Древний гончарный круг. Керамика

  • Дата: 24.03.2024

Гончарные круги:Неподвижный, ручной и ножной.

Пластические свойства глины были известны человеку уже в глубокой древности. Она легко мялась и под умелыми руками быстро принимала такую форму, которую было очень трудно или даже невозможно придать другим известным материалам. Тогда же было обнаружено, что глиняные изделия после обжига их в огне удивительным образом меняют свои свойства – обретают твердость камня, водонепроницаемость и огнестойкость. Все это сделало глину наиболее удобным сырьем для изготовления посуды и кухонной утвари.

Как и все ремесла техника керамики прошла долгий и сложный путь. Тысячелетия ушли на изучение достоинств и недостатков разнообразных глин. Из множества их видов древние мастера научились выбирать те, которые отличались наибольшей пластичностью, связанностью и влагоемкостью. В глиняную массу стали примешивать различные добавки, улучшающие качество изделий (например, крупный или мелкий песок). Одновременно древние гончары осваивали различные способы лепки. Придать куску сырой глины форму кувшина или, хотя бы, простого горшка было нелегко. Обычно гончар, взяв комочек глины, путем выдавливания средней его части и осторожного сдавливания боков, вылеплял днище. Затем к краю днища мастер начинал прилеплять раскатанные полоски глины и так постепенно получал стенки. В конце концов выходил грубый сосуд, пригодный после обжига на костре к приготовлению в нем пищи.

Важным шагом в развитии гончарного производства стало освоение приема вращения. В этом случае мастер прилеплял к готовому днищу кусочек глины и, вращая днище левой рукой, правой обводил кусочком по спирали, постепенно вылепляя грани горшка. При этом способе изделие выходило более ровным. Позже для удобства работы под заготовку стали подкладывать деревянный диск. Потом пришли к мысли, что процесс лепки значительно упроститься, если заставить этот диск вращаться вместе с заготовкой – так был изобретен простейший ручной гончарный круг. Он представлял собой диск, углубленный посередине примерно на половину своей толщины. Своим углублением диск насаживался на выступавший и несколько закругленный конец деревянного стержня, плотно укреплявшегося в земле. Для того чтобы стержень не шатался и удерживал вертикальное положение, между ним и кругом помещали неподвижную деревянную доску с отверстием посередине. Получалось хорошо прилаженное устройство. Одной рукой мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой начинал лепку. Это несложное в общем приспособление произвело настоящий переворот в гончарном деле, подняв его до уровня настоящего искусства. Благодаря нему работа заметно ускорилась и улучшилась. При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.

Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга, который вошел в употребление во II тыс. до Р.Х. Главные его преимущества заключались в том, что он позволил в несколько раз увеличить скорость вращения и освободил мастеру для работы обе руки. Основные отличия нового круга были следующие. Веретено (ось вращения) было удлинено. Вращающийся диск был жестко соединен с ним. Для укрепления веретена служили две доски. Нижняя была основой всего устройства (в ней было вырезано углубление, куда вставлялся конец веретена). Верхняя доска со сквозным отверстием поддерживала веретено в вертикальном положении. Наконец, к нижней части веретена было жестко присоединено ножное колесо. Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и приводил его в плавное движение. Благодаря тому, что нижнее колесо было тяжелее и больше диаметром, чем рабочее верхнее, оно выполняло роль маховика: сохраняло вращение некоторое время и после того, как нога с него была снята.

Одновременно с усовершенствованием гончарного круга шло усложнение техники обжига глины. В древности обжиг производился прямо на открытом огне при температуре в 300 – 400 градусов. Позже его стали производить в специальных печах. Уже первые примитивные печи позволяли вдвое увеличить температуру нагрева. Частички глины стали лучше сплавлялись друг с другом, прочность изделий заметно возрастала. На смену прежним толстостенным сосудам приходят сосуды с тонкими как яичная скорлупа стенками (до 3 мм). Изобретение печей имело огромное значение для истории техники, так как положило начало сооружению высокотемпературных устройств, получивших затем распространение и в других отраслях хозяйства (прежде всего в металлургии). Печь строилась следующим образом: из тонких стволов делали деревянный каркас, который обмазывался толстым слоем глины, только местами оставляя небольшие отверстия. Этот каркас ставили над углублением, представлявшим собой место для разжигания костра. От сильного огня деревянные части сгорали, а глина обжигалась и образовывала плотный под с отверстиями. При обжиге под и стенки печи раскалялись до красна и тоже начинали излучать жар. Благодаря концентрации тепла внутри печи температура в ней могла подниматься до 800 и даже до 900 градусов.

