Должностная инструкция главного режиссера. Профессия "Режиссер": описание, плюсы и минусы Должностные обязанности режиссера

  • Дата: 11.04.2024

1.1 Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность режиссера телевидения.

1.2 Режиссер телевидения относится к категории специалистов.

1.3 Режиссер телевидения назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке действующим трудовым законодательством приказом директора телерадиокомпании по представлению главного режиссера.

1.4 Взаимоотношения по должности:

1.4.1

Прямое подчинение

Главному режиссеру

1.4.2.

Дополнительное подчинение

---

1.4.3

Отдает распоряжения

1.4.4

Работника замещает

Лицо, назначаемое приказом директора телерадиокомпании

1.4.5

Работник замещает

  1. Квалификационные требования к режиссеру телевидения:

2.1.

Образование*

Полное высшее соответствующего направления подготовки (магистр, специалист).

2.2.

опыт работы

Без требований к стажу работы.

2.3.

знание

постановления, распоряжение и нормативные документы органов высшего уровня, которые определяют требования к художественному уровню телепередач;

информацию об общественно-политических событиях, состоянии и перспективах развития хозяйственной, научной и культурной жизни в стране и за границей, передовой отечественный и зарубежный опыт режиссерского мастерства;

творческий процесс и технологию создания телепередач; основы трудового законодательства, методические рекомендации из регламентации деятельности творческих работников;

правила и нормы охраны работы, производственной санитарии и пожарной безопасности.

2.4.

навыки

2.5.

дополнительные требования

---

* для старшего режиссера телевидения нужна полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Стаж работы на должности режиссера радиовещание - не меньшее 3 лет.

  1. Документы, регламентирующие деятельность режиссера телевидения

3.1 Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы.

3.2 Внутренние документы:

Устав телерадиокомпании, Приказы и распоряжение директора телерадиокомпании; Положение о телерадиокомпании, Должностная инструкция режиссера телевидения, Правила внутреннего трудового распорядка.

  1. Должностные обязанности режиссера телевидения

4.1. Осуществляет в соответствии с календарно-тематическим планом речи творчески-производственный процесс создания телепрограмм.

4.2. Принимает участие в разработке тематического плана отдела (редакции).

4.3. Обеспечивает выполнение комплекса работ из подготовки программы.

4.4. Оказывает содействие обеспечению техническими средствами соответствующих передач.

4.5. Предоставляет творческую помощь авторам в процессе работы над сценарным планом.

4.6. Разрабатывает совместно с творческой группой режиссерский сценарий, при этом, адекватно трактуя авторский замысел, проект.

4.7. Совместно с художником-постановщиком и оператором определяет изобразительное решение передачи; утверждает эскизы и принимает готовые декорации, костюмы, мебель, реквизит.

4.8. Принимает участие в разработке звукового решения передачи.

4.9. Подбирает и представляет на утверждение в установленном порядке состав исполнителей и основных участников передач.

4.10. Разрабатывает совместно с творческой группой проект календарно-постановочного плана (график производства), смета затрат и подает их на утверждение.

4.11. Несет ответственность за соблюдение плановых сроков выпусков передач и сметы затрат.

4.12. Разрабатывает планы необходимых к съемкам и осуществляет их совместно с оператором телевидения.

4.13. Проводит репетиции, подписывает репетицийно-явочные листки, другие финансовые документы.

4.14. Руководит творческой группой и бригадой обслуживающих работников, которые создают передачу.

  1. Права режиссера телевидения

Режиссер телевидения имеет право:

5.1. Ознакомиться с проектами решений руководства телерадиокомпании, касающимися его деятельности.

5.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

5.3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

5.4. Запрашивать лично или по поручению своего непосредственного руководителя от руководителей подразделений телерадиокомпании и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

5.5. Требовать от руководства телерадиокомпании оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

  1. Ответственность режиссера телевидения

Режиссер телевидения отвечает:

6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

6.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.

