаторы сами эти фотографии где-то размещают. Ведь одна из проблем фотографа – куда потом девать снимки.

Ну, можно выложить на facebook, чтобы все "лайкали"…

А дальше-то что? Деньги где? Если я еду куда-то снимать, то, значит, обязательно будут какие-то затраты. Все время работать в минус, то, в конце концов, умру от истощения.
Долго боялся монтажа, не понимал, как и что там делают. Приперло, освоил. Другая проблема – с авторскими правами на музыку (чуть музыку сам не стал писать! Но ничего пока не получилось). Была проблема: грязь на матрице, как убрать с видео? На фото просто стер и все, так что пришлось освоить другие программы. Никто из профессиональных фотографов этим не занимается. Есть профессиональные видеооператоры (типа Сереги), и есть фотографы. Двумя этими параллельными вещами никто не занимается. Я не профессиональный видеооператор, но, как считаю, снимаю уже не плохо.

Еще какие современные технологии вам интересны?

Сейчас много снимаю time laps, у меня есть все необходимое для этого оборудование. Time laps – это видео, сделанное из фотографий. Например, как движется облако, звезды. Time laps часто делают с цветами, когда хотят показать, как они распускаются.
Года два мне было интересно на макро снимать, все про это знаю. Одно время увлекался подводной съемкой, также есть собственное необходимое оборудование. Три года я снимал панорамы, еще три года поработал в рекламной продакции, знаю все графические и рекламные технологии. Сейчас видео интересно, там есть масса новых вещей. Посматриваю, как работаю на Discovery, BBC, своя работа у меня в интернете ведется, пытаюсь понять, как что снимается, многие вещи пока не понимаю, и многое хочется попробовать сделать самому. Сейчас для меня важно понять главные принципы, как это все работает, набраться опыта.
А в болоте я снимал местную живность. Сейчас я готовлю фильм "Колея". 20 лет назад, когда строили наш дачный поселок, через лес шли грузовики со стройматериалами, и в некоторых местах образовалась колея. Залило ее водой в одном месте, она расползлась и возникла экосистема. Там водятся лягушки, тритоны, стрекозы… Снимал в прошлом году, параллельно отснял все вокруг: какие птицы прилетают, цветы растут. В этом году начал снимать, но с лягушками опоздал (командировка была), еще не закончил. Придумал там хитрую графику, сделал около 10 точек в лесу и на болоте со всеми параметрами. Штатив стоит на одной точке и с нее делаю кадры через определенное время. Зима, весна, лето, осень – все передается через один план. Идеально получается, две фазы я снял, остается еще две, буду на следующий год переснимать. Макро-фрагменты доснимаю в аквариуме.

Я снимал до того, как попал в газету "Советский спорт". И когда становишься профессионалом, нужно отдавать фотографию: можешь ты – не можешь, хочешь – не хочешь, но в газете должен быть снимок. Все. И притом хороший. Это ежедневная ответственность. Собственно, переломным моментом было начало профессиональной работы. Через какое-то время становишься профессионалом, для которого нет нерешаемых задач. Люди, которые остались снимать спорт, так его и снимают до сих пор. Мне немного наскучило снимать одни и те же футболы. Например, если тебя с детства учат бальным танцам, то 100%, что ты будешь заниматься ими и в будущем. Для тебя это привычная среда и резко ее поменять мало кто в состоянии. Бросить спорт, когда у тебя все отстроено, также сложно: а на что я буду жить, что теперь снимать и так далее. Мне все это удалось бросить. Второй переломный момент, когда я съездил в Новую Гвинею, мне стало понятно, что мир открыт. Сделать экспедицию в другой конец света возможно. Эта экспедиция меня научила, что ничего невозможного в этом мире нет. Если есть желание, цель, то дело только за мотивацией.

Что в вашей жизни появилось раньше: трофи или ралли? Или первым был Овчинников с "Ладогой"? :)

Раньше был один корреспондент из "Автопилота", который в 1996 году рассказал про Arctic Trophy. Все тогда знали только "Париж – Дакар", а это был типа наш, российский, марафон. Мой коллега поехал на три дня, а я на всю гонку. То, что потом опубликовали, всем так понравилось, что начали звонить, просить фотографии. Не вопрос, в итоге материал о соревновании вышел в пяти изданиях. Мне, как спортивному фотографу, снимать машины легко, это же не гол на футболе.