Хронология великих изобретений

Рецензии

Константин, вы сделали интересную и полезную подборку по истории человечества. Конечно, слишком кратко и обще, но для людей незнакомых с предметом вполне достаточно. Практически, получился учебник-справочник или миниэнциклопедия.
Большая и сложная работа. Хорошо бы её как-то продвинуть, чтобы о ней знали.

Спасибо, Виктор за доброжелательную оценку. Конечно, было бы лестно, если бы эти очерки были больше востребованы. Но ведь существует Википедия. Конкурировать с ней бессмысленно, да и, по-большому счету, не нужно.

Гончарное искусство берет истоки из глубокой древности. Но появление гончарного круга произвело революцию в деле работы с глиной. Ученые предполагают, это была первая машина, изобретенная людьми. Она оказала огромное влияние на развитие цивилизации.

Случилось это изобретение в Древней Месопотамии в 4 тысячелетии до нашей эры. Примерно в это же время появились ручные гончарные круги в Ираке и Индии. На тысячу лет позже первых египетских образцов появился ручной гончарный круг в Китае и Древней Греции. В Россию же изобретение пришло только в Средневековье.

Гончарный круг - неизменный свидетель столетий

С тех пор вот уже несколько тысячелетий конструкция и форма круга не изменяется. Вдумайтесь в эти цифры. Несколько тысячелетий… Увидите гончарный круг, знайте - перед вами настоящая машина времени. Ведь каждый гончар нашего времени сев за круг, испытает те же ощущения, которые чувствовали мастера по керамике времен Эллады. Поскольку основные компоненты процесса изготовления глиняной посуды как и в те далекие века остались неизменными: нужна глина, гончарный круг и специальные навыки мастера.

С появлением механизма у мастеров появилась возможность делать более тонкие и изящные вещи из глины за короткое время. И одновременно с этим, гончарный круг передал дело работы с глиной из женских хрупких рук в сильные мужские. Потому что для вращения диска нужна недюжинная сила.

Ручной гончарный круг - первый образец модели

В основе конструкции круга диск, насаженный на ось. До наших времен в некоторых Африканских племенах пользуются таким вариантом первых ручных гончарных кругов. Диск устанавливали на скамейке, гончар садился на нее верхом и начинал или сам, или при помощи помощника вращать круг. Делать это было нелегко, поэтому как тягловую силу чуть позже подключили ослов и быков.

Ножной круг и электрический привод - следующие ступени эволюции круга

Позднее появилась более удобная модель гончарного круга - ножная. Теперь, когда руки освободились от вращения, мастера могли делать глиняные изделия в разы изящнее и качественнее. В настоящее время функцию вращателя выполняет электрический двигатель. Он дает возможность отрегулировать скорость вращения диска и защищает материал от разбрызгивания. Поэтому мастера, работая на нем, изготавливают красивые и оригинальные изделия из глины, вкладывая в творения частичку души.

Сейчас при помощи гончарного круга делают посуду, строительные материалы, декоративные изделия, сувениры и украшения. В нашем интернет-магазине можно купить глиняную посуду для ресторанов в Москве, а также эко-изделия из глины, выполненные в лучших традициях гончарного искусства. Добро пожаловать!


История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кругов - ручной и ножной. И тот и другой работают благодаря инерции вращения. Наиболее древний круг - ручной.

Первое упоминание о нем относится к концу четвертого тысячелетия до новой эры. Рабочий диск у него гораздо массивней, чем у ножного, так как он одновременно служит и маховиком. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддерживать во время работы равномерное вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготовленные глиняные жгуты. Па таком круге трудно лепить одному сосуды сложной формы, поэтому в древнем Египте и Греции при формовке сложных сосудов мастер поручал вращать гончарный круг своему подмастерью.