  1. Условия труда режиссера телевидения

Режим работы режиссера телевидения определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в телерадиокомпании.

  1. Условия оплаты труда

Условия оплаты труда режиссера телевидения определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.

9 Заключительные положения

9.1 Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Телерадиокомпании, другой - у работника.

9.2 Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.

9.3 Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора телерадиокомпании.

Руководитель структурного подраздела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАННО:

Начальник юридического отдела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.0000

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.00

Должностная инструкция положена для каждой профессии. Не будет тут исключением и помощник режиссера. Помреж в творческой среде. Мы с вами разберем профессию с "технической" точки зрения - должностные обязанности, требования к специалисту. А в заключение познакомимся с мнением о своей работе уже состоявшихся помрежей.

Две категории деятельности

Помощник режиссера - специалист, трудовую творческую деятельность которого разделяют на две категории, каждая из которых имеет определенные требования, особенности:

  • Помреж второй категории. Специалист должен иметь профессиональное высшее образование в сфере искусства и культуры. В этом случае не предъявляется требований к наличию опыта работы. Второй вариант - среднее профессиональное образование в сфере искусства и культуры. Тут необходим опыт работы (конечно, в схожей структуре) не менее трех лет.
  • Помреж первой категории. На должность специалисты как принимаются, так и переводятся с вышеобозначенной категории. Если у соискателя есть высшее профессиональное образование по направлению "культура" или "искусство", то необходим опыт работы по специальности не менее трех лет. Если же профессиональное среднее образование, то опыт работы должен рассчитывать не менее чем 5-летний срок.

Во время отсутствия помощника режиссера на рабочем месте (больничный, отпуск и проч.) его обязанности переходят к сотруднику, назначенному по установленному порядку. Данный работник берет на себя обязанности помрежа, временно перенимает его права. Во время замещения он несет полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих временных обязанностей.

Помощник режиссера в театре или кино - квалификационная профессиональная группа "Должности работников искусства, кинематографии, культуры среднего звена". Нормируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 570 (31 августа 2007 года).

Требования к соискателю

Хоть помощник режиссера - творческая деятельность, требования к специалисту достаточно конкретные и четкие. Помреж обязательно должен знать:

  • Законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность учреждение исполнительских искусств.
  • Структуру организации, на вакансию которой гражданин откликнулся.
  • Особенности творческого и организационного процесса в учреждении работодателя.
  • Основы актерского мастерства, режиссуры, музыкальной грамоты, вокального, хореографического, хорового искусства, а также сценического и музыкального сопровождения постановок.
  • Оборудование сцены, ее общее устройство.
  • Основы сценических технологий, управления и экономики - касаемо области исполнительских искусств.
  • Организацию технического и материального обеспечения относительно творческого процесса.
  • Главные правила управления персоналом.
  • Основы трудового законодательства.
  • Правила рабочего внутреннего распорядка в организации, куда устраивается соискатель.
  • Нормы и правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии и проч.

Главные обязанности и задачи

Вакансия "помощник режиссера" определяет три основные функции специалиста:

  • Непосредственное участие в организации и планировании постановок.
  • Составление планов репетиций, расписаний, что подразумевает также и вызов для участия требуемых специалистов. Сюда входит не только организация, но и учет творческой деятельности.
  • Обеспечение как репетиций, так и постановок всеми требуемыми материалами и реквизитом.