Года через два, когда Юра Овчинников запустил "Ладогу", они начали все сами снимать, но поняли, что не идет. Они позвали меня и "фишка" пошла. Я был на "Ладоге" пять раз. Мне нравятся такие соревнования: снимаю не только технику, но и природу, опять же с людьми можно пообщаться, в процессе работы и общения все московские проблемы уходят на второй план. На "Ладоге" я опять же познакомился с Кравцовым и меня пригласили в "Экспедицию – трофи", трижды ее проехал.

Соревнования типа "Дакара" вам не интересны? Не мечтаете попасть на этот известный ралли-марафон?

Нет, я стараюсь не ездить на такие соревнования. Расскажу историю. Когда я работал в спорте и приехал Марадонна, на футбольное поле пришло 350 фотографов. Обычно 10-12 снимали матчи, все друг друга знают, а тут откуда взялось столько людей, не понятно. Чуть-чуть прощелкал момент, когда аргентинский футболист должен был выйти на поле, другие фотографы встали плотным кольцом, а с моим ростом даже если подпрыгнешь – ничего не увидишь. Без фотографии в редакции меня убьют. Я забежал по трибунам наверх крыльца, откуда он должен был выйти. Он вышел, видно его спину, голову кучерявую и толпы фотографов. Такой кадр есть только у меня. У остальных – одинаковые кадры с некоторыми вариациями. Я понял, что всегда надо бежать в другую сторону. Если все бегут направо, значит, надо брать левее. Тоже самое на "Дакаре". Там миллион фотографий, все снято – переснято.
Я принимал участие в Camel Trophy в 2000 году, поехал журналистом на неделю, меня оставили на месяц, помогал. Посмотрел, как работают "афишали" на Camel, у них все есть: вертолеты, лодки, аппаратура, боксы, ассистенты. Конкурировать с ними бесполезно, как ты не снимай, что ты не умей. Поэтому ездить на разные официальные мероприятия готов только в качестве "афишера", когда есть некие особые возможности. "Вот, я снимал на "Дакаре!", - и что? Лайки в facebook, не больше.

Вычитала в одном интервью, что, по вашему мнению, для фотографов нет никаких границ и запретов. Совсем никаких? Даже морально-этических?

Смотря что вы имеете ввиду под "морально-этическим". Снимать убийство или порнографию? Это каждый для себя сам решает, нормальный человек просто не будет этого делать. В 1992 году я случайно оказался в Таджикистане во время военных действий, был там единственным профессиональным фотографом. Как репортер (изначально я спортивный репортер) начал работать. Во время войны, всяких катаклизмов, снимать легко просто потому, что там есть, что снимать. Фотографы сначала снимают, затем помогают. А потом подумал: поднимут зеленое знамя пророка, сейчас горло вскроют и не будут разбираться, кто ты здесь и зачем. С тех пор как отрезало. От новостей, политики, спорта, всей оперативной информации стараюсь отвлекаться. Серебристые облака как миллион лет шли, так и будут идти, но никто эту красоту не видит, так как спят в это время. А если и видят, то в реальном времени, а я ускоряю этот процесс в несколько раз.

В другом вашем интервью попался на глаза интересный момент про целеполагание. Мол, альпинисты, когда достигают Эвереста, они чувствуют опустошение. Поэтому в жизни нужно иметь несколько целей, чтобы не попасть с жесткую депрессию.

Я с 1996 года собирал журнал National Geographic, на нем воспитывался. Опубликовать свои снимки в этом журнале было для меня целью в течение нескольких лет. Журнал вышел в России, через три года в нем появилась моя первая публикация. Еще прошло 3-4 года и Geographic предложил мне стать у них шеф-фотографом, теперь я являюсь шеф-фотографом и снимаю все спецпроекты. Достиг вершины, теперь также знаю, как работает американский Geographic, как там все устроено, и здесь мне не очень хочется работать, если честно.

Обратила внимание, что в интервью вы сказали: люди, которые берут вас с собой в экспедицию, должны быть в вас уверены. Вы же тоже наверняка не с каждым отправитесь в путь? Что для вас является "мерилом" людей?

Мне нужно посмотреть на людей, что за команда собирается. С незнакомыми людьми я вообще никуда не хожу, в экстремальных экспедициях количество людей ограничено и, как правило, уже всех знаю.

Из человеческих качеств, что вас точно отталкивает? Может, не переносите мат?