Ножной гончарный круг появился гораздо позже и быстро вытеснил ручной круг. Теперь у мастера освободились обе руки для формовки сосудов. Повышенная мощность станка позволяет изготовлять крупные и сложные сосуды, к тому же из целого куска глины. Ножной круг состоит из деревянной станины, вертикальной металлической оси и двух деревянных дисков. В верхней части оси укреплен небольшой диск, на котором мастер формует изделие, а в нижней - маховик в виде большого деревянного круга. Нижним концом ось упирается в упорный подшипник. Гончар вращает маховик правой ногой, периодически подталкивая его, не давая угаснуть равномерному вращательному движению.

Теперь многие гончары работают на электрическом гончарном круге. Изготовить такой круг можно своими силами, используя вместо станины старый стол или столярный верстак. Устройство круги показано на рисунке. Электродвигатели могут быть самыми различными, но лучше взять двигатель от швейной машины - он снабжен педалью для регулирования скорости вращения. Такие двигатели продаются в магазинах запчастей для швейных машин и стоят вместе г педалью совсем недорого. Диаметр рабочего круга - 25-30 см. Круг выточите из бронзы, алюминия или пластмассы. Можно изготовить круг из многослойной фанеры, доски или древесностружечной плиты, но тогда придется для придания влагоустойчивости пропитать его несколько раз горячей олифой.


Соотношение диаметров шкива электромотора и шкива круга рассчитайте так, чтобы круг вращался со скоростью 300-850 оборотов в минуту. Учтите, что вращение должно происходить против часовой стрелки. Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись терпением. Только после хорошей тренировки вы сможете изготовлять простейшие сосуды сравнительно небольших размеров. Перед началом работы на круге приготовьте банку с водой для обрызгивания глины и смачивания рук. Понадобятся еще губка для удаления со дна сосуда лишней воды, кронциркуль и проволока, к концам которой прикреплены деревянные ручки. Глину нужно положить на круг строго по центру - гончары называют эту операцию центрированием. Придав куску глины руками форму близкую шару, несильным, но резким движением бросьте его как можно точнее на середину круга. Кусок глины должен хорошо прилипнуть к кругу. Чтобы облегчить центрирование, можно нанести на круг концентрические окружности. Закрепив глиняную массу, включите мотор и, смочив руки водой, окончательно отцентрируйте глиняный шар, чтобы при вращении круга, он казался неподвижным. Затем глину необходимо тщательно промять на вращающемся круге. Для этого ее, то вытягивайте в высокий конус, то снова придавайте первоначальную сферическую форму. Эту операцию повторите несколько раз. Из промятой глины удалятся воздушные пузырьки, и она станет плотной и однородной.

Промежуточная форма при изготовлении большинства сосудов - цилиндр, поэтому прежде всего научитесь лепить именно его. В середине глиняной массы плавно нажмите большими пальцами и сделайте цилиндрическое углубление. Постепенно расширяйте его, доведя диаметр до требуемых размеров. Остальными пальцами формуйте внешнюю стенку цилиндра. Затем вытяните цилиндр. Крупные цилиндры вытягивают двумя руками, из которых одна находится внутри цилиндра, другая на внешней стороне боковой поверхности. Руки, между которыми должна находиться стенка цилиндра, перемещайте от дна вверх, добиваясь получения тонкой стенки постепенным сближением рук. Руки обращены ладонями к поверхностям цилиндра. Этот прием повторяйте до тех пор, пока не добьетесь нужной высоты цилиндра.

Если вы делаете маленький цилиндр, можно работать одной рукой, постепенно сближая большой палец, скользящий по внутренней поверхности, с другими пальцами, скользящими по внешней поверхности. Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, смачивайте их водой. Из готового цилиндра формуйте задуманный вами сосуд. Вначале лепите основание. Затем, мягко надавливая пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно расширяйте его. Рука внутри цилиндра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В результате вы получите тулово кувшина. Точно так же, только теперь уже надавливая с, внешней стороны, формуйте плечо и шейку.

Завершайте изготовление кувшина лепкой венчика. Воду, скапливающуюся в сосуде, убирайте губкой, которую на проволочном крючке опускайте на дно. При выполнении нескольких одинаковых сосудов и при копировании пользуйтесь различными шаблонами из дерева или пластмассы. Готовый сосуд срежьте с остановленного круга проволокой с ручками. Теперь изделие нужно декорировать.