Должностные обязанности

Должностные обязанности помощника режиссера - это следующие трудовые функции:

  • Непосредственное участие в организации и планировании как новых постановок, так ранее представленных.
  • Выполнение поручений режиссера-постановщика касаемо подготовительного периода организации постановки.
  • Участие в составлении репетиционных планов, графиков, расписаний новой постановки.
  • Обеспечение всеми необходимыми материалами репетиций.
  • Обеспечение репетиций всем требуемым реквизитом - мебелью, декорациями, музыкальными инструментами, элементами фонового шумового оформления, фонограммами.
  • Вызов артистов, суфлера и иных специалистов на репетиции.
  • Во время проведения репетиций - ассистент режиссера-постановщика.
  • По графику, установленному в данном учреждении исполнительского искусства, дежурство на репетициях, спектаклях, представлениях и концертах.
  • Проведение отдельных репетиций, поиск новых исполнителей по поручению режиссера-постановщика.
  • Учет представлений, репетиций, концертов и постановок, а также прочей творческой деятельности артистического и художественного персонала.
  • Выполнение заданий режиссера-постановщика касаемо организации, планирования и учета творческой деятельности.

Права специалиста

Помощник режиссера в Москве и других городах будет иметь одинаковые права:

  • Участие в совещаниях, проводящихся по организационным вопросам.
  • Запрос и получение от структурных подразделений необходимых для трудовой деятельности документов и материалов.
  • Участие в обсуждении вопросов, непосредственно влияющих на его профессиональную творческую работу.
  • Требование от руководства организации исполнительских искусств оказания содействия в следовании обязанностям и реализации трудовых прав.

Ответственность специалиста

Режиссера" предполагает наличие следующей ответственности специалиста:

  • За неисполнение или ненадлежащее или неполное исполнение своих рабочих обязанностей (которые предусматривает должностная инструкция специалиста) в том порядке, что диктует российское трудовое законодательство.
  • За правонарушения, что были совершены во время трудовой деятельности. Ответственность диктуется административным, уголовным и гражданским законодательством России.
  • За причинение ущерба организации, являющейся работодателем помрежа. В том порядке, что устанавливает актуальное российское трудовое законодательство.

О профессии

Вакансия "помощник режиссера" в Москве и иных городах нередко бывает открытой. Давайте посмотрим, как отзываются о ней те люди, которым уже удалось побывать помрежем.

Неизменный атрибут помощника режиссера - так называемая хлопушка. Это доска с бруском на шарнире, на которой пишется основная информация о процессе съемки - название произведения, режиссер, оператор, дата съемки, дубль, кадр. Хлопок этим устройством помогает затем совместить звуковую и видеодорожку.

На площадке помощник режиссера никогда не сидит без дела. Ему нужно в определенный момент появиться в кадре со свой "хлопушкой". Искусство это делать правильно приходит с опытом. Пометки на "хлопушке" и в монтажном листе, комментарии режиссера, отметка лучших дублей и уже снятых кадров - непосредственные обязанности помрежа.

Особенности труда

Работа помощника режиссера на относится к разряду объемных, но малозаметных для окружающих. Времени отдохнуть у помрежа нет. Приготовить и принести кофе режиссеру - тоже его обязанность. Трудовая смена - 12 часов. Притом съемки проходят не только в павильоне, но и на природе - в лесу или на болоте, в знойный день, метель или под дождем, в условиях города и на горных высотах. Помреж сопровождает съемочный процесс всегда, при любых условиях. Отсюда крепкий иммунитет обязателен.

Помрежи - обычно студенты творческих вузов или недавние выпускники. Их привлекает возможность набраться опыта, поработать с мастерами своего дела. Кого-то - вероятность стать со временем вторым режиссером.

Специалисты говорят, что важны для помрежа прежде всего коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение выступать "третейским судьей". Во время съемок вся творческая группа становится одной большой семьей, однако нередки тут и недопонимания. Задача помрежа - остановить конфликт в начале развития.

На биржах труда, надо сказать, подобная вакансия появляется редко. В творческой среде более актуально сарафанное радио.

Плюсы работы

В своих отзывах о любимой работе помрежи выставляют такие плюсы профессии:

  • Передача опыта от режиссера. Помреж видит, как он организует съемочный процесс, общается с актерами, сотрудничает с оператором. Этих знаний порой достаточно для съемки уже собственного фильма. Немало режиссеров "выросло" из помрежей.
  • Общение с творческими людьми. Мало того что вращение в творческом коллективе вдохновляет, так это постоянно одаряет новым опытом и идеями. Помреж также "обрастает" нужными деловыми связями.
  • Возможность состояться в роли руководителя, организатора, развить навыки работы с коллективом.