Я с большим количеством людей общался за свою жизнь, считаю, что я физиономист и от части психолог, по внешнему виду человека могу сказать массу вещей. Может, они будут неправильными, но, думаю, что угадаю на 90%. По глазам часто вижу, на что человек способен. А качества… Человека надо сначала узнать, съездить с ним куда-нибудь, а потом уже будешь знать, поедешь с ним куда-нибудь или нет. В горах, в экспедициях, сразу все становится ясно на третий день.

Мы, кстати, вчера дискуссировали с хорошим знакомым, и в процессе беседы он обронил фразу, что женщины в экспедиции – это зло.

Зло, но не всегда. Скорее, по молодости. Потому что начинаются, условно, "мужские территориальные претензии", все начинают оказывать внимание. Девушка может быть и не причем, но вот мужчины уже успевают поссориться. Когда люди более мудрые, не занимаются подобным. Девушка, как правило, слабее физически. Есть замечательная девушка Таня Парфишина, она молодец! Таняочень позитивная, никогда не просит помощи, все делает сама. И вот как раз таким женщинам всегда хочется помогать. Есть два типа женщин: одна ходит и ноет: "Купи мне шубу", а другая делает так, что тебе самому захочется ей шубу купить. Таня именно такая женщина, которой хочется купить шубу. Она у тебя не требует ничего, не просит.

Все-таки, как вы выбираете для себя, в какую экспедицию поехать, а в какую – нет?

Меня регулярно зовут на разные проекты, но я не часто соглашаюсь. Сейчас готовлюсь с американским National Geographic в путешествие по Земле Франца Иосифа. Работать будем на научном судне, в этом проекте сойдется много моих самых разных мечт, связанные и с глубоководной, и с подводной съемками. Также с нами едут ученые, которые будут доставать глубоководных животных. Я возьму с собой аквариум, бокс, костюмы, рельсы, штативы – задач куча! Плюс хочу посмотреть, как работает International Team, команда, которая будет делать фильм. Ведь одно дело, догадываться о том, как все снято, и совсем другое - стать непосредственным свидетелем процесса. Одно время в youtube был популярен ролик, где бежал гепард. Красиво, 4-5 секунд, разные планы, общий хронометраж полминуты, а потом я посмотрел, как это было снято: рельса метров 150-200, на ней стоит площадка, по центру расположена скоростная камера, задействованы в разных точках еще четыре камеры с разными объективами. Несколько бета-камм, несколько фотографов, это штука едет со скоростью 100 км/ч, как бежит гепард. Привезли специально обученного гепарда в специально выбранное место, протянули электронного зайца….. При производстве этого ролика было задействовано человек 100.Да, красиво, но один ты этого не сделаешь никогда. Сейчас хочу посмотреть, как они работают. Я отвечаю за все интернет-проекты National Geographic в этом проекте. Мне прислали список людей, которые поедут с нами в экспедицию, напротив каждого стоит Dive или Land. Напротив меня одного стоит Any. Меня это порадовало.

По вашему мнению, какое самое красивое место на земле?

Раньше говорил, что Новая Зеландия, сейчас думаю, что, наверно, Патагония и Огненная Земля. Там красивые леса и ледники, дикая природа и зверей много. Там мало людей.

Что вам доставляет удовольствие?

Удовольствие? Коньяк и виски (смеется) . Кстати, если человек не пьет и не курит (ладно, не курит – это дело личное), но если стопку не может выпить, значит, наверняка, у него что-то не в порядке, таких людей я стараюсь остерегаться, потому что где-то какая-то подстава будет. Если в экспедиции такой попадается, это какая-то лажа. Это общение, раскрепощение, плюс есть вкусные напитки. Нужно попробовать много всего, чтобы иметь об этом суждение.

Когда уже интервью было давно сдано и даже согласовано, я зашла на страничку Андрея в Facebook и там увидела видео, про которые он мне рассказывал. Как оказалось, я его уже видела и не раз (всевозможные перепосты и "лайки" на страницах друзей в социальных сетях). До этого времени никогда не обращала внимания на автора… Вот ведь как круто бывает!

Текст: Галина Кошелева
Фото: Андрей Каменев, Вячеслав Рябинкин, Сергей Белостоцкий, Юрий Овчинников, Александр Грек, Юрий Кулагин, Александр Паламарчук, Planetpics.ru