Гончарный круг появился не сразу. Сначала долго время гончары формовали свои изделия вручную. Даже сегодня многие известные гончары предпочитают обходиться без механических приспособлений. При раскопках древний поседений в Месопотамии археологи часто находят глиняные сосуды с веревочным узором на внутренней поверхности. Узор этот остался от древнего способа формовки сосуда "на веревочной болванке".

Считается, что гончарный круг впервые появился в древнем Вавилоне в IV тысячелетии до н.э., а затем распространился в Египет, Индию, Грецию. На европейских землях он стал известен довольно поздно, лишь около 500-х годов до н.э. Первые гончарные круги были ручными. Левой рукой гончар постоянно вращал круг, а правой формировал сосуд. Позже появился ножной круг, который приводился в движение ногами. Именно его и используют современные гончары. Такой круг позволяет изготавливать очень изящные тонкостенные сосуды.

У каждого гончара были свои заветные "копанцы", которые он тщательно скрывал и оберегал от посторонних глаз. В каждом таком "хопанце" скрывались разные глины. Найти подходящую глину - дело непростое. Не всякая глина подходит для любого вида керамики. Например, для сосудов с блестящей черной поверхностью (чернодощеной) лучше всего подходит жирная железистая глина. Это значит, что в ней мало примесей (в основном, леска) и много солей железа. Потому такая глина очень пластична, прекрасно держит форму, а после подсыхания легко выглаживается до зеркального блеска.

Цвет "живой глины" обманчив. Высохшая на воздухе, она, как правило, лишь немного светлеет. Но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет: зеленая становится розовой, бурая - красной, синяя и черная - белой. Например, мастера из села Фнлимоново под Тулой лепят свои знаменитые игрушки из черно-синей глины, которая после обжига приобретает белый, чуть кремоватый цвет. Здесь в печи при обжиге выгорают все органические частицы, которые придавали ей "живую" черную окраску. Только белая глина и после обжига остается белой.

Добыв глину, гончар складывал ее в "глинних" - специальную яму, стены которой делали из бревен, плах иди толстых досок. Яму заливали водой и выдерживали в ней глину от трех месяцев до нескольких лет. Глина мокла под дождями, стыла на морозе, парилась на солнце. При этом она разрыхлялась от многочисленных трещинок, в ней окислялись вредные органические примеси, из нее вымывались соли. И чем дольше вылеживалась глина в шиннике, тем качественнее она становилась. Потом приходила очередь побывать глине на "топанце". Здесь хорошо вылежавшуюся глину разминали. Делали это на полу гончарни или просто на поду избы, предварительно посыпав его песком. Проминкой глины ("топанием") занималась вся семья, в том числе и дети.


Глину топтали ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкий лист. Его скатывали в рулон, складывали пополам и опять топтали. Потом опять и опять, пока глина не превращалась в однородную массу - "глиняное тесто". Здесь же "тощую глину", то есть содержащую много песка "отмучивали" в воде. А в слишком "жирную" вводили добавки. Если предполагалось делать крупное изделие, то вводили специальные “отягощающие добавки”. Тогда осадка изделия при обжиге уменьшалась и соответственно меньше появлялось трещин.

В древности в глину добавляли "дресву" - дробленный камень - песчанник. Иногда для облегчения изделия добавляли опилки. Мастера же Средней Азии до сих пор добавляют пух тополя, рогоза или измельченную шерсть животных. И уже перед самой лепкой гончар "перебивал" глину. Для этого он катал из глиняного теста колобок, который с силой бросал на стол. Сплющившийся шар гончарной струной (стальной проволокой с деревянными ручками) разрезали пополам. Половинки снова бросали на стол и снова разрезали. При этом. струна выталкивала мелкие камешки, вскрывала оставшиеся пузырьки воздуха. И только потом, тщательно подготовленная однородная глиняная масса, попадала на гончарный круг - "кружало".

Гончарный промысел

Красота и польза для народного мастера неразрывны, как форма и содержание. Содержание для него - это форма и наоборот. Так колокол принял форму звука, и отнять у него эту форму, все равно, что отнять у человека душу.

Светское же искусство, так называемое профессиональное, в противоположность народному по определениям, которые давали ему теоретики искусства, начиная от Канта и кончая Полем Валери, например, - исключают понятие полюм. Больше того, только отсутствие пользы, по их мнению, делает произведение настоящим искусством. И это не то что они заменяют понятие пользы красотой, например, нет - красота это тоже, по их мнению, одна из разновидностей пользы, так что ее наличие еще не делает произведение настоящим искусством.