Помощник режиссера - рядовая, но довольно интересная творческая специальность. Мы разобрали ее со всех сторон - технической, официальной. И посмотрели на нее, так сказать, изнутри.

Данная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Режиссер телевидения" относится к категории "Профессионалы".

1.2. Квалификационные требования - полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Без требований к стажу работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные документы органов высшего уровня, определяющие требования к художественному уровню радиопрограмм;
- информацию об общественно-политических событиях, состояние и перспективы развития хозяйственной, научной и культурной жизни в стране и за рубежом;
- передовой отечественный и зарубежный опыт режиссерского мастерства;
- творческий процесс и технологию создания радиопередач;
- основы трудового законодательства, экономики, методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.4. Режиссер телевидения назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Режиссер телевидения подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Режиссер телевидения руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Режиссер телевидения во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Осуществляет в соответствии с календарно-тематическим планом вещания творческо-производственный процесс создания радиопрограмм.

2.2. Участвует в разработке тематического плана отдела (редакции).

2.3. Обеспечивает выполнение комплекса работ по подготовке программы.

2.4. Способствует обеспечению техническими средствами соответствующих передач.

2.6. Разрабатывает совместно с творческой группой режиссерский (рабочий) сценарий, при этом адекватно трактуя авторский замысел; проект календарно-постановочного плана (график производства), смета расходов (расчет основных расходов) и подает их на утверждение.

2.7. Участвует в разработке звукового решения передачи.

2.8. Подбирает и представляет на утверждение в установленном порядке состав исполнителей и основных участников передач.

2.9. Проводит репетиции, записи, монтаж передач, выпуск их в эфир в установленные сроки.

2.10. В случае необходимости работает за пультом.

2.11. Обеспечивает соблюдение графика производства, рациональную организацию труда творческой группы и бригады обслуживающих работников, экономное использование выделенных технических ресурсов.

2.12. Сдает вместе с редактором готовую передачу.

2.13. Подписывает репетиционно-явочные листы, другие финансовые документы.

2.14. Руководит творческой группой и бригадой обслуживающих работников, которые создают передачу, поддерживает творческую атмосферу в коллективе, работает над совершенствованием видов и форм речи.

2.15. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.16. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Режиссер телевидения имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Режиссер телевидения имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Режиссер телевидения имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Режиссер телевидения имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Режиссер телевидения имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Режиссер телевидения имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Режиссер телевидения имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Режиссер телевидения имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Режиссер телевидения имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Режиссер телевидения несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Режиссер телевидения несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Режиссер телевидения несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Режиссер телевидения несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Режиссер телевидения несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Режиссер телевидения несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Режиссер телевидения несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Р. Рождественский

Почему «хлопушка»?

Почти у каждой профессии есть отличительные признаки. Сложно представить художника без кистей, строителя без каски, бухгалтера без калькулятора. А у помрежа есть хлопушка. Она состоит из двух частей: доски и бруска на шарнире. На хлопушке пишется основная информация о фильме (рабочее название, режиссер, оператор), а также вспомогательная (дата съемки, сцена, кадр, дубль). Звук хлопушки позволяет монтажеру совместить звуковую и видеодорожку. Забавно, что часто хлопушка не выполняет своих первоначальных функций, так как звук пишется вчерне, и предполагается дальнейшее озвучивание фильма. Но и в этом случае помреж не сидит сложа руки (в самом прямом смысле).

Команда «Начали!»

В кармане у него: несколько маркеров, губка, чтобы стирать старые записи, секундомер, тейп (киношный скотч), мелки и, как показывает практика, еще и маленькая камера хранения для актерских вещей. После команды режиссера «Камера!» помреж, с хлопушкой наперевес, бежит в кадр. Правильно показать ее на камеру — тоже важное умение, которое приходит с опытом. Позиция помрежа зависит от того, какую оптику выбрал оператор. Дождь ли, снег — помреж всегда должен быть на посту.