К слову сказать, известны современные мастера, которые, будучи настоящими умельцами, вдруг ушли от изготовления настоящих, утилитарных, национальных изделий в область даже не абстракции, а как бы, простите за тавтологию, овеществления вещи в себе. Они стали наготавливать полые шары, например, керамические, что само по себе непросто, с различными орнаментальными отверстиями. Может быть, они слишком примитивно стали понимать теоретиков высокого искусства, а может быть, просто заблудились среди определений и понятий, ибо утратили чувство национальности, красоты и пользы - этих трех составных частей исскусства.

Нечто подобное уже было в поэзии - вспомните дадаистов. Справедливости ради, правда, нужно сказать, что я их все-таки понимаю, как, впрочем, понимаю и дадаистов, но тут в большей степени налицо их трагедия, чем триумф. Но я продолжу свою мысль, вернее - мысль теоретиков об отсутствии пользы, которое делает искусство Искусством. Понятно, и с этим еще можно согласиться, - что пристрастное отношение к автору, к произведению - не позволяет достойно, объективно оценить его, т. к. наличие пользы, в данном случае точнее будет сказать - выгоды, мешает нам в оценке и в восприятии произведения искусства.

Но как это все бессмысленно по отношению к народному, настоящему (а эти два понятия уже давно, по-моему, стали синонимами) - большинство авторов, которых мы попросту не знаем, ибо имя им народ. Да, настоящее произведение всегда отрывается от своего автора, или по крайней мере стремится к этому. (Словно блудный сын, норой блуждает оно по миру и уже порой не важно, кто придумал Анну Каренину или Анастасию Филипповну. Это, может быть, тот случай, единственный случай, когда толпа, думая одинаково, превращается из общественных масс в народ.

Народное искусство как бы не требует зрителя, как природа - она внутри нас: и вовне. Оно на нас действует на каком-то другом уровне, вернее сказать - на всех уровнях и в первую очередь на уровне родовой памяти. Но мы его можем чувствовать и наощупь, его тепло, добро. И все это в прямом смысле, а не в переносном. Нам для его оценки не нужны вычурные, иностранные слова, которые пытаются навязать нашему языку недобросовестные искусствоведы. А нам в общем ничего не надо объяснять, т. к. нам в народном искусстве не так важно понимать, а нужно скорее быть, чувствовать, видеть и, главное, уметь сохранить лучшие традиции наших предков.

Народное искусство всегда было Простым, но не простоватым. Здесь «простота» синоним «добра» и «истины», а не «примитивности». Примитивизм, вообще, очень далек от народного творчества. Далеко не сразу, например, нашли свой материал - черный лак - старейшие мастера Палеха, способный выявить все богатство иконописной техники, т. е. я хочу сказать, что народное искусство приобрело свои формы и наполнилось содержанием не без труда. Долгие годы шлифовалось мастерство народных художников - поколениями они шли к совершенству и гармонии, отливая свои национальные чувства в различные формы линии и цвет. И эти народные формы, линии и цвет есть производные от чувства добра, красоты, любви, умиления, восторга, скорби, сострадания, гнева, радости и силы русского народа. И если нам удастся сохранить, поднять ремесла, то, может быть, тогда и наша демократия, словно глина на гончарном круге, примет национальные формы.

Гончарное искусство

Гончарная керамика – это грубокерамические изделия с крупнозернистым естественно окрашенным черепком. Вырабатывают их из гончарных глин с добавками отощителей; водопоглощение – 15-16%; частично или полностью покрывают легкоплавкими глазурями. Из гончарной керамики изготавливают хозяйственную посуду и частично декоративные изделия. По наличию глазури керамические изделия подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Глазури могут быть прозрачными и заглушенными, бесцветными и цветными (одно- и многоцветными), с поверхностью блестящей, матовой, ирризирующей, с рисунком «кракле» и другие. Гончарное искусство – история, эстетика, технология, мастерство и теория художественных стилей.

Самое сложное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые у него, конечно же, есть. Сколько «погибло» великих кинорежиссеров до того как появилось киноискусство? Но в данном случае никто не виноват – так складывалась на земле история искусств. Но есть один вид искусства, который людьми просто-напросто был забыт, отодвинут на обочину исторического развития и низведен с высоты Ремесла до заурядности ремесленничества.

Работа на гончарном круге требует виртуозного мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания текстуры глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев.

Придав изделию законченную форму, его заглаживают мокрой губкой и кусочком резины, после чего тонкой проволокой или шпагатом срезают с гончарного круга и ставят для сушки - чаще всего на воздухе. Высохшее до 19-20 % влажности изделие устанавливают на центр верхнего круга, прикрепив кусочком глины, и подправляют соответствующими инструментами; вытачивают металлическим крючком, заглаживают мокрой губкой, полируют оргстеклом. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет декорирование.

Надо сказать, что гончары – это наиболее разносторонние художники. Гончар обязан знать:

1. эстетику;

2. археологию;

3. историю искусств;

4. теорию конструирования форм;

5. теорию цвета;

6. основы неорганической химии;

7. основы теплотехники;

8. материаловедение;

9. общую историю культуры;

10. теорию орнамента;

11. обладать навыками работы на гончарном круге;

12. обладать навыками скульптура.

И, может быть, самое главное, что дает человеку умение работать на гончарном круге – это душевное равновесие, такое, в каком пребывает глиняный сосуд, который вырастает на ваших глазах из простого куска глины.

Гончарный круг - это и своеобразная машина времени, ему уже более 4-х тысяч лет, а он практически не изменил своей конструкции:

1. это и тренажер;

2. это и инструмент;

3. это настройщик вашей души...

Формовка на циновке

Усовершенствование ленточной техники привело к формовке горшка на маленьком куске тростниковой циновки или изогнутом черепке (фрагменте разбитого сосуда). Циновка или черепок служили в качестве базы во время выстраивания горшка и как удобная ось вращения, благодаря чему сосуд легко поворачивался в руках гончара. Это вращение вручную давало гончару возможность непрерывно выглаживать горшок и симметрично выравнивать форму в процессе ее построения. У некоторых первобытных народов, таких, например, как американские индейцы, не создано ничего более прогрессивного, чем такая техника, и вся их керамика изготавливалась этим методом.

Важным шагом в развитии гончарного производства стало освоение приема вращения. В этом случае мастер прилеплял к готовому днищу кусочек глины и, вращая днище левой рукой, правой обводил кусочком по спирали, постепенно вылепляя грани горшка. При этом способе изделие выходило более ровным.

Позже для удобства работы под заготовку стали подкладывать деревянный диск. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Процесс лепки значительно упростится, если заставить этот диск вращаться вместе с заготовкой - так был изобретен простейший ручной гончарный круг . Вскоре он приметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более правильную форму. Но легкая подставка довольно быстро останавливалась после раскручивания, и, чтобы увеличить инерцию вращения, ее стали делать более массивной - из твердой древесины, обожженной глины и камня. Использовался, начиная с 3500 г. до н.э. в Месопотамии, позволял изготавливать сосуды намного быстрее и ровнее. Считается, что изобретатель круга жил в Вавилоне в 4 тысячелетии до новой эры. Затем гончарный круг появился в Египте, Индии и Греции. В Европе он стал известен в 500-е годы до новой эры.

Предок современного гончарного круга состоял из деревянного или каменного диска, закреплявшегося горизонтально на вкопанном в землю стержне. Для того чтобы стержень не шатался и удерживал вертикальное положение, между ним и кругом помещали неподвижную деревянную доску с отверстием посередине. Получалось хорошо прилаженное устройство. Одной рукой, левой, мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой правой начинал лепку. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготовленные жгуты. Это несложное приспособление произвело настоящий переворот в гончарном деле, подняв его до уровня искусства. Благодаря ему работа заметно ускорилась и улучшилась.

При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.



В Греции обычно колесо вращал ученик гончара, регулируя скорость по команде мастера. Большой размер и вес колеса обеспечивали достаточно длительный период его вращения после запуска. Наличие помощника, вращающего колесо, позволяло гончару использовать обе руки в формовке вазы и уделять этому процессу все свое внимание.