Предположим, что снимается крупный план актера в болоте длиннофокусным объективом. Ничего не поделаешь, придется, предусмотрительно надев резиновые сапоги, лезть в болото к актеру, держать хлопушку у его лица, дожидаться команды «Начали!», хлопнуть, а потом, прыгая с кочки на кочку, со всех ног убегать из кадра, не забывая запустить секундомер.

Пока бегут секунды, нужно быстро переписать информацию на хлопушке и сделать пометки в монтажном листе. Слушать режиссера, писать комментарии для монтажера, отмечать лучшие дубли — также обязанность помрежа. Среди десятков листов у помрежа хранится режиссерский сценарий, где он зачеркивает отснятые сцены. В любой момент к «хлопушке» может подойти режиссер и задать каверзный вопрос: «Сколько длился дубль?», «Сняли ли сцену № 5?» и т. п.

Солнце еще высоко

У помощника режиссера нет возможности отдохнуть на съемочной площадке, хотя важность его работы не всегда и не для всех очевидна. В обязанности «хлопушки» входят и такие нехитрые занятия, как принести кофе режиссеру, что отнюдь не добавляет его роли значимости. Но если работаешь хорошо, есть возможность вырасти до второго режиссера. Правда, стоит быть готовым, что и в этой роли придется иметь железные нервы. Помощником режиссера работают девушки, обычно это студентки университетов кино или недавние выпускницы. Киношная смена длится 12 часов, практически все это время приходится бегать — эта работа не для ленивых. Съемки могут быть как в павильоне, так и на натуре: в дождь, снег, ночью, в болоте, на высоте 1000 метров. Поэтому хорошим здоровьем обладать просто жизненно необходимо.

На время съемок вся группа становится большой семьей, в условиях стресса нервы напрягаются до предела, и стоит больших трудов не сорваться на коллегу. Но киношный народ отходчивый, и если случается какое-то недопонимание, оно быстро разрешается во время обеда или после смены. Умение минимизировать конфликты и не создавать ссоры пойдет помрежу на пользу.

Общение с представителями других цехов (реквизит, костюмы, грим) часто приводит к тому, что помрежи обучаются профессии реквизитора или костюмера. Такая разносторонность повышает шансы работать на наиболее интересном проекте. Вакансии о работе в кино не найти на сайте вроде Rabota.ru, информация передается исключительно «сарафанным» радио.

Чего ради?

Несмотря на все очевидные минусы, у профессии есть ряд неоспоримых плюсов.

Где еще можно встретиться с таким количеством талантливых людей и побывать в самых отдаленных местах? Находясь на площадке рядом с оператором, помреж перенимает опыт, смотрит, как режиссер работает с актерами и группой, и, возможно, эти знания пригодятся на съемках собственного фильма. Многие режиссеры начинали «с низов», поднимаясь по карьерной лестнице.

Второй режиссер работает преимущественно со съемочной группой, координирует работу ассистента по актерам, костюмеров, гримеров. Именно он решает, когда группа пойдет на обед, дает указания помрежу, тщательно следит за режиссерским сценарием и делает все, чтобы ничего не отвлекало режиссера-постановщика от сотворения прекрасного. Хотя, если спросить у группы, кто такой «второй», они ответят: «Тот, который постоянно орет». Смех смехом, но есть доля истины в этом ответе.

Должность второго режиссера подразумевает контроль над организацией всего съемочного процесса.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, в «хлопушечьей» жизни случаются и забавные ситуации. Например, такие.