Гончарный круг появился относительно поздно - в энеолите (переходном периоде от каменного века к бронзовому). Первые, не очень совершенные круги использовали в 4 тысячелетии до н. э. в Месопотамии (город Урук). Одним из первых был Шумер в Южной Месопотамии, где гончарный круг стали применять в 3250 до н.э. В Египте он использовался уже в 2800 до н.э., а в Трое выполненная на гончарном круге керамика была обнаружена в слое Троя II, ок. 2500 до н.э.

Вначале гончарный круг был неподвижен и лишь потом стал вращающимся.

Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга. Он появился гораздо позже и во многих местах вытеснил ручной. Вошел в употребление во 2-м тысячелетии до н.э. (3 тыс до н.э.). Применение которого резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий - позволило изготовлять посуду с более тонкими стенками. С появлением гончарного круга и усовершенствованием печи этой работой стал заниматься специалист, профессиональный гончар. Несомненно, что в результате изобретения гончарного круга производство керамики стало мужским ремеслом, поскольку применение механизма обычно считалось не женской работой. Гончарным делом стали заниматься мужчины. Главные его преимущества заключались в том, что он позволил в несколько раз увеличить скорость вращения и освободил мастеру для работы обе руки.

Основные отличия ножного круга:

Веретено (ось вращения) было удлинено.

Вращающийся диск был жестко соединен с ним. Для укрепления веретена служили две доски. Нижняя была основой всего устройства (в ней было вырезано углубление, куда вставлялся конец веретена). Верхняя доска со сквозным отверстием поддерживала веретено в вертикальном положении.

К нижней части веретена было жестко присоединено ножное колесо.

Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку. Гончар садился к кругу и брал кусок глины нужной величины. Сжимая этот кусок ладонями и перебрасывая его с руки на руку, он придавал ему форму шара, а затем с силой бил им по центру верхнего диска.

Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и приводил его в плавное движение. Благодаря тому, что нижнее колесо было тяжелее и больше диаметром, чем рабочее верхнее, оно выполняло роль маховика: сохраняло вращение некоторое время и после того, как нога с него была снята . Это дало возможность изготавливать более сложные по форме тонкостенные сосуды. Причем время их изготовления значительно сократилось.

На гончарном круге делали все, что только было можно: дымоходные и водопроводные трубы, светильники и даже скворечники. Но основной продукцией, сходившей с гончарного круга, была все же посуда: печные горшки, котлы, крынки, квашни, сковородки, судки, миски, чашки, масленки, солонки, кувшины, кружки и многое другое.

Посуда, сделанная на гончарном круге, появляется в различных местах в разное время, но только там, где уже выделились ремесленники.

В 17 в. колесо приводилось в движение посредством накинутой на шкив веревки, а в 19 в. был изобретен гончарный круг на паровом ходу.

Иногда гончар сам занимался росписью ваз, но обычно эти две профессии разделялись. Существовала тенденция к совместной работе гончара и вазописца. Остается неясным, могли ли два гончара участвовать в создании одной вазы; возможно, один формовал вазу на круге, а другой занимался окончательной отделкой формы.

В редких случаях над одной вазой могли работать два живописца. Причины такого сотрудничества неизвестны, но сам факт не вызывает сомнений.


Рассказывая о гончарстве, невозможно обойти вниманием один из важнейших его инструментов - гончарный круг. Это нехитрое устройство было изобретено около 7 тыс. лет назад и с тех пор практически не менялось. Внешний дизайн, материалы, из которых выполнены его детали, конечно, со временем модифицировались, но основной принцип действия остался прежним.
Первые ручные круги появились в Древней Месопотамии в долине Тигра и Евфрата у шумеров в IV тыс. до н. э. Примерно в это же время он начал применяться, очевидно, в Индии и Иране. Судя по археологическим находкам, уже в начале III тыс. до н. э. гончарный круг появился в Древнем Египте, Сирии и Средней Азии.
В других регионах он появился значительно позже. Например, в Китае - в XIV в. до н. э., на территории Италии, Греции, Испании, а также в Причерноморье и на Кавказе - в VIII-VII вв. до н. э.
Только в эпоху раннего Средневековья, в IV-VI вв., гончарным кругом начали пользоваться мастера, работавшие на территории современных скандинавских стран, Германии и России.
Самыми первыми и простыми его формами были круглые деревянные площадки-диски на вертикальном стержне, вращавшемся в выдолбленной колодке. Они предназначались для поддержки глины при формовке и вращались вручную.
Такое нехитрое устройство позволяло гончарам резко повысить производительность труда, значительно улучшить качество и увеличить разнообразие изделий.