Мария Бондаренко

Мне было 19 лет. Это была моя первая работа на телевидении и самый-самый первый день. Много растерянности, ощущение невероятной ответственности, и было достаточно страшно сделать что-то не так. И вот, наступает момент, когда мне нужно выйти и первый раз сказать: «Сцена 1, кадр 1, дубль 1» перед камерами, и я понимаю, что хлопушка не открывается. Камеры включены, а я пытаюсь расцепить створки хлопушки с мыслями о том, что все, теперь меня уволят. Отдирала минуты три.

Это было первое апреля, а звукорежиссеры с операторами решили поприветствовать меня в новой команде таким образом, склеив хлопушку двусторонним скотчем. Было потом очень смешно. Как вспомню, из-за каких глупостей я тогда переживала... Зато остался на память смешной ролик со мной в панике, воюющей с хлопушкой.

Татьяна Змейкина

Чтобы не опускать камеру с красивого кадра (луна!) на хлопушку, меня поднимали «к луне» осветители. Если съемка проходит в маленькой комнате и камера преграждает путь к выходу, приходится прятаться — залезать в шкаф, под кровать, за диван.

И делать это прихолится вместе с бумщиком, реквизитором, осветителем и много с кем еще. И после «стопа» вся эта толпа начинает вылезать из укромного места — как из Нарнии.

Алена Гутман

Хочу сказать, что за время недолгой работы в качестве «хлопушки» на съемках я поняла, что режиссеры очень нелогичные люди. Когда я пришла в первый день на площадку, режиссер сказал, что я похожа на Сандру Баллок.

А потом, когда я, хлопнув, не совсем удачно спряталась и попала в кадр, запоров при этом очень сложный дубль, он закричал: «Уберите ее из кадра!!!» Как же так?

Екатерина Дорофеева

Я засветила два кадра. Снимали сложный дубль, сняли. Режиссер говорит: «А что это за блик был?» Все: «Да-а-а... Что это было?» И тут я понимаю, что это — мои часы! И тут еще кто-то понимает, что это мои часы. «Катя! А не твои ли это часы?» — говорят они. Переснимали. И второй раз было то же самое, причем я думала, что главное — не дать блик, и отошла подальше. Но опять из-за меня переснимали дубль!

Сейчас будут новые съемки в октябре, но часов этих у меня уже нет: искупалась с ними в море, они встали, и я их выкинула.

Сооснователь и контент-директор компании StudioBinder Дара Денеш составила список советов , которые будут полезны каждому второму режиссеру.

Вторые
режиссеры — одни из самых важных членов съемочной команды. Они отвечают
за коммуникацию на площадке, координацию цехов, расписание, разрешение
конфликтов и безопасность. Для того, чтобы стать хорошим вторым
режиссером, рекомендуем вам следовать следующим 13-ти принципам.


1. Попросите у режиссера список кадров


Когда
у вас есть список кадров, составлять расписание на день гораздо проще.
Что делать, когда вы работаете с режиссером, который не любит составлять
списки кадров или раскадровки? Спросите у него что-то вроде:
«Собираетесь ли вы снимать общий план, а потом восьмерку?» или «Нужно ли
будет снять несколько особых кадров?». Это позволит вам понять, как
много времени стоит выделить на каждую сцену. С другой стороны, если
он вам ответит, что пока не знает, что именно хочет, обратитесь
к оператору-постановщику. Дайте ему понять, что режиссеру нужна
поддержка и помощь в планировании кадров.


2. Составляйте реалистичное расписание


Проанализируйте
сцену и поймите, что именно вам нужно. Подумайте, сколько нужно
готовиться для каждого из элементов сцены: от настройки стедикама
до переодевания актеров. В расписании съемок мало подробной информации,
так что хорошо бы завести свое собственное место, куда можно добавлять
пометки.


Сервисы
вроде StudioBinder позволяют сильно сэкономить время и составить
подробные вызывные листы со включенным в них расписанием.