Прообразом первых гончарных кругов послужили, вероятно, плоские подставки в виде листа растения, куска циновки, камня и т. п., на которых изделия поворачивались во время формовки и которые не позволяли влажной глине прилипать к земле. Затем у некоторых народов появились подставки в виде дисков на толстой ножке, которые устанавливались в выкопанную в земле ямку или специально сделанное углубление в толстой доске. Такие приспособления до последнего времени использовались гончарами
некоторых африканских племен. Для облегчения вращения торец ножки иногда делали плоским.
Очевидно, со временем такие ножки постепенно превращались в шипы.
Постепенно конструкция гончарного круга совершенствовалась.
Уже в III тыс. до н. э. появился простейший поворотный круг, приводимый в движение руками. Он представлял собой устройство, при котором круг-подставка насаживался на короткую ось, установленную
на подпятнике. Скорость вращения такого устройства была невелика. Однако оно позволяло создавать более совершенные изделия, производить более качественную отделку их внешней поверхности, а также правильнее и симметричнее наносить орнамент.
Ручной гончарный круг устанавливался на скамейке или деревянной колоде, а мастер располагался на той же скамейке верхом.
Вначале ручной круг вращал сам мастер, затем эту работу начали выполнять его помощники.

Следующей ступенью в развитии гончарного круга стало присоединение к нему махового колеса, что позволило существенно увеличить скорость его вращения и сообщаемую инерцию. В такую конструкцию входили также вертикально вращающийся вал и подогнанные к нему подшипники. В некоторых регионах долгое время основным материалом для этих деталей служили твердые породы дерева (например, дуб, самшит, тис, граб и др.), в других - камни.
Уже в Древнем Египте начал применяться так называемый ножной гончарный круг.
Изображение древнегреческого гончарного ножного круга имеется на глиняной табличке из Коринфа.

Рисунок 8. Гончар, работающий на ножном круге. Рисунок на глиняной табличке из Коринфа

Главной частью такой конструкции и по сей день остается небольшой диск, сделанный из любого достаточно прочного и ровного материала (дерева, мрамора, пластика, металла и т. д.)- С нижней стороны диска, в центре, располагается жестко прикрепленная к нему ось или стержень. К нижней части оси подведено передающее устройство, которое позволяет вращать верхний диск.
alt="" />В качестве двигателя, приводящего верхний круг в движение, использовались
разные приспособления. Одним из самых распространенных был еще один диск большего диаметра, расположенный под ногами мастера.
Укреплялся нижний круг по-разному. Для того, чтобы он вращался вместе с осью и главным (верх

ним) кругом, в разных регионах было изобретено довольно много способов, например набор глиняных шаров, катавшихся под нижним кругом внутри глиняной круговой колодки, тоже вылепленной из глины, тонкий слой масла, в котором нижний диск свободно плавал, и др.
Нижний диск располагался обычно под ногами гончара, а верхний - на уровне его поясницы.
Скорость вращения диска на ножном гончарном круге позволяла снимать готовые изделия при помощи бечевки, а позднее - металлической проволоки.
По археологическим и этнографическим источникам известно достаточно большое количество разнообразных конструкций гончарных кругов.

Рисунок 10. Разновидности гончарных кругов

В качестве классического примера приведем еще одну из них, получившую распространение в России в конце XIX в. Она представляла собой стол на четырех ножках, соединенных перекладинами. В одной из перекладин закреплялся чугунный пятник, в котором вращался вертикальный железный четырехгранный стержень. Верхний конец стержня крепился к верхней доске стола, на которой был плотно прикреплен небольшой деревянный кружок. Именно на нем гончар и формовал изделия. Нижний конец стержня фиксировался в другом деревянном круге. Нажимая ногами на пятник, можно было поворачивать нижний круг в любую сторону, одновременно работая обеими руками на верхнем круге.

Рисунок 11. Общий вид конструкции гончарного круга, распространенной в России в XIX в.

Гончарный круг уже в начальные периоды его существования использовался не только для вытягивания сосудов из комка глины. Его также применяли для облегчения лепки конструктивных деталей сосудов, обработки (заглаживания) сосудов, изготовленных вручную, и др.