3. Начинайте съемочный день с пятиминутного брифа


Позовите
вашу основную команду (обычно продюсера, режиссера,
оператора-постановщика и остальных руководителей цехов) и пробегитесь
с ними по расписанию. Это лучший способ донести информацию до всех.
Не тратьте на такие собрания больше пяти минут. Если оно длится дольше,
значит, вам нужно реструктурировать расписание. Лучше изменить его
сразу, чем потом разбираться с проблемами.


4. Разбирайте сцены, чтобы быть готовым к изменениям


Ваше
расписание может меняться по разным причинам, в том числе требованиям
к свету, новым кадрам и изменениям в сценарии. Как только площадка
подготовлена, настало время пройтись по сценарию с режиссером,
оператором-постановщиком, гаффером, звукорежиссером
и художником-постановщиком, чтобы убедиться, что все идет по плану. Если
что-то неправильно, у вас будет достаточно времени, чтобы изменить
схему. Это лучше, чем терять время потом, отставая от расписания.
По мере того, как съемка сцены подходит к концу, готовьтесь
анализировать следующую. Всегда идите на шаг впереди.


5. Обсуждайте работу с цехами между сценами


Что
может разрушить съемки, так это «неизвестные неизвестные». Вы не можете
разобраться с проблемой, если не знаете об ее существовании. Задача
второго режиссера как информационного центра — собирать данные из разных
цехов как можно быстрее и предпринимать превентивные действия.
Слушайте, смотрите, спрашивайте и делайте все необходимое, чтобы
получить всю необходимую информацию и изменить план работы.


Единственный
эффективный способ это сделать — менеджмент во время обхода.
В перерывах между дублями и сценами (все время, пока не включена камера)
можно узнать лично у руководителей цехов, как продвигается их работа.
Кроме того, таким образом можно начать доверительный разговор, в ходе
которого вам могут сказать что-то, о чем не решались говорить перед
другими.


6. Эффективно выстраивайте связи


Вторые
режиссеры не только грамотно общаются с людьми, но и стратегически
мыслят. Они знают, что сказать, когда сказать и как сказать. Вот
несколько советов, как поддерживать поток информации на площадке:


— Есть
разница между криком и демонстрацией. В киноиндустрии сложился
стереотип, что второй режиссер всегда кричит. В большинстве случаев так
и есть, однако это не самый эффективный способ заработать уважение
команды.


— Пусть
информация будет важной. На любого, кто постоянно повышает голос,
вскоре перестанут обращать внимание. Подумайте, когда лучше поговорить
наедине.


— Поддерживайте связь с цехами. Обсуждайте, что должен сделать каждый из них, а затем следите, как они с этим справляются.


— Проводите 5-10 минутные прогоны следующих сцен.


7. Смиритесь с ролью человека, который решает проблемы. В этом ваша работа


Не жалуйтесь
на проблемы. Смиритесь с ними. Второй режиссер должен уметь их решать.
Будь то конфликт между членами съемочной группы или опасная для жизни
ситуация, ваша задача — разобраться с неприятностью, сохраняя позитивный
настрой.


Что вы должны делать


— Будьте
хорошим слушателем. Если вы заметите, что один из членов съемочной
группы чем-то недоволен, отведите его в сторону и дайте выговориться.
Это займет всего лишь несколько минут, но от этого зависит эффективность
работы человека и всего цеха. Если у вас с группой доверительные
отношения, они будут чувствовать, что за их благополучием следит друг.


— Возьмите
на себя ответственность за ошибку, даже если она не ваша. Пусть вся
команда знает, что вы работаете над решением проблемы. Это повысит
ее уверенность и уважение к вам.


— Подключайте
только тех, кто действительно необходим. Если появляется проблема,
которая требует остановки съемок, не трогайте ту часть группы, которая
на данный момент в них не участвует. Скажите, чтобы устроили небольшой
перерыв, пока вы пытаетесь разобраться. Это особенно важно, когда
обстановка накаляется. Не надо попусту тратить энергию команды.


Что вы не должны делать


— Не вините
других. Даже не рассматривайте этот вариант. Да, вторые режиссеры часто
пытаются переложить вину на кого-то другого. Однако цепочка
заканчивается на втором режиссере. Взаимные обвинения не только вредят
доверию к вам, но и приводят к тому, что люди будут бояться обращаться
к вам впоследствии.


— Не занимайте
сторон. Если между членами группы назрел конфликт, поговорите с каждым
отдельно, чтобы понять точку зрения каждого и найти решение. Часто
человеку достаточно высказаться, чтобы снять напряжение.


— Не занимайтесь
нравоучениями. Никто не любит, когда с ним разговаривают свысока, так
что кратко скажите то, что хотели, и двигайтесь дальше.


— Не допускайте
напряженной обстановке на площадке. Тут «сарафанное радио» работает
очень быстро, так что весь негатив может моментально сказаться
на энергии команды.


8. Три способа придерживаться расписания


Средний
съемочный день длится 12 и больше часов, так что это время нужно
использовать эффективно. Дополнительного времени нет никогда, так что же
делать, чтобы опережать расписание?


— Добавьте
время на непредвиденные обстоятельства. Все ваши расчеты можно будет
выбросить в окно, если на площадке возникнет какая-либо проблема, так
что даже если вы добавите по 15 запасных минут к каждой сцене, они
потенциально могут вам очень помочь. Это особенно важно, если
вы работаете с новой командой, которую еще плохо знаете.


— Выделите
дополнительное время на подготовку. Никогда не жалейте времени на такие
вещи, как грим, художественная постановка или подготовка сложного
кадра.


— Ищите
способы использовать время. Если что-то забуксовало (например, актерам
еще не закончили делать грим), придумайте что-то, что можно сделать
в это время. Возможно, это хорошая возможность отснять какую-то деталь
или заявочный план.

9. Запомните имена людей


Налаживание
контактов и завоевание доверия начинается с имен. Никому не нравится,
когда к нему обращаются на «Эй» или по должности. От вас не ожидают, что
вы будете поименно знать всех в первый же день. Поэтому и существуют
вызывные листы. Начните с их изучения и запомните, как зовут главных
членов группы и актеров.


10. Благодарность на многое влияет


На то,
чтобы сказать «Спасибо» не уходит много времени, но это мотивирует
людей усерднее работать. Относитесь ко всем на площадке одинаково,
потому что все должности важны, каждый заслужил уважения и симпатии.


Поставьте
себе цель поблагодарить каждого на площадке в то или иное время.
Вы задаете съемкам тон, а люди считывают эту информацию. Будьте для них
примером.


11. Поддерживайте энергию питанием


Энергия —
важный элемент успешных съемок. Еда и напитки — важный элемент для
ее поддержания. Хотя кормить команду — это не прямая обязанность второго
режиссера, он точно может повлиять на это.


Следите,
чтобы ваша еда была простой и здоровой: овощи, фрукты, сыр, мясо
и орехи. Избегайте пищи с высоким содержанием углеводов, вроде макарон
или пасты. Если люди устали, их может взбодрить чашка кофе.


12. Дайте актерам поучаствовать в принятии решений


Некоторые
актеры очень чувствительны. Налаживание с ним доверительных отношений —
важный элемент, благодаря которому они сохраняют позитивный настрой
и не уходят. Как второй режиссер вы постоянно будете взаимодействовать
с актерами, так что очень важно сразу же наладить с ними контакт.


Хороший
способ это сделать — дать им поучаствовать в решении задач, которые
непосредственно с ними связаны. Вы можете им сказать: «У меня тут
появилась идея, которую я хотел предложить режиссеру, но я сперва решил
посоветоваться с вами» или «А что вы думаете об этом?»


13. Концентрируйтесь на том, что действительно важно


Вас
будут заваливать информацией целый день. В такой ситуации очень просто
запутаться и потерять внимание. Всегда спрашивайте себя:


Сколько времени?


Что должно сейчас быть?



Что нужно разобрать?


Что нужно закончить?